Разновидности физкультурно-здоровительных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:32, реферат

Описание работы

Аэробика
Шейпинг
Изотон
Стретчинг
Фитнесс
Бодибилдинг

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.Разновидности ФОТ З.О.doc

— 787.00 Кб (Скачать)

Сибирский государственный  университет физической культуры и  спорта

Кафедра теории и методики физкультурно-оздоровительной работы

 

 

Лекция

обсуждена на заседании

кафедры ТиМФОР

«_____»______________2006 г.

Зав. кафедрой______________

 

 

 

 

Лекция № 1

по учебной дисциплине «Физкультурно-оздоровительные технологии»

 

«РАЗНОВИДНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

для студентов специальности 032101 «Физическая культура и спорт»

факультета «Заочного  обучения»

 

 

 

Лекция разработана

старшим преподавателем

Ивко И.А.

 

План:

  1. Аэробика
  2. Шейпинг
  3. Изотон
  4. Стретчинг
  5. Фитнесс
  6. Бодибилдинг

 

Рекомендуемая литература (основная):

  1. Менхин, Ю.В. Менхин, А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону, 2002. – 384 с.
  2. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. – М., 2002. – 304 с.
  3. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учеб. – метод. пособие. – М., 2001. – 64 с.

 

Рекомендуемая литература (дополнительная):

  1. Губанов, В.А. Проведение занятий гимнастикой с музыкальным сопровождением: Метод. разработка.- М., 1980. – 30 с.
  2. Боярнова, Г.А. Движение залог красоты и здоровья женщины.-  М., 1965. – 27 с.
  3. Волчкова, Г.Д.  Движение – залог здоровья и красоты женщины.- М., 1988. – 125 с.
  4. Виру, А. Аэробные упражнения. – М., 1983. – 92 с.
  5. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. – 2-е изд. – М., 1989. – 192 с.
  6. Купер, К. Новая аэробика. Система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов:- 2-е изд.  Пер. с англ. – М., 1979. – 125 с.
  7. Лоуренс, Д. Аквааэробика. Упражнения в воде: Пер. с англ. – М., 2000. – 256 с.
  8. Технологии физкультурно-спортивной деятельности: Учеб. пособие. – М., 2004. – 280 с.

 

1. АЭРОБИКА

История развития «аэробики» как особой формы двигательной активности берет свое начало во второй половине XX в., когда доктор К. Купер выпустил книгу под названием «Аэробика» и стал автором этого термина. Занимаясь научно-исследовательской работой в центре по подготовке специалистов военно-воздушных сил США, он использовал форму аэробной тренировки в качестве средства общей физической подготовки, а затем создал научный центр аэробики. В дальнейшем используя аэробику Купера различные специалисты видоизменяли ее.

Взаимодействуя с К. Купером, Дж. Соренсен - специалист по танцам, использовала отдельные части программы по общей физической подготовке в танцах, разработала новую форму занятий — «аэробные танцы» и распространила ее, создав широкую сеть аэробных студий.

Идеи аэробики развивали  и другие специалисты (Джейн Фонда, Фемми де Люсер, Джудди Ш. Миссет) и  вскоре в аэробике появилось множество  направлений и типов (см. табл. 2).

В 80-х годах стали  появляться организации, которые занимались подготовкой инструкторов по аэробике, распространением специальных печатных изданий, организацией ежегодных «конвеншн» (съездов, сборов), после которых инструкторам выдаются соответствующие сертификаты на право вести занятия (Международная ассоциация танцевальных упражнений, американская ассоциация аэробики и фитнесса).

Исходным для развития аэробики в России явился 1990 г., когда  была проведена первая практическая конференция, в которой участвовали в основном преподаватели ритмической гимнастики - как наиболее близкой к аэробике по характеру занятий. На основании обобщения зарубежного и российского опыта начинается профессиональная подготовка специалистов по оздоровительной аэробике. В частности, в 1996 г. на кафедрах гимнастики Российской и Московской государственных академий физической культуры открывается специализация «оздоровительные виды гимнастики», включающая и аэробику.

Классификации аэробики

Аэробика - система упражнений циклического или поточного характера, сопровождаемая аэробными процессами образования энергии

В широком смысле к  аэробике относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде, и другие виды двигательной активности. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, также стимулирует работу сердечнососудистой и дыхательной систем. Это и дало основание использовать термин "аэробика" для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность.

