Семантизация на уроках биологии как фактор повышения познавательного интереса 8-х классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить наиболее эффективные условия включения приема семантизации в уроки биологии для повышения познавательных интересов учащихся 7 классов.
Объект: процесс развития познавательных интересов учащихся основной школы.
Предмет: прием семантизации на уроках биологии как фактор повышения познавательных интересов учащихся 7-х классов.

Работа содержит 1 файл

Познавательный интерес - копия.docx

— 79.81 Кб (Скачать)

      Основные  зоологические термины выделены курсивом, большинство терминов иностранного происхождения дано с переводом  на русский язык, дается ряд заданий  на выявление смыслового значения терминов, есть и такие задания, которые  заставляют учащихся выделять новые  термины в параграфе( например «Какие новые зоологические термины вы узнали из этого параграфа?»).

      В конце учебника дан указатель  терминов, вмещающий основные термины  данного раздела с указанием  страниц, на которых дается их пояснение. Учащиеся впервые сталкиваются с  таким указателем, поэтому задача учителя обучить школьников приемом  работы с ним.

      Прежде  всего необходимо раскрыть значение указателя терминов в учебнике, рассказать, как он составлен, почему около каждого термина стоит несколько цифр, потом показать, как им пользоваться.

      Мы  с вами  на каждом уроке будем  уделять особое внимание смысловому значению слов, тем самым  вы расширите  свой кругозор, научитесь работать со словарями, более внимательно  научитесь читать текст. В связи  с этим, получите следующее домашнее задание: на следующем уроке мы будем  изучать тему «Отряды млекопитающих: Китообразные, Хоботные, Ластоногие, Хищные»,  дома вы внимательно прочитайте текст  учебника на, а на уроке мы попробуем, как настоящие лингвисты разобраться: какой же смысл заложен в каждом слове. Тот, кто найдет и выпишет самое большое количество незнакомых  слов, будет назван самым внимательным учеником класса.

На третьем  уроке №3

Тема: «Отряды  млекопитающих: Китообразные, Хоботные, Ластоногие, Хищные» 

Цель: Изучить  отрядов млекопитающих.

Задачи: 1) образовательная – формирование понятий: китообразные, хоботные,  эхолокация, амбра,  связь строения и функций органов.

2) развивающая - развитие умений работать с терминами урока, с рисунками учебника.

3) воспитательная – воспитание доброжелательного отношения друг другу через умение вести дискуссию.

На этапе  проверки домашнего задания, включила вопросы на знание тех слов, которые  были записаны в словарик на предыдущих уроках:

  1. Самый многочисленный отряд в классе млекопитающих, имеющие зубы растущих в течение всей жизни?
  2. Характерное отличие бобровых от  других млекопитающих: наличие волос в котором в воде не намокают, шерсти и тела. Назовите представителей?
  3. В латинском варианте этого слова заложено значение лепешка. Назовите его?
  4. Какое значение имеет линька для зайца-беляка?

   На  этапе изучения нового материала  продолжили запись новых понятий  и терминов в словарь, останавливаясь на семантике слова, которая подчас совпадает с определением, которое  дается в словаре. Так, например, разбирая понятие  эхолокация,  проговорила, что слово образовано (от греч. Echoзвук, отголосок и лат.lokatio- размещение), а вместе они обозначают излучение и восприятие отраженных как правило, высокочастотных звуковых сигналов с целью обнаружения объектов в пространстве, а также получения информации об их свойствах и размерах.

  Термин  спермацет  также несет смысл, который можно узнать, переведя его  с латинского – sperma -  сперма кита т.е. животный воск, получаемый из фиброзного мешка ,расположенного в голове кашалота, которая служит для эхолокации. Состоит в основном из эфира пальмитиновой кислоты и цетилового спирта. Основа для кремов, мазей. Термин амбра, восковоподобное вещество, образующееся в пищеварительном тракте кашалота. Иногда находят в воде или на берегу. Ценное вещество для парфюмерной промышленности. Впервые нашел простой арабский рыбак Махбо и продал еврейскому купцу.

 На  этапе домашнего задания попросила  учащихся поработать со словарями  и найти перевод.

На  последнем четвертом экспериментальном  уроке  №4 .    

Тема: Приматы

Цель: Ознакомить с характеристикой отряда Приматы. Изучить строение и многообразие представителей отряда.

Задачи: Образовательная: Сформировать у учащихся представления об эволюционных происхождениях, значениях  млекопитающих. Показать взаимосвязи со средой.

Развивающие: продолжить развитие познавательного интереса, логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающие: продолжить формирование биологического мировоззрения, ведение аккуратных записей в тетради.

В качестве завершающего момента экспериментальной  работы предложила учащимся разгадать  кроссворд и задание,  «РАСПРЕДЕЛИ  ЖИВОТНЫХ ПО ОТРЯДАМ» а дома попробовать  самим составить небольшой биологический  кроссворд 

Отряды:

А) Первозвери  Б)  Сумчатые  В) Насекомоядные Г) Грызуны Д) Зайцеобразные Е) Рукокрылые: Ж)  Хищные З) Китообразные И) Ластоногие К) Парнокопытные Л) Непарнокопытные М) Приматы: 

Представители:

1-серая  крыса; 2-волк; 3-коала; 4-домовая мышь; 5-вампир; 6-бурый медведь;

7-кенгуру; 8-кулан; 9-кашалот; 10-норка; 11-косатка; 12-павиан; 13-макак;14-морж; 15-ласка; 16-зебра; 17-носорог; 18-лось; 19-лиса; 20-ушан; 21-бегемот; 22-ехидна; 23-опоссум; 24-ёж; 25-суслик; 26-морской  котик; 27-выхухоль; 28-сумчатая мышь; 29-осёл; 30-архар; 31-дельфин-белобочка;32-кролик; 33-зубр; 34-пищуха; 35-шиншилла; 36-белка; 37-бурундук; 38-утконос.   
 

