Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

Содержание

Бюджетное право
Состав и структура расходов бюджета на социальную политику.
Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании.
Тест
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

бюджетная система.docx

— 48.65 Кб (Скачать)

Содержание.

 

  1. Бюджетное право
  2. Состав и структура расходов бюджета на социальную политику.
  3. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании.
  4. Тест

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Бюджетное право.

  В современных условиях развитие России как федеративного государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом.

  Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

  Бюджетное право - это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

  Сфера общественных отношений, на которую распространяется бюджетное право, образует его предмет.

  Предмет бюджетного права - это совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

  Общественные отношения, входящие в предмет бюджетного права, многообразны и классифицируются в обособленные группы, возникающие относительно:

- установления доходных источников бюджетов всех уровней;

- расходования бюджетных денежных  средств;

- межбюджетного регулирования; бюджетного процесса;

- осуществления бюджетного контроля;

- установления оснований ответственности  за нарушения бюджетного законодательства.

  Предмет бюджетного права находится в постоянной динамике. Правовое регулирование бюджетных отношений во многом зависит от воли государства. Так, увеличение роста правонарушений в сфере образования и расходования бюджетных фондов повлекло необходимость включения законодателем в БК РФ охранительных норм, устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства, и, как следствие, предмет бюджетного права пополнился новым атрибутивным элементом

 Важнейшей составной частью предмета бюджетного права выступают группы правовых отношений, регулирующих порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за бюджетные правонарушения. Эти отношения преобладают в системе бюджетного права, являясь его неотъемлемым системообразующим атрибутом. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и максимально им урегулированы.

  Другую группу отношений, образующих предмет бюджетного права, составляют отношения, примыкающие (смежные) к атрибутивным. Эти отношения детально регулируются иными подотраслями или институтами финансового права, создавая, таким образом, объекты совместного правового регулирования. Смежные правовые отношения регулируются нормами бюджетного права и соответствующего финансово-правового института двумя способами: либо одновременно, согласованно, либо по принципу «цепной реакции», когда нормы бюджетного права являются общими, учреждающими для этих отношений, а нормы соответствующего финансово-правового института - развивающими, уточняющими.

  Совпадающим юридическим критерием атрибутивных и смежных бюджетно-правовых отношений следует считать их внешнее закрепление нормами права, включенными в систему бюджетного законодательства.

  Примыкающие (смежные) правоотношения не являются обязательным признаком бюджетного права и подпадают под бюджетно-правовое воздействие в силу экономических, политических или иных причин, но в любом случае только тогда, когда в этом заинтересовано государство.

Наличие в предмете бюджетного права  смежных, примыкающих элементов  подтверждается и отнесением к сфере  бюджетного регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления  государственных и муниципальных  заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. До принятия БК РФ эти отношения были исключительно  предметом финансово-правового института  государственного и муниципального кредита. Однако сведение норм различных  финансово-правовых институтов в БК РФ как едином нормативном правовом акте было осуществлено государством в целях наиболее полного и  разностороннего регулирования  бюджетных отношений. Кодификация  норм, регулирующих бюджетную деятельность, не означает механическую трансформацию, слияние различных видов финансово-правовых отношений в новый вид и  объединение различных методов  их регулирования в специфичный  метод правового регулирования.

      Метод бюджетно-правового регулирования -- это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков бюджетного права, в которых концентрированно выражаются средства и способы регулирования бюджетных отношений.Методы бюджетного права обусловлены регулируемыми бюджетными отношениями, которые, в свою очередь, вызваны к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованного фонда денежных средств, т. е. бюджета. Право публичной собственности на централизованные денежные фонды соответствующего территориального уровня принадлежит государству или муниципальному образованию, вступающему в бюджетные правоотношения посредством своих компетентных органов.Под методом бюджетно-правового регулирования тем самым следует понимать специфический способ, при помощи которого государство на основе определенной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение субъектов бюджетного права.

   Принципы бюджетного права представляют собой основные идеи, исходные положения его формирования, развития и функционирования. Бюджетно-правовые принципы отражаются в правовых нормативных актах и характеризуют сущность и содержание бюджетного права, его внутреннее строение, соотношение с финансовым правом, иными его подотраслями и институтами. Основные исходные идеи бюджетного права показывают не только материальные отношения, но и весь процесс применения бюджетного права, придавая ему динамику.

