Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:51, реферат

Описание работы

Физическая культура и спорт являются важным средством укрепления здоровья и продления жизни человека. Здоровый образ жизни должен прочно войти в повседневный быт современного человека. Для этого необходимо обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерной поддержки всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в вузах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы…………....5
2. Основы гигиены физической культуры…………………………………...7
2.1. Личная гигиена…………………………………………………………….7
2.2. Рациональное питание……………………………………………………9
2.3. Закаливание……………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Гигиена физической культуры - предмет задачи и методы.docx

— 35.61 Кб (Скачать)

Энергозатраты организма  выражаются в килокалориях (ккал). В  этих же единицах обозначается и энергетическая ценность пищи. Повышение активности процентов обмена веществ и энергии  при выполнении различной, главным  образом мышечной, деятельности является решающим фактором при определении  суточного расхода энергии. Чем  интенсивнее выполняемая физическая работа, тем выше энергозатраты. Умственный или полностью автоматизированный труд требует небольших затрат энергии.

При расчете калорийности пищи и ее состава в сутки можно пользоваться данными таблицы 1.

 

Таблица 1.

Состав и калорийность пищевых рационов для спортсменов  в сутки, г на 1 кг массы тела.

 

Наиболее массовые виды спорта

Белки

Жиры 

Углеводы 

Калорийность  ккал

Гимнастика 

2.1-2.4

1.5-1.6

8.3-9.0

60-62

Легкая атлетика:

Бег на короткие, средн. дист., прыжки, метания

2.4-2.5

1.7-1.8

9.5-10.0

65-70

Бег на длинные  дистанц., спортивная ходьба

2.0-2.3

2.0-2.1

10.0-11.5

70-60

Марафон

2.4-2.5

2.1-2.3

11.0-13.0

75-85

Плавание 

2.1-2.3

2.0-2.1

9.5-10.0

65-70

Тяжелая атлетика, атлетическая г-ка

2.4-2.5

2.0-2.3

10.0-11.0

70-75

Футбол и хоккей

2.3-2.4

1.8-1.9

9.0-10.0

62-65

Баскетбол, волейбол

2.1-2.3

1.7-1.8

9.0-10.0

62-65

Лыжный спорт, короткие дистанции

2.0-2.1

1.9-2.0

9.5-10.0

65-70

Длинные дистанции

2.1-2.3

2.0-2.1

10.5-11.0

70-73


 

Во время выполнения интенсивной мышечной работы в связи  с повышением обмена веществ потребность  в витаминах возрастает. Удовлетворять  потребность организма в витаминах  нужно, прежде всего, за счет употребления натуральных продуктов. В случае их нехватки рекомендуется принимать  витаминные концентраты из естественных продуктов (настой шиповника и др.) синтетических препаратов (“Аэровит”, “Ундевит” и др.).

В суточном режиме следует  устанавливать и строго придерживаться определенного времени для приема пищи, что способствует ее лучшему  перевариванию и усвоению. Принимать  пищу следует за 2-2.5 ч до тренировки и спустя 30-40 мин. после ее окончания.

Питаться лучше 4 раза в  день: завтрак – 7 – 7.30, обед – 13.00 – 14.00, полдник – 16.00 – 17.00, ужин – 20.00 – 20.30. можно ограничиться и трехразовым  питанием.

Примерное распределение  калорийности суточного рациона питания.

 

завтрак

обед

полдник

ужин

Четырехразовое  питание

35-40

30-35

5

25-30

Трехразовое питание

40

35

-

25


 

При приеме пищи все внимание стоит уделять еде.

Отвлечения от еды приводят к нарушению пищеварения и  усвоения пищи. Во время еды нельзя торопиться. Пища должна всегда хорошо пережевываться.

 

2.3. Закаливание.

 

Закаливание – система  мероприятий, направленных на повышение  устойчивости организма к различным  воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, понижению  атмосферного давления).

Систематическое применение закаливающих процедур снижает число  простудных заболеваний в 2 – 5 раз, а в отдельных случаях почти  полностью исключает их. Закаливание  способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшает кровообращение, повышает тонус ЦНС, нормализует обмен веществ, помогает выработать рациональный гигиенический  режим.

