Гипотезы происхождения речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

Речь, т. е. общение людей при помощи слов, играет громадную роль в общественной жизни. Речь сопровождает все наши дела и поступки, предваряет и подытоживает их. Благодаря словам становится возможен обмен опытом между людьми; отчеканенные в формы речи образы и идеи превращаются в достояние масс, передаются от поколения к поколению и живут в веках. Речь как бы пронизывает все поры народной жизни. Она проявляется в первых, еще невнятных словах ребенка и в насыщенных богатым житейским содержанием повествованиях бывалых людей, в повседневном разговоре на бытовую тему и в сложном научно-теоретическом рассуждении, в пламенных призывах народного трибуна и в размеренных строках вдохновенной песни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Этологический механизм происхождения речи у гоминид.…………...5
Гипотезы происхождения речи.………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………24
Список использованных источников.………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Гипотезы происхождения речи.doc

— 371.00 Кб (Скачать)

Московский университет  государственного управления

Кировский филиал

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Антропология»

Тема: «Гипотезы происхождения речи»

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила студентка                                                                             группы ПЗ-43                                                                                           Авдеева Е.А.

Проверила

Попова Э.А.

 

                                                                    

 

 

Киров

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………...3

Этологический механизм происхождения речи у гоминид.…………...5

Гипотезы происхождения  речи.………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………24

Список использованных источников.………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«От жары бамбук потрескался, и лучины  
разошлись в разные стороны. Так у первых 
людей появились руки и ноги, а на голове  
– глаза, уши и ноздри. Но вот раздался особенно 
громкий треск: «Вааах!». Это у первых людей  
открылись рты, и они обрели дар речи».

«Мифы и предания папуасов маринд-аним».

Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Речь, т. е. общение людей  при помощи слов, играет громадную  роль в общественной жизни. Речь сопровождает все наши дела и поступки, предваряет и подытоживает их. Благодаря словам становится возможен обмен опытом между людьми; отчеканенные в формы речи образы и идеи превращаются в достояние масс, передаются от поколения к поколению и живут в веках. Речь как бы пронизывает все поры народной жизни. Она проявляется в первых, еще невнятных словах ребенка и в насыщенных богатым житейским содержанием повествованиях бывалых людей, в повседневном разговоре на бытовую тему и в сложном научно-теоретическом рассуждении, в пламенных призывах народного трибуна и в размеренных строках вдохновенной песни.

Являясь средством выражения  мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека.

Умение пользоваться речью отличает человека от животных. Разговаривая, люди сообщают друг другу  свои мысли, чувства, просьбы. Без языка  человеческое общество и цивилизация не могли бы существовать.

Откуда же проистекает  удивительная способность речи? Из каких исторических глубин приходят к нам слова и как они  возникают? Как возникли первые слова, на основе которых сложилось все  позднейшее богатство речи? 

Вот вопросы, которые издавна волновали умы исследователей и которые неизбежно встают перед каждым мыслящим человеком, когда он задумывается над этим явлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЧИ У ГОМИНИД

 

Гоминиды или большие человекообразные обезьяны  (лат. Hominidae) — семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее в том числе и людей.

 

Возникновению речи у  гоминид предшествовало несколько этапов.

Первый этап соответствует  уровню развития системы коммуникации у низших узконосых и некоторых  широконосых обезьян, второй этап - таковому у человекообразных обезьян  Старого Света (шимпанзе, горилла, орангутан ). Основная функция коммуникации на первом этапе - предотвращение и торможение агрессии. В комплексах коммуникации звуки связаны с мимикой и позой, и в меньшей степени с жестами, а роль тактильной и ольфакторной коммуникаций снижается. На этом этапе коммуникация служит важным механизмом повышения социабельности сородичей - членов группы, поэтому развиваются преимущественно визуальные и акустические элементы в дружелюбном контексте поведения. Для комплексов коммуникации характерно усиление связи элементов в рамках визуального канала (мимика, позы, жесты), а также сохранение взаимосвязи визуального и акустического каналов. На этом этапе эволюции системы коммуникации в филогенезе приматов сложились две приоритетные формы общения - довербальная (визуальная) и акустическая.