 

1) Кровеносная  система была впервые пройдена  у 

2) Наука  о животных называется 

3) У  них сердце состоит из двух  предсердий и желудочка.

4) УТКА

5) Хордовые  делятся на черепные и

6) Самые  развитые из хордовых -

7) Представитель  из бесчерепных -

8) роды  делятся на

9) семейства  делятся на  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Контролирующий этап  опытно-экспериментальной  работы

     После изучения темы «Млекопитающие» и  внедрения в уроки приема семантизации, была поставлена цель: определить влияние приема познавательный интерес у учащихся.  Для этого использовалась та же методика, что и при первом срезе, описанная в главе  2.2. и примененная в главе 3.1, в экспериментальном и в контрольном классах  вновь была предложена анкета, анализ ответов, которой представлен  в (Приложении 6) и в таблице 2.

     Таблица 2

     Уровень познавательного интереса в 7А и 7Б классе после ОЭР.

Классы Количество  учащихся Уровень познавательного  интереса
Низкий средний Высокий
1 2 3 4 5
7А   Э 28 16 чел.-23% 7 чел. -46% 5 чел. – 31%
7Б   К 26 9 чел – 21% 11чел – 65% 7 чел. – 14%
 

     Как видно из таблицы отношение к  предмету изменилось у  четырех учащихся:  низкий уровень познавательного  интереса снизился с 18 человек до 16, а в контрольном классе один человек  изменил этот показатель; средний уровень остался неизменным 7 и 7 человек, а в контрольном классе один ученик изменил ситуацию увеличив показатели  с 10  до  11 человек, до третьего высокого уровня познавательного интереса поднялись в экспериментальном классе 4  человека (было 3), в контрольном показатели остались прежними (7 и 7), т.е. тенденция к росту познавательного интереса наблюдается в экспериментальном классе.

     Повышение уровня познавательного интереса в  экспериментальном классе проявилось в оценивание собственного интереса учащихся к предмету по пятибалльной шкале: на самый высокий балл после  экспериментальной работы оценили  себя 4 учащихся, что на два человека больше, чем в первом анкетировании. Обобщенные данные изменения показателей уровня познавательного интереса в экспериментальном и контрольном классах представлены в таблице 3, данные которой представлены в виде в виде  диаграмм, на которых можно наглядно проследить результаты опытно-экспериментальной работы  (Приложение 5)

 

      Таблица 3

Уровень познавательного интереса у учащихся  7А  и 7 Б классов до и после ОЭР.

Классы Количество  учащихся Уровень познавательного  интереса
Низкий Средний Высокий
до после До после до  После
1 2 3 4 5 6 7 8
7А   Э 28 38% 23% 46% 46% 16% 31%
7Б   К 26 28% 21% 57% 65% 14% 14%
 
 

      В экспериментальном классе уровень  познавательного интереса увеличился с 16% до 31%, корме того, снизилось количество учащихся с низким уровнем познавательного  интереса с 38% до 23%, количество со среднем  уровнем познавательного интереса осталось неизменным, если принимать  во внимание только цифры, по анкетным же данным 2 человека  со  среднего уровня перешли на высокий, и с  низкого уровня на средний. В контрольном классе за это же время таких изменений не произошло. Уровень высокого познавательного интереса остался неизменным, средний уровень познавательного интереса возрос на 8%, т.е. на одного человека, низкий уровень с 28% упал до 21% (на 7%), что также соответствует одному человеку. Из всего выше изложенного можно сказать, что прием семантизации, направленный на повышение уровня познавательного интереса у учащихся, показал себя достаточно эффективным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вывод

    Анализ  литературы и периодической печати по проблеме исследования показал, что  прием семантизации как фактор повышения познавательного интереса у учащихся является актуальной, имеет большое значение для усвоения теоретического материала, в теории разработана  достаточно.

    Изучение  опыта работы учителей биологии МОУ  СОШ №30 г. Абакана учителей показало, что прием семантизации направленный на повышение познавательного интереса, на уроках не используется, кроме уроков русского языка и литературы и английского языка.

    Результаты  констатирующего этапа показали, что учащиеся основной школы в  большинстве своем  имеют средний  уровень познавательного интереса. Прием семантизации как фактора, повышающего познавательный интерес у учащихся в практике учителей экспериментальной школы и учителей биологии  МОУ СОШ №30, не используется.

    Была  разработана следующая система  заданий по семантизации для повышения познавательного интереса к биологии у учащихся:

      1. Составление выборки терминов для изучения на уроке и дома.
      2. Ведение биологического словаря.
      3. Упражнение «шифровки»
      4. Упражнение «Распредели животных по отрядам»
      5. Работа с текстом с целью выявления незнакомых терминов.
      6. Вопросы на знания слов, которые были изучены ранее.
      7. Акцентирование внимания на перевод иностранных терминов.
      8. Выявление значения слов исходя из составляющих их морфем.
      9. Работа с кроссвордом.

Информация о работе Семантизация на уроках биологии как фактор повышения познавательного интереса 8-х классах