Бюджетное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………... 2
2. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система………………..

2.1 Дефицит и профицит бюджета……………………………………..

2.2 Доходы федерального бюджета……………………………………..

2.3 Расходы федерального бюджета……………………………………. 2

6

8

9
3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ……………………………………………………………..
12
4. Бюджетный процесс РФ………………………………………………… 13
5. Бюджетный федерализм в российской федерации: проблемы и варианты реформы……………………………………………………….

5.1 Принципы бюджетного федерализма……………………………………………………

5.2 Механизмы бюджетного выравнивания…………………………….
16

16

21
6. Перспективы развития бюджетного федерализма в РФ………………. 23
7. Список литературы ................................................................................... 24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_Бюджетное_устройство_Российской_Федерации.docx

— 157.66 Кб (Скачать)

    Третья  концепция: сбалансированность бюджета  является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного  подхода, – это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может  сопровождаться как устойчивым положительным  сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая  картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских  стран)4.

    Небольшой бюджетный дефицит для экономики  многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы  отработать его, вместо того, чтобы  получить эти блага в будущем  за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может  постоянно тратить больше, чем  зарабатывать.

    Первостепенное  внимание надо обратить на то, на какие  цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям  в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит  возникает из-за неумения руководства  страны обуздать финансовые претензии  министерств, ведомств и различных  лоббистских групп.  

    Доходы  федерального бюджета

    Главным источником доходов федерального бюджета  являются налоговые доходы (76%). Наиболее весомые налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы — более 40% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 10%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — около 8%, в их числе главное место занимают импортные пошлины.

    Вторую  группу составляют неналоговые доходы — 12%. В их числе: доходы от государственной  собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.

    Кроме перечисленных выше налоговых и  неналоговых доходов, для покрытия бюджетного дефицита используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациям государственных нерыночных займов (ОГНЗ).  

    Расходы федерального бюджета

    1. В соответствии с действующим  в Российской Федерации законодательством  исключительно из федерального  бюджета финансируются следующие  виды расходов:

    • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

    • функционирование федеральной судебной системы;

    • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

    • национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

    • фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому прогрессу;

    • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

    • государственная поддержка атомной  энергетики;

    • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

    • исследование и использование космического пространства;

    • содержание учреждений, находящихся  в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти Российской Федерации;

    • формирование федеральной собственности;

    • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

    • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных  пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

    • пополнение государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

    • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

    • федеральная инвестиционная программа;

    • обеспечение реализации решений  федеральных органов государственной  власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

    • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

    • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

    • официальный статистический учет и др5.

    2. Кроме того, средства федерального  бюджета используются для финансирования  мероприятий регионального и  местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

    По  согласованию с региональными и  местными органами власти совместно  за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных  бюджетов финансируются следующие  виды расходов:

    • государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и  строительной индустрии, сельского  хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

    • обеспечение правоохранительной деятельности;

    • обеспечение противопожарной безопасности;

    • научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

    • обеспечение социальной защиты населения;

    • обеспечение охраны окружающей природной  среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

    • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

    • развитие рыночной инфраструктуры;

    • обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

    • обеспечение деятельности избирательных  комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    • обеспечение деятельности средств  массовой информации;

    • финансовая помощь другим бюджетам;

    • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 

    Спецификой  федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования. Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93% — на фундаментальные научные исследования, 76% — на правоохранительную деятельность, 89% — на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

    Наибольший  объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно 1/3 всех бюджетных расходов.

    Второе  место (14%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных  расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, профессионально-техническое и среднее специальное образование — примерно 50%, на социальную политику — около 50%, культуру и искусство более — 20%.

    Третье  место в расходах федерального бюджета  занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 9%).

    Затраты на поддержку отраслей народного  хозяйства составляют примерно 8% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство, расходы федерального бюджета превышают 40%, на сельское хозяйство — свыше 30%6. 

Классификация источников финансирования

дефицитов бюджетов РФ

    Едиными для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации группами и  подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

    1) источники внутреннего финансирования  дефицитов бюджетов:

    • государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;

    • кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

    • бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    • кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;

    • изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

    • иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

    2) источники внешнего финансирования  дефицитов бюджетов:

    • государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

    • кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

    • кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

    • иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

    4. Перечень статей и видов источников  финансирования дефицитов бюджетов  утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при  утверждении источников финансирования  дефицита бюджета7. 

    Бюджетный процесс РФ

    Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Его универсальные закономерности можно рассмотреть на примере нашей страны (см. Рис. 1).

    В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

    - финансовые органы (Министерство  финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);

    - органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);

Информация о работе Бюджетное устройство РФ