На третьем этапе у австралопитековых и человека умелого, вероятно, происходило дальнейшее развитие предпосылок возникновения речи. Все большее значение в общении приобретали прогрессивные визуальные элементы - жесты, которые могли нести знаковую нагрузку; возможно, в этот период стали использоваться высшие категории жестов - указательные и изобразительные. Далее, у гоминид расширилось общение с помощью новых разнообразных контактных звуков. Вероятно, это происходило путем имитационного научения. По всей видимости, акустические сигналы у австралопитековых и человека умелого развивались в комплексе с довербальной системой.

Гипотезы возникновения  речи основаны либо на приоритете звуковых сигналов, либо - жестовой коммуникации. Были предприняты попытки синтеза  этих двух основных гипотез на основе связи жеста с акустическим сигналом. Вероятно, у ранних гоминид жесты действия и указательные жесты несли основную смысловую нагрузку, а акустические сигналы дополняли их. Следовательно, этологический механизм возникновения звуковой речи в дальнейшей эволюции человека заложен в системе коммуникации как комплекс довербальных и акустических элементов, дополненный тактильными и ольфакторными формами коммуникации.

Поскольку в антропогенезе  шло усложнение орудийной деятельности, то наступил неизбежный конфликт между двумя функциями руки - коммуникационной и манипуляционной. Мимика вступала в конфликт с артикуляцией и мешала развитию дифференцированного вокала. Представляется, что следствием этого была перестройка системы коммуникации, заключающаяся в инверсий двух приоритетных каналов связи: основная смысловая нагрузка переходила к акустическому каналу и на его основе складывалась вербальная коммуникация, а довербальная система трансформировалась в невербальную, продолжавшую нести определенную долю смысловой нагрузки и дополнявшую вербальную систему, а кроме того, служившую маркером социального статуса, эмоционального и психического состояния особи.

Следовательно, речевая  коммуникация в антропогенезе сформировалась на основе сложного единства всех каналов связи - комплексов коммуникации, при усилении элементов визуального (невербального) и акустического каналов. И это подтверждает мнение, что речь возникла на основе развитой психической деятельности, на основе мышления, а также на определенном уровне развития социальности и коммуникации особей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ  РЕЧИ

 

Первобытные люди жили небольшими группами, охотились и работали вместе. Чтобы  совместная охота была успешной, им необходимо было согласовывать свои действия, то есть каким-то образом общаться между собой. Многие животные, живущие стаями, обращаются друг к другу при помощи рычания, телодвижений и крика. Однако в процессе эволюции у людей развилась особая система общения – язык, позволявший выражать мысли с помощью слов и предложений. Это был медленный, постепенный процесс, но при этом появление языка и речи означало огромный скачок в эволюции человеческого интеллекта.

Существует ряд гипотез происхождения речи, которые не равнозначны по своей объяснительной силе, по степени проработанности деталей, по стройности. Каждая из этих гипотез акцентирует внимание на какой-либо одной стороне процесса антропосоциогенеза.

  1. Гипотеза звукоподражания.

Идет от древнегреческих  философов-стоиков. Смысл теории в том, что человек обрел свой язык, подражая звукам окружающей его природы (журчанью ручья, пению птиц, грохоту грома и т.д). Аргументы в пользу этой теории: а) наличие в любом языке звукоподражательных слов типа ку-ку, хлоп, тьфу и производных слов куковать, хрюкать, хлопать; б) появление в детской речи, которая как бы повторяет этапы филогенеза, аналогичных словообразований (гав-гав – собака, ням-ням – кушать, би-бика – машинка). Действительно, во всех языках имеются иконические знаки, но настоящие языковые знаки – не иконические, а символические, то есть конвенциональные (их смысл возникает как бы на основе договоренности между пользователями) Кроме того,  даже «иконические» языковые знаки носят договорной, то есть конвенциальный характер.

Положительное в теории. Действительно, неязыковые знаки, которые использует человек, часто построены по принципу иконичности (например, знаки дорожного движения). Но для того, чтобы некий знак стал общеупотребимым  знаком человеческого языка, нужен социальный договор. 

Данные, которые противоречат теории звукоподражания как полностью  объясняющей происхождение языка: первичная звуковая система, которой  пользуется ребёнок, обходится без  слов, в том числе и звукоподражательных. 

  1. Гипотеза «трудовых выкриков».

Сущность этой гипотезы состоит в том, что язык возник из звуков, сопровождающих совместную трудовую деятельность людей. Справедливые с точки зрения современной психолингвистики положения: а) язык возник в процессе социального взаимодействия людей; б) языковые знаки вторичны по отношению к невербальным способам коммуникации;  в) совместная деятельность требует употребления конвенциальных знаков.

Трудовая  теория глоттогенеза (развития речи) связывает  развитие речи с техникой обработки камня.

Полагают, что голосовая  деятельность человека  времен олдувайской культуры представляла собой отдельные звукосочетания, в большей степени выражающие эмоциональное состояние “говорящего”, чем несущие информацию соплеменникам.  Лишь позже человек обретет слова и речевые синтагмы. Время употребления первых слов соответствует появлению шелльских орудий труда.  Синтагмы - это цельные смысловые единицы - появляются уже в позднем палеолите.

Речевая функция, согласно трудовой теории глоттогенеза, возникает  из-за необходимости организовывать общественный процесс труда.

  1. Жестовая гипотеза происхождения языка. (Теория французского феноменолога М.Мерло-Понти (1959).

Вначале был осмысленный  жест и эмоциональная фонация, затем  – осмысленный звук. В процессе развития ребёнок вначале создает  невербальную (жестовую) протоязыковую систему, затем уже овладевает языком как фоно-лексико-грамматической структурой.   

Мерло-Понти утверждает, что язык следует понимать исходя из единства души и тела, как оно  дано в жесте. В жесте, который  экспрессивен (выразителен), смысл находится в «зародышевом состоянии», рождается.

Частично знак связан с движением – у животных и  маленьких детей, но овладение языком как символической системой освобождает  восприятие знака от телесного движения. Телесное движение либо затормаживается на неопределённый срок, либо из мышечного преобразуется в вегетативное движение.  Всем нам известна способность человека «краснеть». Люди краснеют при осознании общественно недопустимой информации (в ситуации стыда)  или в случае,  когда в ответ на восприятие информации адресат сообщения испытывает физическую мобилизацию  (в ситуации «борьбы или бегства»), но двигательная реализация физического напряжения не допускается социальными правилами и ограничивается расширением поверхностных капилляров кожи на лице.

Жесты глухонемых, необученных  специальному условному языку, иконично напоминают незавершенные движения или описывают форму предметов, о которых адресанты сообщения  пытаются сообщить. Но настоящее усвоение всего человеческого опыта глухонемыми оказалось возможным только после создания специального «договорного» жестового языка, то есть кодовой системы (первая попытка создания такого языка осуществилась в середине 19 века во Франции). Жестовый язык глухонемых, которых специально обучили специалисты по сурдопедагогике, имеет символический характер. Для того, чтобы освоить  языковую систему человека в полном объеме, и обрести символическую способность, присущую человеку, следует отказаться от однозначной связи иконического жеста и обозначаемого им явления.

Известна функциональная асимметрия мозговых полушарий - принципиальная особенность мозга говорящего человека, наличествующая вне зависимости  от того, пользуется человек обычным  языком, или он пользуется жестовым языком глухонемых.  “У большинства людей в левом полушарии расположены зоны порождения и восприятия речи, так называемые зоны  Брока и Вернике, таким образом, левое полушарие является “речевым”, а тем самым, обычно, и “доминантным” (т.е. “главенствующим”); точнее, оно ответственно за логико-грамматическую расчленённость и связность нашей речи, за её форму, а также, по-видимому, и за абстрактную лексику, короче - за аналитическое, абстрактное мышление. При афазиях (нарушениях речи), обусловленных травмами левого полушария, речь теряет грамматическую правильность и плавность (причем по-разному, в зависимости от того, какие участки поражены - лобновисочные или задневисочные). В противоположность левому, правое полушарие теснее связано с наглядно-образным мышлением, со зрительными, пространственными, звуковыми или иными образами, а специально в области языка - с предметными значениями слов, особенно конкретных существительных. Оно характеризуется нерасчленённым, но зато и более целостным восприятием мира и является источником интуиции. При заболеваниях и травмах, поражающих правое полушарие, грамматическая правильность высказываний может сохраняться, но речь становится бессмысленной. Интересно, что в детском возрасте асимметрия мозга ещё не проведена полностью и в случае частичного поражения того или иного участка коры головного мозга другие участки могут взять на себя его функции. В норме оба полушария работают в непрерывном контакте друг с другом, совместной работой обеспечивая всё поведение человека, его мышление и речь”.

Символичность жестового языка доказывается тем, что при травмах мозга, которые обычно сопровождаются  нарушениями производства и понимания речи, люди, пользующиеся жестовым языком, также испытывают сложности в языковом кодировании по принятым условным правилам.

Информация о работе Гипотезы происхождения речи