Бюджетная система Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:20, реферат

Описание работы

Бюджетная система -- это совокупность бюджетов, действующих на территории государства. В Великобритании она включает в себя два основных звена: государственный бюджет и местные бюджеты. Единый сводный бюджет отсутствует. Бюджеты местных органов власти формально обособлены. Ведущим звеном бюджетной системы Великобритании является государственный бюджет, через который перераспределяется около половины национального дохода государства.

Работа содержит 1 файл

эля.docx

— 43.89 Кб (Скачать)

1. Бюджетная система

Бюджетная система -- это совокупность бюджетов, действующих  на территории государства. В Великобритании она включает в себя два основных звена: государственный бюджет и  местные бюджеты. Единый сводный  бюджет отсутствует. Бюджеты местных  органов власти формально обособлены. Ведущим звеном бюджетной системы  Великобритании является государственный  бюджет, через который перераспределяется около половины национального дохода государства.

1.1 Структура  государственного бюджета

Государственный бюджет Великобритании можно кратко определить как финансовый план, содержащий «экономические прогнозы и предполагаемые изменения в налогообложении  на предстоящий период».1 Он состоит  из двух частей: Консолидированный  фонд и Национальный фонд займов.

Основная часть  ресурсов государственного бюджета  проходит по Консолидированному фонду, который представляет собой счет текущих поступлений средств  и их расходования. А Национальный фонд займов -- бюджет капиталовложений. Превышение доходов над расходами  Консолидированного фонда зачисляется  в доходную часть Национального  фонда займов. Если же в Консолидированном  фонде имеется дефицит, то он покрывается  ссудой из Национального фонда займов, на эту сумму Правительство увеличивает  государственный долг.

Консолидированный фонд -- специальный счет Министерства финансов Великобритании в Банке  Англии.2 Средства с данного счета  могут выделяться только с разрешения Парламента и под контролем специального должностного лица Палаты общин -- Контролера и генерального аудитора, или, как  его еще называют, -- Генерального контролера и ревизора.3 Любое перечисление средств из указанного фонда без  разрешения Парламента рассматривается  как незаконное, а выделенные средства подлежат возврату. Основными доходами Консолидированного фонда являются налоги, на которые приходится порядка 95% этой части бюджета.4 Расходы Консолидированного фонда включают в себя две основные группы: расходы, ежегодно утверждаемые Парламентом; расходы из так называемого  Фонда для постоянного обслуживания, не рассматриваемые в Парламенте. В утверждаемые расходы входят военные  ассигнования, затраты на промышленность, сельское хозяйство, содержание аппарата управления, социально-культурные мероприятия, субсидии местным органам власти, помощь развивающимся странам и  т.д. По фонду постоянных расходов проходят проценты по государственному долгу, расходы  по цивильному листу, а также отчисления в фонды Европейского Союза.

Суммы расходов имеют устойчивую тенденцию к  увеличению.5 Рост расходов при невозможности  постоянного увеличения налоговых  поступлений вынуждает Правительство  Великобритании использовать займы.6 По структуре государственный долг состоит из правительственных и  гарантированных правительством облигаций  и векселей казначейства, обращающихся на рынке ценных бумаг и внешнего долга. Основная часть заемных средств  приходится на государственные ценные бумаги.

Доходная часть  Национального фонда займов создается  за счет процентов, поступающих от государственных  корпораций и местных органов  власти за предоставленные им Казначейством  Ее Величества долгосрочные кредиты, прибыли  эмиссионного департамента Банка Англии, средств, передаваемых из Фонда для  постоянного обслуживания. Расходы Национального фонда займов включают проценты по государственному долгу и управлению им, долгосрочные кредиты на капитальные вложения государственным корпорациям и местным органам власти.

 

1.2 Налоги  в доходной части государственного  бюджета

Более 90% доходов  государственного бюджета Великобритании в конце 70-х -- начале 80-х годов, как, впрочем, и в настоящее время, составляют налоги.7 При этом, рассматривая налоги Великобритании, следует учитывать, что они отличаются крайней нестабильностью  и отсутствием согласованности  между различными статьями налоговых  поступлений.8

Так, налог на добавленную стоимость, введенный  в 1973г., пересматривался несколько  раз, тем не менее он уверенно сохраняет  ведущее место среди косвенных  налогов Великобритании. С 1979г., после  прихода к власти консервативного  Правительства во главе с М.Тэтчер, отдававшего приоритет именно косвенному налогообложению, доля поступлений  от этого налога начала увеличиваться, и в настоящее время она  находится на втором месте после  подоходного налога, т.е. формирует  примерно 17% государственного бюджета. Базой обложения НДС выступает  стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товаров  и услуг. Базовая ставка НДС -- 17,5%.9 При этом не облагаются НДС следующие  виды товаров и услуг: продовольственные  товары, книги, лекарства, топливо для  домашнего использования, ритуальные услуги, страхование и т.д.