  Большое значение принципы бюджетного права имеют на стадии разработки проектов нормативных финансово-правовых актов, поскольку позволяют создавать и принимать эффективные бюджетные нормы. Неоценима роль принципов на стадии правоприменения, так как с их помощью судебная система и органы исполнительной власти единообразно реализуют финансовую политику государства.

  Принципы бюджетного права - это теоретически обоснованные и нормативно закрепленные основополагающие начала (идеи, требования) сущности бюджетного права, составляющие его главное содержание, определяющие общую направленность правового регулирования бюджетной деятельности государства и муниципальных образований и направляющие бюджетную деятельность на достижение стоящих перед ней целей и задач.

  Классифицировать принципы бюджетного права можно:

- по источнику нормативного закрепления - установленные Конституцией РФ;

- установленные бюджетным законодательством РФ;

- по сферам действия - т. е. распространяющиеся на все институты бюджетного права (общие принципы);

- отдельные институты бюджетного права (институциональные).

  В первой классификационной группе принципов бюджетного права к числу исходно-правовых начал, установленных Конституцией РФ, относятся:

- федерализм;

- равноправие субъектов РФ в  сфере бюджетной деятельности (ст. 5);

- реализация совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ в установлении общих принципов  бюджетной деятельности местного самоуправления;

- самостоятельность бюджетной  деятельности органов местного  самоуправления (ст. 12, 130--132);

- участие граждан РФ в бюджетной  деятельности государства и местного самоуправления (ч. 1 ст. 32);

- гласность (например, ч. 3 ст. 15); плановость; законность (например, ст. 1, 2, 15, 57);

- распределение функций в области  бюджетной деятельности на основе  разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей (например, ч. 1 ст. 105, п. «б» ч 1 ст. 114).

  Конституционные нормы, закрепляющие принципы бюджетного права, являются нормами прямого действия. Это означает право участников бюджетной деятельности на непосредственное применение данных норм без внесения соответствующих дополнений в бюджетное законодательство. Остальные принципы бюджетного права находят свое выражение в бюджетном законодательстве РФ или выводятся из его содержания.

  Во второй классификационной группе принципов бюджетного права к числу общих («сквозных») принципов относятся:

- ежегодность (цикличность, периодичность) возникновения бюджетных отношений (ст. 242 БК РФ);

- неразрывность (в большинстве  случаев) бюджетных прав и обязанностей  субъектов бюджетного права (ст. 7--9 БК РФ);

- координация бюджетной политики  РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

- реализация совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ в установлении общих принципов  бюджетной деятельности муниципальных  образований; выражение в правовой  форме бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ (ст. 11 БК РФ);

- единство группировки доходов  и расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ, а также  источников финансирования дефицитов  этих бюджетов на основе бюджетной  классификации (гл. 4 БК РФ; Федеральный  закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»);

- неотвратимость ответственности  за нарушение бюджетного законодательства РФ (гл. 4 БК РФ).

  Принципы бюджетной системы РФ, Статья 28 БК РФ к ним относит:

- единство бюджетной системы РФ;

- разграничение Доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы РФ;

- самостоятельность бюджетов;

- полноту отражения доходов  и расходов бюджетов;

- сбалансированность бюджета; 

- эффективность и экономность  использования бюджетных средств;

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

- гласность;

- достоверность бюджета; 

- адресность и целевой характер  бюджетных средств;

  Принципы межбюджетных отношений. Пункт 2 ст. 129 БК РФ к ним относит:

- распределение и закрепление  расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

- разграничение (закрепление) на  постоянной основе и распределение  по временным нормативам регулирующих доходов бюджетной системы РФ;

- равенство бюджетных прав субъектов  РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

- выравнивание уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

- равенство всех бюджетов РФ  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенство местных бюджетов  во взаимоотношениях с бюджетами  субъектов РФ.

  В рассматриваемой группе федеральным законодателем особо выделены принципы межбюджетных отношений субъектов РФ и муниципальных образований, которые закреплены в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

  Источники бюджетного права - это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в сфере бюджетной деятельности.

  Система источников бюджетного права обусловлена тем, что функции бюджетной деятельности осуществляются всеми звеньями государственного механизма на основе, принципа разделения властей. Это означает, что правовые акты, регулирующие те или иные бюджетные отношения и являющиеся источниками бюджетного права, издаются всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах соответствующей бюджетной компетенции. Следовательно, система источников бюджетного права состоит из Конституции РФ, международных деклараций и договоров, федеральных законов, решений Конституционного Суда РФ, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, судебной практики.

Информация о работе Бюджетная система