Приступать к закаливанию  можно практически в любом  возрасте, предварительно посоветовавшись  с врачом. Он не только проверит состояние  здоровья, но и поможет определить форму закаливающих процедур и их дозировку. Установлены следующие  гигиенические принципы закаливания: систематичность требует регулярного, ежедневного выполнения закаливающих процедур. Длительные перерывы в закаливании  ведут к ослаблению или полной утрате приобретенных защитных реакций. Обычно через 2 – 3 недели после прекращения  процедур устойчивость организма к  закаливающему фактору снижается; постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур. При  выборе дозировки и форм проведения закаливания необходимо учитывать  индивидуальные особенности человека (возраст, состояние здоровья и др.), поскольку реакция организма  на закаливание у разных людей  неодинаковая;

Разнообразие средств  и форм обеспечивает всестороннее закаливание. Как правило, устойчивость организма  повышается только к тому раздражителю, воздействию которого он многократно  подвергался. Так, повторное воздействие  холода вырабатывает устойчивость организма  лишь к холоду, повторное действие тепла, наоборот к теплу.

Вот почему необходимо использование разнообразных форм закаливания.

Самоконтроль. Показателями правильного проводимого закаливания и его положительного эффекта являются крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и т.п. Бессонница, раздражительность, снижение аппетита и работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо обратиться к врачу и изменить форму проведения и дозировку процедур.

Заключение

 

Значительного расцвета гигиена  достигла в наши дни. В настоящее  время в стране существует целая  система гигиенических учреждений разного типа: научно-исследовательские  институты, санитарно-гигиенические  лаборатории, санитарно-эпидемиологические станции.

Внедрение в жизнь гигиенических  требований осуществляется путем санитарного, т. е. направленного на оздоровление законодательства, санитарного надзора, санитарного просвещения.

По своей природе гигиена - наука предупредительная, главная ее задача - предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.

Важным разделом гигиенической  работы является диспансеризация. Так называется активное наблюдение медицинских работников за здоровьем различных групп практически здоровых людей с целью предупреждения или своевременного выявления у них заболеваний и направления их в случае необходимости на лечение, не дожидаясь, пока человек почувствует себя больным и обратится за медицинской помощью. В частности, диспансеризация проводится среди детей, готовящихся к поступлению в школу. Профилактический осмотр детей различными специалистами - педиатрами, окулистами, отоларингологами, психоневрологами и другими врачами проводится для того, чтобы своевременно выявить возможные отклонения в состоянии здоровья детей и к моменту поступления в школу полностью их вылечить, иначе нездоровье помешает им успешно учиться.

Государство заботится  о здоровье граждан, о создании наилучших условий для их жизни, труда, быта. Подчеркивается, что бережное отношение к своему здоровью и здоровью других членов общества является обязанностью каждого гражданина нашей страны. И это совершенно справедливо. Дело в том, что создаваемые государством благоприятные условия для жизни людей сами по себе еще не могут обеспечить высокого уровня их здоровья. Важно то, как сами граждане относятся к своему здоровью, обладают ли они санитарной культурой, необходимыми гигиеническими навыками. Что из того, например, что человек работает в чистом, хорошо вентилируемом и хорошо освещенном помещении, что на этом предприятии правильно организовано питание работающих и т. д., если этот человек не считает необходимым чистить зубы, следить за чистотой тела и одежды, соблюдать правильный режим труда и отдыха, избегать таких вредных веществ, как алкоголь и никотин.

Особенно близки гигиене  две другие науки о человеке - анатомия и физиология. Анатомия изучает строение и форму тела, отдельных органов и тканей; физиология - жизнедеятельность организма в целом, а также отдельных органов и их систем.

При этом сведения, добываемые различными другими науками, гигиенисты оценивают в свете знаний о человеке, получаемых анатомией и физиологией.

 

Список  литературы:

 

1. Волынская Е.В. Гигиенические  основы здоровья: Методическое пособие. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.

2. Лаптев А.П. Гигиена массового  спорта. - М.: ФиС, 1984.

3. Лаптев А.П., Малышева И.Н. Практикум  по гигиене. - М.: ФиС, 1987.

4. Лаптев А.П., Полиевский С.А.  Гигиена: Учебник для ин-тов  физич. культ. - М.: ФиС, 1990.

5. Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984.

6. Полиевский С.А. Физическое  воспитание учащейся молодежи. - М.: Медицина, 1989.

7. Черноусов О.Г. Физическая культура  и здоровый образ жизни: Учебное  пособие. – Томск: ТМЦДО, 2002.


Информация о работе Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы