Индивидуальные особенности памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 00:12, реферат

Описание работы

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.
Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. “Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям.

Работа содержит 1 файл

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ.docx

— 33.71 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛА:

Студентка 4 курса

Специальности «УП и ЭТ»

Группы 0505-А

Онищенко Юлия 
 
 
 
 
 
 

Донецк - 2011 

Введение

     Память  – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.

     Память  это основа личности. По представлению  древних греков богиня памяти Мнемозина  мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. “Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям.

     Память  лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря  памяти человек выделился из животного  царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и  дальнейший прогресс человека без постоянного  улучшения этой функции немыслим.

     Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигла у человека. Такими мнемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 1.  Память и ее виды.

     При классификации видов памяти возможны самые различные подходы, дающие возможность рассмотреть многообразие форм памяти с разных точек зрения.

     Поэтому существует несколько оснований  для классификации видов человеческой памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах  запоминания, сохранения и воспроизведения  материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае, говорить о  двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видов памяти.

       Мгновенная или иконическая, память  связанна с удержанием точной  или полной картины только  что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было  переработки полученной информации. Эта память – непосредственное  отражение информации органами  чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет  собой полное остаточное впечатление,  которое возникает от непосредственного  восприятия стимулов. Это память  – образ.

     Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого  промежутка времени. Длительность удержания  мнемических следов здесь не превышает нескольких секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется неполный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его как более существенные элементы.

     Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока в  диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, ставшей  перед человеком, и рассчитан  только на решение данной задачи. После этого информация может исчезнуть из оперативной памяти.

     Этот  вид памяти по длительности сохранения информации по своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

     Долговременная  – это память, способная хранить  информацию в течение практически  неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком  сколько угодно раз, без утраты.

     Генетическую  память – можно определить такой, в которой информация хранится в  генотипе, передаётся и воспроизводится  по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти является, по-видимому, мутации, и связанные с ними изменениями генных структур. Генетическая память человека – едина, на неё не возможно оказать влияние через обучение и воспитание.

     Зрительная  память связана с сохранением  и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для  людей любых профессий, особенно для инженеров и художников.

     Слуховая  память – это хорошее запоминание  и точное воспроизведение разнообразных  звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим  иностранные языки, акустикам, музыкантам.

            Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.

     Двигательная  память представляет собой запоминание  и сохранение, а при необходимости  и воспроизведение с достаточной  точностью сложных многообразных  движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности, трудовых и спортивных умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

     Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов  памяти, но особенно проявляется в  человеческих отношениях.

       Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной памятью ограничен. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

     По  характеру участия воли в процессах  запоминания и воспроизведения  материала память делится на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки или перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, и сам процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий.

     Рассмотрим  теперь некоторые особенности и  взаимосвязь двух основных видов  памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной  и долговременной. Объем кратковременной  памяти индивидуален. Он характеризует  природную память человека и обнаруживает тенденцию сохранению в течение  всей жизни.

     Кратковременная память играет большую роль в жизни  человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, ненужная отсеивается и остаётся потенциально полезная. Вследствие этого  не происходит перегрузка долговременной памяти изменёнными сведениями. Кратковременная  память имеет большое значение для  организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.

     Переход информации из кратковременной в  долговременную связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившей через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такое количество информации, которое превышает объём кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путём повторения.

     Обычно  в долговременной памяти оказывается  лишь то, что находится в сфере  внимания человека. Одним из возможных  механизмов кратковременного запоминания  является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала  в виде определённых последовательно  расположенных символов в слуховой и зрительной системе человека.

     Более точно и строго память человека можно  определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим  свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда-то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.

     Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических  процессов (в том числе и памяти) и состояний.

Способности представляют собой высший уровень  развития общих и специальных  знаний, умений и навыков, обеспечивающие успешное выполнение человеком различных  видов деятельности.

     Способности – это, то что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение закрепление и эффективное использование на практике. Это определение является наиболее узким и наиболее точным из всех трёх.

       Поэтому рассматривая различные  классификации особенностей человека. В первую очередь различают  природные, или естественные, способности  и специфические человеческие  способности, имеющие общественно-историческое  происхождение.

     В данной классификации память является одной из природных способностей наряду с мышлением, воображением. Эти  способности непосредственно связаны  с врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при  наличии жизненного элементарного  опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперативного обусловливания, импринтинга и ряда других.

     Этот  вид памяти является общим у человека и животных особенно высших, например у обезьян. У человека, кроме биологических обусловленных есть способности, обеспечивающие его жизнь и развития в социальной среде. Это общие и интеллектуальные специальные высшие способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические учебные и творческие, предметные и межличностные.

     Общие способности это такие способности, которые определяют успех человека в самых различных видах деятельности к ним, и относится развитая память наряду с умственными способностями  совершенной речью тонкостью  и точностью ручных движений. 

     Обратимся теперь к непосредственному анализов некоторых фактов свидетельствующих, за и против обусловленности индивидуальных различий в познавательных процессах и интеллектуальных способностей детей.

     В результатах исследования очень  много противоречивого. В одних  случаях эта связь прослеживается, а в других нет. Поэтому такие  суждения типа: “У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят  в абстрактном мышлении.”. “Память является необходимым показателем интеллекта” не вполне соответствуют действительности.

РАЗДЕЛ 2. Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и  зарубежными исследователями.

     Интерес к проблеме памяти проявляется уже  в далёкой древности. Попытки  подойти к её пониманию мы находили у Платона и Аристотеля, которые  осмысливали эти вопросы в  основном с философской позиции. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить  восковой дощечке для письма на ней  и запечатляются происходящие события.

       Более высоких успехов в научном  изучении памяти добились английские  психологи XVIII – XIX вв. собравшие  большой экспериментальный материал  давший возможность сформулировать  целый ряд теоретических положений.  В частности, получено развитие  представления об ассоциациях.  И их роли в процессах памяти.

Информация о работе Индивидуальные особенности памяти