Введенный в 1965г. налог на доход от прироста капитала подвергался реформам в 1972, 1977 и 1984гг. В настоящее время он взимается  при реализации определенных видов  капитальных активов, которые приносят прибыль, а именно: автомобили, национальные сберегательные сертификаты и т.д. По своей природе этот налог носит  ярко выраженный регулирующий характер: его целью является необходимость  ограничения размеров прибыли спекулятивных  сделок. Доходы исчисляются как разница  между рыночной ценой данного  имущества и ценой его приобретения. До марта 1987г. доход от прироста капитала облагался единообразной ставкой  в 30%, а в настоящее время базовой  ставкой является наивысшая ставка подоходного налога. Впервые он был  введен в Англии в 1799г. как временная  мера в целях финансирования войн против Франции. В 1803г. все доходы были разбиты на 5 шедулов.10 По шедулу «А»  облагались доходы лордов -- собственников  земель, по шедулу «В» -- фермеров, «С» -- проценты и дивиденды, «D» -- доходы промышленности и торговли, «Е» -- доходы от заработков. С 1842г. подоходный налог был включен  в налоговую систему на постоянной основе. Появление этого налога в  Англии объясняется прежде всего  тем, что производственные отношения  в наиболее «чистом» виде впервые  сформировались именно в этом государстве.11

Построение подоходного  налога в Великобритании как и  прежде предполагает деление дохода на части по шедулам в зависимости  от источника дохода. Каждый из них  облагается налогом особым порядком. Всего действуют несколько шедулов:

-- доходы от  недвижимого имущества;

-- доходы, получаемые  от дивидендов по государственным  облигациям;

-- доходы, получаемые  от торговли или деловых операций, предоставления услуг, процентов  и алиментов, ценных бумаг и  имущества, находящегося за рубежом;

-- доходов от  пенсий, выплачиваемых компаниями, пособий, выплачиваемых Министерством  социального страхования Великобритании;

-- доходы от  дивидендов и других выплат, осуществляемых  компаниями Великобритании, и т.д.12

Доход в целях  налогообложения подразделяется на заработанный и инвестиционный, или  незаработанный, доход, хотя такое деление  имеет скорее исторический интерес, поскольку дополнительные скидки на заработанный доход отменены давно, равно как и отменена Законом  о финансах 1984г. более высокая  ставка налога на инвестиционный доход.

Не облагаемый налогом минимум является фиксированной  суммой. Например, в 1989/90 финансовом году он был равен 2605ф.ст.13 Личные льготы также являются фиксированной суммой и добавляются к необлагаемому  минимуму. Так, для лица, нуждающегося в помощи детей вследствие преклонного  возраста, в 1987/88 финансовом году она  составила 55ф.ст.14 Налоговые скидки, наоборот, не являются фиксированными суммами и связаны с различными статьями личных расходов. Скидка предоставляется, к примеру, если полученные в кредит средства израсходованы на обеспечение  жильем зависящих от налогоплательщика  родственников.

Подоходный налог  с заработной платы или жалованья  вычитается еженедельно или ежемесячно работодателем и передается в  налоговый департамент вместе с  налогом на фонд заработной платы  предпринимателя (такой порядок  введен с 1944г.).

Максимальная  ставка подоходного налога в течение 80-х годов упала с 83 до40%.15 На 1997/98 финансовый год были установлены  следующие ставки этого налога: с  дохода от 4300ф.ст. налог взимается  по ставке 20%; от 22800 -- 23%, свыше 27100ф.ст. -- 40%. В 1998/99 финансовом году подоходный налог  в Великобритании будет взиматься  по следующим ставкам: при доходе от 4100ф.ст. -- 20%; от 22000ф.ст.-- 23%; свыше 26100ф.ст. -- 40%.

До 1965г. подоходный налог платили как физические, так и юридические лица. Затем  был введен отдельный налог на прибыль корпораций, и сфера подоходного  налога сузилась до личных доходов  граждан, включая тех, кто занимается индивидуальной предпринимательской  деятельностью или выступает  партнером товарищества.