В связи со специфичными целями и задачами, решаемыми в разных направлениях современной аэробики танцевальной направленности, можно использовать следующую классификацию аэробики:

-оздоровительная,

-спортивная,

-прикладная.

• Оздоровительная  аэробика – одна из форм массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Характерной чертой оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем (Т.П. Киреева, 2003; И.Б.Одинцова, 2003).

В настоящее время  насчитывается более 30 видов оздоровительной  аэробики.

Классификация оздоровительной аэробики в зависимости  от содержания программ:

Г.И. Любимова  предлагает классифицировать типы классов аэробики в зависимости от параметров интенсивности нагрузки. Она выделяет следующие разновидности оздоровительной аэробики:

Аэробика высокой  интенсивности (High impact) – высокоударная аэробика (148-164 уд/ мин), включающая  такие упражнения как бег, прыжки, подпрыгивания. Она хорошо тренирует сердечно-сосудистую систему, расходует большое количество энергии, но в тоже время высока вероятность возникновения травм, поэтому рекомендуется лицам с хорошей физической подготовкой. В чистом виде данное направление практически не используется из-за высокой нагрузки на суставы и позвоночник.

Аэробика низкой интенсивности (Low impact) - низкоударная аэробика (130-142 уд/ мин.), включающая занятия с преимущественным использованием ходьбы, движений с полуприседами и выпадами. Она идеально подходит для новичков, людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, а также пожилых и беременных женщин.

Аэробика средней  интенсивности (Low/ High impact) – аэробика с комбинированным воздействием, включающая как Low и High impact упражнения. Данное направление наиболее часто используется на практике (Г.И. Любимова, 1997).

В оздоровительной аэробике можно выделить достаточное количество разновидностей, отличающихся содержанием  и построением урока.

- программа без предметов,  приспособлений (для беременных, Fank, Shy (street)-jam и др.)

- программы с использованием  предметов и приспособлений (с 
утяжелителями, гантелями, амортизаторами (Step-up, Slide, Fitbol и др.)

- программы смешанного  типа (aeroboxing, каратебика, його-аэробика. 
Workout и др.)

Т.С. Лисицкая среди множества видов оздоровительной аэробики выделяет 4 основных направления: гимнастическо-атлетическое (классическая аэробика, степ-аэробика и др.); танцевальное (джаз-аэробика, сальса-аэробика и др.); направление «восток – запад» (йога–аэробика; аэробика с элементами боевых искусств) и аква-аэробика (Т.С. Лисицкая, 2004; Т. С. Лисицкая, 2002).

Гимнастическо-атлетическое направление оздоровительной аэробики представлено несколькими динамически развивающимися видами.

Ряд авторов считают  наиболее эффективной степ-аэробику, занятия которой предполагают использование специальной степ-платформы с регулируемой высотой (15, 20 и 25 см). В основе движений данного направления лежат базовые шаги, бег и прыжки классической аэробики. В партерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы, при этом угол наклона для максимально эффективного воздействия можно менять. Для изменения интенсивности тренировки достаточно лишь изменить высоту платформы, поэтому в одной группе могут заниматься люди с разным уровнем подготовленности.

Занятия степ-аэробикой  позволяют укрепить мышцы бедер, ягодиц, голени. Применение небольших  отягощений, по его мнению, также  усиливает нагрузку на мышцы плечевого  пояса (В.Г. Беспутчик, 2001). Г.И. Любимова же  отмечает, что существенным недостатком данной программы является большая нагрузка на суставы колена и необходимость специального дорогостоящего оборудования (Г.И. Любимова, 1997).

К числу наиболее интенсивно развивающихся направлений относится  так же фитбол-аэробика (резистор-бол). Это оздоровительная аэробика преимущественно партерного характера с использованием специальных резиновых мячей большого размера. Данное направление позволяет скорректировать фигуру, развить гибкость и улучшить координацию, способствует исправлению различных нарушений осанки. Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться как предмет, снаряд или опора, что позволяет выполнять большое количество упражнений, оказывающих воздействие на различные группы мышц (М.В. Анисимова, 2004; Е.Г. Сайкина, 2004).

