Роль ферментов в системе дыхания растений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Все реакции превращения веществ катализируются ферментами. Ферментные системы работают по принципу саморегуляции и тем самым, с одной стороны, определяют относительное постоянство химического состава клеток и тканей организма (биохимический гомеостаз), а с другой — изменяют направленность биохимических превращений соответственно возрасту и внешним условиям.

Содержание

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................6
1.1 Ферменты. Классификация и свойства…………………………………...6
1.2 Механизм действия ферментов…………………………………………..16
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...20
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………..22
2.1 Характеристика объекта и условий проведения исследования………..22
2.2 Методика проведения исследования…………………………………….23
ГЛАВА 3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ…………...25
3.1Ферментативная активность каталазы в различных растительных
объектах…………………………………………………………………….25
3.2 Биометрические показатели активности каталазы……………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..............................................................28

Работа содержит 1 файл

вика.docx

— 181.36 Кб (Скачать)

   Каталаза катализирует реакцию разложения перекиси водорода с образованием воды и молекулярного кислорода:

Н2О2 + Н2О2        О2 + Н2О.

    Перекись водорода образуется в процессе дыхания живых организмов и в результате различных биохимических реакций окисления органических веществ. Токсичность перекиси водорода определяется его высокой реакционной способностью, которую проявляет синглетный кислород, *О2 . Его высокая реакционная способность приводит к неконтролируемым реакциям окисления. Роль каталазы заключается в том, что она разрушает ядовитую для организмов перекись водорода.

     Каталаза широко распространена в клетках живых организмов, в том числе микроорганизмов и растений.[13,с 89] 
 
 
 
 

3.2 Биометрические показатели активности каталазы в различных растительных объектах 

Таблица 1- Активность каталазы у зеленых  и этиолированных растений  

Растение Объем выделенного кислорода за 3 мин (см2)
Пшеница (зеленые проростки) 40
Пшеница (этиолированные  проростки) 24
 

Таблица 2 - Активность каталазы у зеленых растений и бесхлорофильных организмов

Растение Объем выделенного кислорода за 3 мин (см2)
Элодея (листья) 33
Дрожжи 55
Шампиньоны (шляпки) 40
 

Таблица 3 - Активность каталазы в различных  частях   растений

Растение Объем выделенного кислорода за 3 мин (см2)
Картофель (ростки) 4
Картофель (мякоть клубня) 1
Лук (зеленые листья) 1
Лук (цветочная  стрелка) 1,5
 
 
 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 Изучив  все полученные результаты, можно  сделать следующие выводы:

1.Динамика  активности каталазы у зеленых  и этиолированных растений  на  примере зеленых и этиолированных  проростков пшеницы составляет 40 и 24 см2 за 3 минуты соответственно.

2. Объем  выделенного кислорода у зеленых  и бесхлорофилльных растений  в течение 3 минут: у элодеи 33см2, у дрожжей – 55см2, у шляпок шампиньонов – 40 см2.

У дрожжей (бесхлорофилльных организмов) активность каталазы наибольшая по сравнению с  другими организмами.

  1. Наименьшая активность каталазы наблюдалась у мякоти клубня картофеля и зеленых листьев лука по 1 см2 за 3 минуты; в отличии от ростков картофеля и цветочной стрелки лука 4 и 1,5 см2 за 3 минуты соответственно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

1.Валетов,  В. В. Физиология растений: курс  лекций в 2 ч. / В.В. Влетов.--- Мозырь: УО « МГПУ И. П. Шамякина», 2010.- Ч.1.- 157

2.Валетов,  В.В. Физиология растений: курс  лекций: в 2ч./ В.В. Валетов.- Мозырь: УО « МГПУ И. П. Шамякина», 2010.- Ч.2.- 260 с. 

3.Каплин, В.Г. Основы экотоксикологии. - М.: Колос, 2007. – 232 с.: ил. – (учебники  и учебные пособия для студентов  ВУЗов).

4.Физиология  и биохимия сельскохозяйственных  растений/Н.Н. Третьяков и др.; под ред. Третьякова. – М.: Колос, 2000.

5.Саламатова, Т. С. Физиология растительной  клетки. Ленинград ЛГУ.1983,232с .

6.Физиология  растений. Малиновский, В.И. изд-во: Владивосток. ДВГУ, 2004. – с.105

7.Н.  И. Якушкина. Физиология растений. Владос. 2004. 464с.

8. Шабельская, Э. Ф. Физиология растений: Учеб. Пособие для биол. спец. пед. ин-тов.-Мн.: Выш.шк., 1987.-320с.

9.Гуняженко, И. В. Физиология растений с осровами биохимии: [Учеб. Пособие для лесхоз. спец. вузов]. – Мн.:Выш. Шк.,207с., ил.

10.Генкель, П.А. Физиология растений. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. Изд. 4-е, перераб. М., “ Просвещение’’.

11.Саноцкий, И.В., Уланова, И.П. Критерии вредности в гигиене и токсикологии при оценке опасности химических соединений. -М., 1975.

12.Муромцев, Г. С., Агнистикова, В. Н. Гормоны растений гиббереллины. Москва, Наука. 1973, 208 с. 

13. Основы  биохимии растений – Филипцова, Г. Г., Смолич, И.И. БГУ, 2004. – 136с.

14.Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 2. Ботаника / Г. Л. Билич, В. А.  Крыжановский. – 4-е изд., испр.- М.: Издательство Оникс, 2007.-544с.

15.Алешин, Е. П., Понамарев, А. А. Физиология растений. – 2-е. изд., перераб. и доп. – М.: Агропроиздат,-255 с., ил.

