Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

Содержание

Бюджетное право
Состав и структура расходов бюджета на социальную политику.
Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании.
Тест
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

бюджетная система.docx

— 48.65 Кб (Скачать)

  Важнейшее место в системе источников бюджетного права занимает федеральное бюджетное законодательство, состоящее из законов, принимаемых палатами Федерального Собрания РФ по вопросам регулирования бюджетных отношений в соответствии с бюджетной компетенцией Российской Федерации. Основными законодательными актами федерального уровня, регулирующими бюджетные отношения, являются Конституция РФ (ст. 71, 72, 101, 104, 114, 132 и др.), БК РФ, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.Важное место среди источников бюджетного права занимает БК РФ, принятый впервые в истории Российской финансовой деятельности в 1998 году. БК РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Состав и структура расходов бюджета на социальную политику.

 

   Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

   Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает большое влияние на повышение производительности общественного труда. Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети - сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия – республиканский бюджет Республики Беларусь государства, доплата к пенсии – местные бюджет.

  Расходы бюджета на обеспечение социальной политики можно классифицировать следующим образом:

1) пенсии;

2) стипендии;

3) пособия семьям, имеющим детей;

4) пособия по безработице;

5) государственное обеспечение  детей - сирот;

6) государственное обеспечение  заключенных;

7) материальная помощь в виде  дополнительных выплат;

8) натуральная помощь в виде  предметов первой необходимости  и продуктов;

9) оказание социальной услуги  на дому;

10) бесплатное питание;

11) бесплатное лечение;

12) бесплатное или льготное предоставление  лекарств и протезно-ортопедических  изделий;

13) льготная оплата коммунальных  услуг;

14) бесплатное или льготное обучение  или переобучение;

15) ночное проживание бездомных;

16) бесплатный или льготный проезд  на общественном транспорте;

17) финансирование предприятий  с целью организации рабочих мест для инвалидов.

   Бюджет является одним из универсальных механизмов, с помощью которых государство участвует в финансировании расходов и содействует развитию социальных отраслей. Услуги этих отраслей потребляются всеми гражданами страны и с позиций совокупных интересов относятся к разряду общественных благ, т.е. тех благ, оплата которых индивидуально каждым пользователем невозможна или нерациональна. Такие блага предоставляются государством через систему общественного сектора экономики и оплачиваются полностью или частично за счет бюджета.

 Под образованием в Законе "Об образовании" понимается  целенаправленный процесс воспитания  и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся  констатацией гражданином (обучающимся)  установленных государством образовательных  уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующими документами. Гражданам РФ Конституцией РФ гарантируется возможность получения образования без ограничений. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного общего (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и на конкурсной основе - бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Одновременно введено сочетание бесплатного и платного образования в образовательных учреждениях РФ. Расходы на образование распределяются в соответствии с разделом "Образование" и включают в себя расходы на:

- дошкольное образование;

- общее образование;

- начальное профессиональное образование;

- среднее профессиональное образование;

- переподготовку и повышение квалификаций;

- высшее профессиональное образование.

   Расходы в области социально-культурной системы позволяют:

- осуществлять бюджетное финансирование  государственных и в необходимых  случаях негосударственных организаций культуры;

- стимулировать бюджетное финансирование  посредством предоставления налоговых  льгот предприятиям, физическим  лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

- устанавливать особый порядок  налогообложения некоммерческих организаций культуры;

- способствовать развитию благотворительности в области культуры;

- осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

   Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.

   В настоящее время модель финансового обеспечения расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций, ресурсы ведомств и организаций, благотворительные источники, финансирование научных исследований медицины. Направление использования: программы лекарственного обеспечения, финансирование расходов на содержание станций скорой помощи, туберкулезных, онкологических диспансеров и др., содержание стационаров, содержание амбулаторно-клинических учреждений. Реформа предполагает разработку и реализацию на региональном, городских уровнях целевых программ, которые направлены на обеспечение гарантированных объемов и повышение качества медпомощи; развитие высокоспециализированных видов медпомощи и др. Основным фактором роста социально-экономических результатов от здравоохранения являются строительство новых и расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшение медицинского обслуживания. Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В РФ каждому человеку гарантирована доступность медико-социальной помощи и социальной защищенности в случае утраты здоровья. Данные принципы свидетельствуют о том, что изначально государством гарантирован лишь определенный объем медицинских услуг. Реализация указанных услуг осуществляется в специально создаваемых для этих целей субъектах хозяйствования, представляющих собой сеть учреждений (организаций) здравоохранения.

   В расходы на социальную политику включаются:

- содержание учреждений социального  обеспечения и службы занятости;

- содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

- содержание учреждений по обучению инвалидов;

- социальная помощь;

- возмещение вреда инвалидам  вследствие Чернобыльской катастрофы;

- программы ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций;

- средства, передаваемые Пенсионному  фонду РБ на выплату пенсий  и пособий военнослужащим в  соответствии с законодательством РБ;

- выплаты пособий и пенсий  другим категориям граждан;

- компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи  с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций;

- финансирование кампаний и  мероприятий по организации оздоровления  детей и - выплаты пособий и  компенсаций военнослужащим и членам их семей;

- расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами;

- расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;

- расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;

- оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;

- прочие расходы.

   Таким образом, социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. Расходы бюджета на обеспечение социальной политики можно классифицировать следующим образом: 1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия по безработице; 5) государственное обеспечение детей – сирот и др.

 Основными направлениями расходования бюджета РФ в социальной сфере являются: расходы на образование; расходы в области социально-культурной системы; расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт; иные расходы на социальную политику.

 

 

3. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании.

   С 1 января 2006 года на территории России начали реализовываться положения Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления должны составлять местные бюджеты, формируемые на основе постоянных и регулируемых отчислений от налогов и других доходов, которые бы в достаточной мере обеспечили развитие подвластных территорий.

  Местный бюджет - необходимый атрибут муниципальных образований. В научной литературе местный бюджет рассматривают в материальном (экономическом) и юридическом аспекте. В экономическом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с определением и исполнением централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач местного значения. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (ст. 14 БК РФ).

  В соответствии со статьей 132 Конституции РФ «… органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». Положение «О бюджетном процессе в муниципальном образовании»

  Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования (ст. 14 БК РФ).

  Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 14 БК РФ). Данной нормой еще раз подтверждается, что муниципальное образование не может иметь внебюджетных фондов денежных средств.

  Участники бюджетного процесса должны осуществлять свою деятельность в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, субъекта РФ, уставом муниципального образования и Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании. Стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании.

   мУчастники бюджетного процесса закреплены в статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Это следующие участники.

Муниципальные советы (представительный орган муниципального образования (ст. 153 БК РФ):

1) рассматривают и утверждают  бюджеты и отчеты об их исполнении;

2) осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов;

3) формируют и определяют правовой  статус органов, осуществляющих  контроль за исполнением местного бюджета;

4) осуществляют другие полномочия  в соответствии с бюджетным  законодательством и правовыми  актами органов местного самоуправления.

  Местные администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (ст. 154 БК РФ):

1) вносят проект местного бюджета  с необходимыми документами и  материалами на утверждение представительного  органа местного самоуправления;

2) утверждают поквартальное (помесячное) распределение доходов, расходов  и источников финансирования дефицита местного бюджета;

3) исполняют местный бюджет;

4) осуществляют ведомственный контроль за исполнением местного бюджета;

Информация о работе Бюджетная система