Широкое распространение  получила так же слайд–аэробика. Это оздоровительная аэробика с использованием специальной слайд-доски и обуви. Доска (слайд) длинной около 180-183 см и шириной 60-61 см, имеет полимерное покрытие, дающее возможность легко скользить по ней. Подавляющее число упражнений напоминает движения конькобежца и направлено на развитие мышц нижней части тела, в партерной части занятия слайд-доска используется также для развития силы мышц верхних конечностей. Занятия данным видом аэробики проходят под ритмическую музыку с частотой акцентов в среднем от 130 до 145 в минуту.

Новым направлением оздоровительной  аэробики является тераэробика, занятия которой проводятся с использованием специального комплекта амортизаторов, фиксирующихся одновременно на руках и ногах занимающихся и образующих единую взаимосвязанную систему.

Занятие с терасетами доступны широкому контингенту, из-за отсутствия сложно координационных  движений и высокоударной нагрузки, кроме того они оказывают комплексное воздействие на организм занимающихся. Существенным достоинством тераэробики можно считать индивидуальный подход, учитывающий физические кондиции занимающегося (жесткость амортизатора) и его рост (длина ленты), а так же компактность, надежность и простоту в обращении оборудования.

 К наиболее динамично развивающимся видам атлетического направления оздоровительной аэробики относится так же памп-аэробика. При занятиях данной разновидностью аэробики используются штанги весом от 2 до 20 кг, а место обычных танцевальных упражнений применяются различные жимы, приседания, наклоны под музыку. Поэтому это направление рекомендуется для подготовленных занимающихся, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. Поскольку занятия имеют силовую направленность, то большое значение имеет правильная методика применения упражнений стретчинга в заключительной части (М.В. Анисимова, 2004; Н.К. Ким, 2001).

Танцевальная  аэробика – оздоровительная аэробика, занятия которой представляют собой танцевальные движения на основе базовых шагов. В зависимости от используемого стиля танца ряд авторов (Т.С.  Лисицкая, 1994; Г.И. Любимова, 1997; Аэробика: Теория и методика проведения занятий: Учеб. пособие /  Под общ. ред. Е.Б. Мякиченко, М.П. Шестокова, 2000; М.В. Анисимова, 2004) различает следующие виды аэробики танцевального направления:

  • Афро-джаз-аэробика  включает элементами африканских танцев;
  • Джаз-аэробика  строится на основе джазового танца;
  • Фанк-аэробика (кардиофанк) строится  на основе современных танцев в стиле «фанк»;
  • Сити-джем-аэробика строится на основе негритянского стиля «сити-джем»;
  • Хип-хоп-аэробика включает элементы современного танца в стиле «хип-хоп»;
  • Брейк-аэробика строится на основе  брейкданса;
  • Латин-аэробика (салса-аэробика) строится на основе латиноамариканских танцев;
  • Русская аэробика строится на основе движений русских народных танцев.

Танцевальная аэробика позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему, улучшить координацию движений и осанку. Непременным условием и  ярко выраженной чертой аэробики танцевального направления является использование соответствующей музыки. Эта аэробика очень привлекательна и эмоциональна, но необходимо отметить, что при освоении комплексов имеются трудности координационного характера.

Аква-аэробика (гидроаэробика) – оздоровительная аэробика в воде, часто с использованием специально для этого разработанных различных предметов. Упражнения имеют свою специфику. Водная среда облегчает, но иногда и усложняет выполнение упражнений. Занятия несут явно выраженный оздоровительный и лечебный эффект и проводятся как в мелком, 1,5-2 метровом, так и в глубоком бассейне. Во время класса аква-аэробики может использоваться различное оборудование: пояса, жилеты, гантели, манжеты, планки, перчатки, ласты, весла. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, фронтальным способом, инструктор при этом находится на суше (В.С. Кузнецова, 2003; Д. Лоуренс, 2000).

Направление «восток-запад»

Йога-аэробика – оздоровительная аэробика на основе гимнастики йогов. Данное направление сочетает статические и динамические осанны, дыхательные упражнения, концентрацию внимания на работе внутренних органов. Занятия проводятся под медленную спокойную музыку. Элементы данной гимнастики могут использоваться в других направлениях оздоровительной аэробики во время стретчинга (Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2002; Б. Шоу, 2003).

Информация о работе Разновидности физкультурно-здоровительных технологий