Бюджетное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………... 2
2. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система………………..

2.1 Дефицит и профицит бюджета……………………………………..

2.2 Доходы федерального бюджета……………………………………..

2.3 Расходы федерального бюджета……………………………………. 2

6

8

9
3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ……………………………………………………………..
12
4. Бюджетный процесс РФ………………………………………………… 13
5. Бюджетный федерализм в российской федерации: проблемы и варианты реформы……………………………………………………….

5.1 Принципы бюджетного федерализма……………………………………………………

5.2 Механизмы бюджетного выравнивания…………………………….
16

16

21
6. Перспективы развития бюджетного федерализма в РФ………………. 23
7. Список литературы ................................................................................... 24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_Бюджетное_устройство_Российской_Федерации.docx

— 157.66 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное  учреждение

    высшего профессионального  образования 
 

    Кафедра финансов, бюджета  и страхования 

Тема 4. Бюджетное устройство в Российской Федерации 
 
 

Тишкина Любовь Евгеньевна - ст. преподаватель

Преподаватель: ___________________________________________

Студент III курса:

_______________________________________________________

(Ф.И.О.) 

Менеджмента и маркетинга

_______________________________________________________

(факультет) 

_______________________________________________________

(№  личного дела, №  группы) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Москва 2010

Стр.

1. Введение………………………………………………………………... 2

2. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система………………..

    2.1 Дефицит и профицит бюджета……………………………………..

    2.2 Доходы федерального бюджета……………………………………..

    2.3 Расходы федерального бюджета…………………………………….

2

6

8

9

3. Классификация источников финансирования дефицитов              бюджетов РФ……………………………………………………………..  
12
4. Бюджетный процесс РФ………………………………………………… 13
5. Бюджетный федерализм в российской федерации: проблемы и варианты реформы……………………………………………………….

    5.1 Принципы бюджетного федерализма…………………………………………………

    5.2 Механизмы бюджетного выравнивания…………………………….

 
16

16

21

6. Перспективы развития бюджетного федерализма в РФ………………. 23
7. Список литературы ................................................................................... 24
 

    Введение

    В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система

    Бюджет  — это форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления1.

    Бюджетное устройство – структурное отображение бюджетной системы в виде правил и форм построения и организации бюджетов, а также межбюджетных отношений.

    С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

    Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

    В то же время бюджет правомерно рассматривать  как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет — категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

    Как экономическая категория бюджетные  отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

    Бюджет  выполняет следующие задачи:

    • перераспределение ВВП;

    • государственное регулирование  и стимулирование экономики;

    • финансовое обеспечение бюджетной  сферы и осуществления социальной политики государства;

    • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

    Распределительная функция бюджета проявляется  через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления2.

    Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

    1) образование доходов бюджета;

    2) использование бюджетных средств  (расходы бюджета).

    Доходы  бюджета — денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    В процессе образования доходов бюджета  происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

    Доходы  бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

    Доходы  бюджета могут носить налоговый  и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

    Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

    Структура бюджетных доходов подвижна и  во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

    Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.

    Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели — организации  производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или  распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета  носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

    Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

    Бюджетная система Российской Федерации в  соответствии со статьей 10 БК РФ состоит  из бюджетов следующих уровней3:

    • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • местные бюджеты, в том числе;
    • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • бюджеты городских и сельских поселений.

    Федеральные бюджеты и бюджеты субъектов  Российской Федерации разрабатываются  и утверждаются в форме законов, местные - в форме правовых актов  представительных органов местного самоуправления или в порядке, установленном  уставами муниципальных образований. 

    Дефицит и профицит бюджета.

    При сбалансированном бюджете государственные  доходы равняются расходам. В том  случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

    Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

    В экономической теории сложились  несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

    Первая  концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми  мерами бороться с бюджетным дефицитом  и не делать государственных заимствований  может привести к отрицательным  последствиям для экономики любой  страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые  поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и  повысить ставки налогов, либо сократить  государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее  сокращение совокупного спроса и  дальнейший спад в экономике. Такая  бюджетно-финансовая политика ориентирована  только на решение текущих экономических  проблем, но не способна решать перспективные  задачи.

    Вторая  концепция: бюджет должен быть сбалансирован  на протяжении экономического цикла, а  не ежегодно. Это означает, что правительство  осуществляет антициклическое воздействие  и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство  осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