16.Блукет  Н. А., Родман Л. С., Пузанова  С. А. Ботаника с основами     физиологии растений (теоретический и практический курс).

 17.Физиология растений - Н.Д., Алехина, Ю.В., Балнокин, В.Ф.         Гавриленко и др. / Под ред. И. П., Ермакова. Москва, 2005. – 640с.

18. Ботаника  с основами экологии: Учеб. Пособие  для студентов пед. ин-тов по  спец. №2121 «Педагогика и методика  нач. обучения» Л. В. Кудряшов, М. А. Гуленкова, В. Н., Козлова, Г. Б., Родионова.- М.: Просвещение, 1979.-320с.

19. Общая биология: Учеб. пособие для 10-го кл. общеобразоват. шк../ Н.Д. Лисов, Л.В. Камлюк,  Н.А.Лемеза; Под ред. Н.Д. Лисова. – Мн.: Ураджай, 2001. – 244 с.: ил. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      

                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 

ВОПРОСЫ.

Углеродное  питание. Фотосинтез.

1.Ответьте на  вопросы

(2) какое влияние  оказало появление фотосинтеза  у растений на ход дальнейшего  исторического развития органического  мира?

2. Докажите, что…

(2)красные лучи  солнечного спектра являются  фотосинтетически более продуктивными  по сравнению с другими.

3. Почему…

(10) у С-4 растений  отсутствует фотодыхание?

4. Заполните  таблицу

Таблица 2- Сравнительная  характеристика циклического и нециклического  фотофосфорелирования

Признаки  сравнения циклическое нециклическое
Общее уравнение    
Фотосистемы , участвующие в  фотофосфорелировании    
Донор электрона    
Акцептор  электрона    
Путь  электронов возбужденной молекулы хлорофилла в ЭТЦ    
Место образования АТФ в ЭТЦ    
Конечные  продукты    
Каким организмам характерно    
 

5.Вставьте пропущенные  слова

(10)Наличие С-4 пути фотосинтеза открыли………………………………………

(24) Фермент……………  осуществляет окисление: РДР-----»  гликолат.

6.Выберите правильные  ответы

(10) Мутантная  форма табака не способна к  образованию гликолевой кислоты.  Накопление органического вещества  у мутантного табака, по сравнению  с нормальным, происходит:

а) более интенсивно;

б) также;

в) менее интенсивно.

8. Решите задачу

(1)  Сколь органического  вещества вырабатывает растение за 15 минут, если известно, что интенсивность фотосинтеза составляет 20мг/дм2 час, а поверхность листьев равна 2,5 м2.

9. Объясните  термины

(10) Кранц-клетки

(25) Феофитин 

Дыхание растений.

1.Напишите

(2)Суммарное  уравнение процессов:

а) гликолиза;

б) спиртового брожения.

Сравните эти  процессы. Какой из них является более экономичным для организма.  Почему?

2.Докаажите,  что…

(2) Дыхание –  это процесс 

- окислительно  – восстановительный

- ферментативный

- энергетический

- управляемый

- противоположный  фотосинтезу.

3. Докажите

(1) взаимосвязь  дыхания и минерального питания  растений.

4.Заполните таблицу

Таблица 5- Ферменты, участвующие в процессе  дыхания растений (дихотомический путь окисления углеводов).

Название  ферментов функция локализация
1.

2.

3.

 
гликолиз
 
1.

2.

3.

 
аэробная  фаза
 
 

5.Выберите правильные ответы

(1)Наибольшей  величиной  окислительно – восстановительного потенциала обладает переносчик ЭТЦ дыхания:

а) ФАД;

б) НАД;

в) цитохромы;

г) кислород

6. Какие из перечисленных положений являются правильными

(10) Для дыхания  энергетически выгоден такой  материал, при окислении которого, дыхательный коэффициент (ДК) будет  меньше единицы.

7.Вставьте пропущенные  слова

(10) Сукцинил  – КоэнзимА – продукт………….. стадии дыхания.

(24) Класс ферментов, катализирующих перенос водорода от окисляемого субстрата к акцептору, имеющему более высокий окислительно – восстановительный потенциал, называется………….

8. Укажите (2)

 а) какие из нижеперечисленных процессов происходят при фотосинтезе;  

б) какие из них происходят в световой фазе;

 в) какие из них происходят в темновой фазе:

 г) какие из них происходят при дыхании растений;

 д) какие из них происходят при дыхании животных: 
1. Поглощение световой энергии солнца.    

 2. Преобразование световой энергии в энергию химических связей АТФ. 

 3. Расщепление углеводов до неорганических соединений.      

 4.Освобождение химической энергии углеводов.

5. Переход химической энергии АТФ в химическую энергию углеводов.

6.Окисление неорганических соединений (например, аммиака).

7.Синтез АТФ. 

8. Преобразование световой энергии в энергию химических связей НАДФН2.

9. Переход химической  энергии НАДФН2 в химическую энергию углеводов.

 10. Восстановление. НАДФ в ЫАДФН2.

  11. Фотоокисление воды.

12. Переход химической энергии углеводов в химическую энергию АТФ.

13. Образование  молекулярного кислорода.

9. Решите задачу

(4) Сколько СО2 -выделяет 1 кг семян за 10 суток, если известно, что           интенсивность дыхания этих семян равна 0,1 мг С02 на 1 г сухого вещества в 
час (сухое вещество в семенах составляет 63%).

10. Объясните  термины

Информация о работе Роль ферментов в системе дыхания растений