Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:51, реферат

Описание работы

Физическая культура и спорт являются важным средством укрепления здоровья и продления жизни человека. Здоровый образ жизни должен прочно войти в повседневный быт современного человека. Для этого необходимо обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерной поддержки всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в вузах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы…………....5
2. Основы гигиены физической культуры…………………………………...7
2.1. Личная гигиена…………………………………………………………….7
2.2. Рациональное питание……………………………………………………9
2.3. Закаливание……………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Гигиена физической культуры - предмет задачи и методы.docx

— 35.61 Кб (Скачать)


Харьковская государственная  академия физической культуры

РЕФЕРАТ

Тема

Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса 37 гр

Педун Юлия

 

 

 

Харьков 2012

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Гигиена  физической культуры – предмет,  задачи и методы…………....5

2. Основы  гигиены физической культуры…………………………………...7

  2.1. Личная  гигиена…………………………………………………………….7

  2.2. Рациональное  питание……………………………………………………9

  2.3. Закаливание……………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………...14

Список  литературы…………………………………………………………….16

Введение

 

Физическая культура и  спорт являются важным средством  укрепления здоровья и продления  жизни человека. Здоровый образ жизни  должен прочно войти в повседневный быт современного человека. Для этого  необходимо обеспечить воспитание, начиная  с самого раннего возраста, физически  крепкого молодого поколения с гармоническим  развитием физических и духовных сил. Это требует всемерной поддержки  всех видов массового спорта и  физической культуры, в том числе  в вузах, вовлечения в физкультурное  движение все более широких слоев  населения, особенно молодежи.

В определении стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать.

Соблюдение этих или  подобных принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек  должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого  он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело  реализовывать свои потребности  и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры и гигиены.

Основными задачами современной  гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного  законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения  трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Научной основой гигиены  служит разработка гигиенических нормативов - предельно допустимых концентраций и уровней, ориентировочных безопасных уровней воздействия (ПДК, ПДУ, ОБУВ и др.) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, одежды и обуви с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни.

Физическая культура широко используется не только как средство укрепления здоровья, повышения работоспособности  человека, профилактики заболеваний, но и как важное лечебное средство. Естественно, физическая культура и  спорт, если их рассматривать только как комплексы физических упражнений, не смогут решить всех своих задач. Поэтому физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими  упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и пр., но должна охватывать и общественную, и личную гигиену труда и быта, использование  естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха и т.д. Отсюда очевидна актуальность гигиены  физической культуры как самостоятельной  отрасли гигиенической науки.

 

Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы.

 

Гигиена (hygieinos) – область  медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Она  изучает влияние условий жизни  и труда на здоровье человека и  разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний.

На организм человека могут  воздействовать различные факторы  внешней среды:

  • Химические – химические элементы и соединения, находящиеся в воздухе, воде, почве, пище.
  • Физические – температура, влажность и давление воздуха, радиация, вибрация, шум и т.п.
  • Биологические – микроорганизмы, гельминты, грибы.
  • Социальные факторы – характер трудовой деятельности, питание, жилищно-бытовые условия и др.

В настоящее время гигиена  физической культуры – вполне оформившаяся отрасль гигиенической науки. Основными задачами этой науки являются:

  1. Изучение влияния различных факторов внешней среды и социальных условий на состояние здоровья и работоспособность физкультурников и спортсменов.
  2. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по созданию оптимальных условий для физического воспитания и спортивной тренировки.
  3. Научное обоснование и разработка нормативов, правил и мероприятий по использованию гигиенических средств и природных факторов для укрепления здоровья, повышения работоспособности и роста спортивных достижений.

Этими задачами и определяется значение гигиены  физической культуры. При решении  указанных задач гигиена физической культуры опирается на данные общей  гигиены и профильных гигиенических  дисциплин, широко использует теорию физического  воспитания, спортивную медицину, физиологию спорта и другие науки.

В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука использует разнообразные методы. Они используются для гигиенической оценки факторов окружающей среды. К ним относятся  санитарное обследование и описание, физические, химические и биологические  методы санитарной экспертизы.