Ставка налога на прибыль корпораций и для малых  предприятий, также как и подоходного  налога, за последние несколько лет  постепенно снижалась. В 1982г. ставка налога на прибыль корпораций была равна 52%, а для малых предприятий -- 38%, в 1983г. -- 50 и 30%, в 1984г. -- 45 и 30%, в 1986г. -- 35 и 29%, в 1987г. -- 35 и 27%, в 1990г. корпорации уплачивали налог на прибыль также по ставке 35%, а малые предприятия -- 25%.16 В 1998/99 финансовом году налог на прибыль  корпораций взимается по ставке 31%, а с малых предприятий, т.е. предприятий, имеющих прибыль до 300тыс.ф.ст. в  год, -- 21%.

Изменения ставок этого налога возможны и в будущем. Дело в том, что налоги в Великобритании действуют не на постоянной основе.17 В речи министра финансов Великобритании в Парламенте, с которой он выступает  ежегодно, содержатся предложения по изменениям в налогообложении. На основе его выступления Парламент принимает  закон о финансах. Таким образом, данный налог принимается сроком на один год и ежегодно пересматривается. Так, в конце марта 1998г. министр  финансов Великобритании Г. Браун обнародовал  государственный бюджет на 1998/99 финансовый год, который предусматривает снижение налога на прибыль с 13 марта 2000г. для  малых предприятий до 20%, а для  корпораций до 30%.18

2. Источники бюджетного  права

Основными источниками  бюджетного права Великобритании являются:

-- Билль о  правах 1689г.;

--ежегодно принимаемый  закон о финансах, регламентирующий  вопросы, касающиеся доходной  части бюджета;

--ежегодно принимаемый  закон об ассигнованиях, регулирующий  вопросы, связанные с расходной  частью бюджета.

В связи с  тем, что рассмотрение и принятие государственного бюджета составляет особую парламентскую прерогативу, отдельные аспекты бюджетного права, а точнее даже, бюджетного процесса, регулируются Законами о парламенте 1911 и 1949гг., а также постоянными  правилами его палат.

Непосредственное  отношение к бюджетному праву  имеют такие акты, как:

-- Закон о  национальном ссудном фонде 1968г.;

-- Закон о  консолидированном фонде 1816г.;

-- законы о  министерстве финансов и ревизионных  органах 1866 и 1921гг.;

-- законы о  местных финансах 1972, 1982гг., и т.д.

3. Правовые основы  бюджетного регионализма

В административно-территориальном  отношении Великобритания делится  на Англию, Уэльс, Северную Ирландию и  Шотландию.

В период с 1973 по 1975г. в Великобритании была проведена  реформа местных органов власти, в результате которой вместо трехзвенной  введена двухзвенная система  управления местными органами власти: деление в основном на графства и  округа. Тем не менее некоторые  приходы продолжают существовать, и  новые могут быть учреждены специальной  комиссией. В Уэльсе повсеместно  есть общины.

Реформа внесла существенные изменения в структуру  и функции местных административных единиц. Территория Англии и Уэльса стала подразделяться на 53графства, включающие 369 округов. Лондон имеет  свою систему управления: в его  состав входят особый район Сити и 23 муниципальных района.

Среди графств  выделяются шесть, охватывающие так  называемые большие конурбации, т.е. крупные города с прилегающими районами: Мерсисайд, Большой Манчестер, Западный Мидленд, Южный и Западный Йоркшир, Тайнсайд.

В результате перестройки  местного самоуправления значительно  сократилось число местных бюджетов, увеличился их объем, расширились социальные функции, их использование для проведения региональной политики.

Все функции  местного управления поделены, как  правило, между Советом графства и Советом округа, которые схожи  по своей внутренней структуре. То же справедливо в отношении советов  городов. Любой совет состоит  из председателя (или мэра), вице-председателя, советников, высокого шерифа и иногда старейшины. Кроме органов местного управления существует еще большое количество управлений, учреждаемых для осуществления руководства в той или иной сфере. Разграничением полномочий между советами занимается Парламент Великобритании. При этом взаимоотношения местных органов следует рассматривать как партнерство, а не как иерархию.

3.1 Доходы  местных бюджетов

Доходы местных  бюджетов Великобритании формируются  за счет местных налогов, неналоговых  доходов, субсидий Правительства Великобритании, займов и кредитов.

Общая сумма  налогов Великобритании, поступающих  в государственный бюджет, превышает  сумму налогов, зачисляемых в  местные бюджеты. Тем не менее  местные налоги -- основная материальная база деятельности местных властей -- главный источник финансирования их расходов. Кроме того, фискальное значение местных налогов дополняется  их использованием в качестве активного  инструмента государственного регулирования  хозяйственных процессов. Собирая  местные налоги и направляя полученные средства на финансирование социальной и экономической инфраструктуры, местные органы власти тем самым  воздействуют на развитие местного хозяйства  и социальной сферы.

Информация о работе Бюджетная система Англии