Методы санитарного  описания и обследования позволяют  выявить общее состояние отдельных  групп или населённых пунктов. При  этом привлекаются статистические и  демографические показатели в исследуемом  районе и делаются общие выводы о  состоянии здоровья населения и  факторах, влияющих на него.

Для определения количественных характеристик среды, и её свойств  используются физические, химические, биологические методы исследования.

Для изучения влияния окружающей среды на организм человека используются физиолого-биологические, клинические, антропометрические, экспериментальные  методы. При необходимости установить влияние среды на здоровье коллектива пользуются санитарно-статистическим методом.

Практическое претворение  в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называется санитарией. Достижения гигиены внедряются путём общественно-гигиенических  мероприятий. С этой целью разрабатываются  различные санитарные правила и  нормы. Для эффективного использования  достижений гигиены необходимо, что  бы каждый человек понимал их значение. В связи с этим огромная роль принадлежит  санитарному просвещению.

В зависимости от предмета изучения гигиеническая наука подразделяется на:

  • Гигиену окружающей среды
  • Гигиену питания и здоровья
  • Гигиену труда
  • Социальную гигиену.

 

2. Основы гигиены физической  культуры.

 

Гигиена – наука о  сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача – изучение влияния  условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение  оптимальных условий существования  человека, сохранение здоровья и долголетия.

Молодые специалисты, окончившие Вузы, должны хорошо знать основные положения личной и общественной гигиены и умело применять  их в быту, учебе, на производстве, при  организации различных мероприятий  по массовой физической культуре и  спорту в условиях профессиональной деятельности.

Одной из профильных гигиенических  дисциплин является гигиена физической культуры и спорта. Она изучает  взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом  с внешней средой. Цель такого изучения – разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышения  работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.

 

2.1. Личная гигиена.

 

Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену  одежды и обуви. Особенно оно важно  для студентов, т.к. строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению  умственной и физической работоспособности  и служит залогом спортивных достижений.

Рациональный суточный режим создает оптимальные условия  для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит  ритмическое и правильное чередование  труда и отдыха и других видов  деятельности.

Суточный режим должен основываться на законах о биологических  ритмах. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня  вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего студенты могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.

Основные правила организации  суточного режима: подъем в одно и то же время;

Выполнение УГГ и  закаливающих процедур;

Приема пищи в одно и  то же время, не менее 3 раз в день (лучше 4 – 5 раз в день);

Самостоятельные занятия  по учебным дисциплинам в одно и тоже время;

Не реже 3 – 5 раза в неделю по 1,5 – 2 ч. занятия физическими упражнениями и спортом с оптимальной физической нагрузкой;

Выполнение в паузах учебной деятельности (3 – 5 мин) и  физических упражнений;

Ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5 – 2 ч);

Полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время.

Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям. Уход за телом включает в себя ежедневный уход за кожей всего тела, уход за волосами, уход за полостью рта и зубами.

 

Гигиена одежды и обуви. Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений.

Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Спортивная обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой.

Необходимо, чтобы и  теплозащитные и водоупорные  свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям  отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводимость, хорошую эластичность, а так же обладающая способностью сохранять  форму после намокания

 

2.2. Рациональное питание.

 

Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и продлению  творческого долголетия. Для людей, занимающихся физической культурой  и спортом, рациональное питание  способствует повышению работоспособности, быстрейшему восстановлению после  утомления и достижению высоких  спортивных результатов.

Гигиенические требования к пище. Пища представляет собой  определенную комбинацию продуктов  питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных  солей и воды. Основные гигиенические  требования, предъявляемые к пище следующие:

  • оптимальное количество, соответствующее энергетическим затратам человека, в процессе жизнедеятельности;
  • полноценное качество, т.е. включение всех необходимых питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей), сбалансированных в оптимальных пропорциях;
  • разнообразие и наличие различных продуктов животного и растительного происхождения;
  • хорошая усвояемость, приятный вкус, запах и внешний вид;
  • доброкачественность и безвредность.

Информация о работе Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы