Бюджетное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………... 2
2. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система………………..

2.1 Дефицит и профицит бюджета……………………………………..

2.2 Доходы федерального бюджета……………………………………..

2.3 Расходы федерального бюджета……………………………………. 2

6

8

9
3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ……………………………………………………………..
12
4. Бюджетный процесс РФ………………………………………………… 13
5. Бюджетный федерализм в российской федерации: проблемы и варианты реформы……………………………………………………….

5.1 Принципы бюджетного федерализма……………………………………………………

5.2 Механизмы бюджетного выравнивания…………………………….
16

16

21
6. Перспективы развития бюджетного федерализма в РФ………………. 23
7. Список литературы ................................................................................... 24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_Бюджетное_устройство_Российской_Федерации.docx

— 157.66 Кб (Скачать)

    Механизмы бюджетного выравнивания

    В случае, когда возникает несоответствие между доходными полномочиями и  расходными обязательствами уровней  государственной власти и управления, а также неравномерность бюджетной  обеспеченности различных регионов одной страны, говорят о наличии  горизонтальных и вертикальных дисбалансов.

    Вертикальный  дисбаланс означает несоответствие расходных обязательств доходным полномочиям  того или иного уровня государственной  власти и управления.

    Горизонтальный  дисбаланс выражается в неравномерности  размещения по территории страны расходных  и доходных факторов, а, следовательно, в неравномерности бюджетной  обеспеченности регионов страны.

    Существование вертикальных и горизонтальных дисбалансов  вызывает необходимость применения органами государственного управления механизмов финансового выравнивания, выделения финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

    Финансовая  помощь нижестоящим бюджетам может осуществляться в виде: дотаций, субсидий, субвенций.

    В мировой практике все виды финансовой помощи, передаваемые от вышестоящих бюджетов нижестоящим, называют грантами. Гранты могут быть целевыми и нецелевыми. Целевые гранты представляют собой вид финансовой помощи со строго определенной грантодателем целью расходования средств в рамках гранта. Нецелевые гранты могут использоваться получателем по своему усмотрению в рамках реализуемых им функций. Целевые гранты делятся на блочные и долевые. Блочные гранты представляют собой фиксированные суммы денег, которые должны быть потрачены на определенные цели, а долевые гранты – это возмещение лишь части расходов на заданные цели.

    В РФ финансовая помощь из федерального бюджета субъектам РФ предоставляется 5 фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд со-финансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов.

    Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР) формируется исходя из 14 % планируемых на предстоящий финансовый год налоговых доходов федерального бюджета (за исключением таможенных пошлин и доходов от внешнеэкономической деятельности) в целях выравнивания доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, финансируемым из консолидированных бюджетов субъектов РФ. Из ФФПР выделяются дотации субъектам РФ на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.

    Фонд  компенсаций формируется с 2001 года за счет 15% НДС, ранее поступавших в бюджеты субъектов РФ, с целью предоставления региональным бюджетам субвенций и субсидий на реализацию федеральных законов, как правило, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения. Средства из этого фонда передаются всем без исключения субъектам Федерации, вне зависимости от их уровня бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения.

    Цель  выделения средств региональным бюджетам из Фонда софинансирования социальных расходов – стимулирование субъектов РФ поддерживания на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг. Субсидии из данного фонда распределяются между всеми субъектами РФ для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социально-значимых расходов (прежде всего, на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению). Впервые Фонд софинансирования был создан в составе федерального бюджета в 2002 году с тем, чтобы компенсировать расходы региональных бюджетов на выплату заработной платы бюджетникам, повышенной решением федерального правительства и на субсидии населению на оплату жилья и коммунальных услуг. 

    Перспективы развития бюджетного федерализма в РФ

    Необходимость упорядочения бюджетного устройства субъектов РФ связано с существованием муниципальных образований различных уровней, размытостью круга вопросов местного значения, неупорядоченностью территориального организации муниципальных образований.

    В сфере совершенствования разграничения  расходных полномочий должны быть решены задачи более четкого их разграничения  между уровнями бюджетной системы в соответствии с теоретическими принципами, обеспечения самостоятельности региональных и местных органов власти в управлении расходами соответствующих бюджетов и ликвидации нефинансируемых федеральных мандатов.

    Совершенствование механизма предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам будет направлено на выделение в общем объеме финансовой помощи текущей, инвестиционной, выравнивающей и инвестиционной составляющих. Кроме того, в результате реализации “Программы” финансовая помощь должна выделяться в соответствии с принципами стабильности (предсказуемости финансовой помощи) и прозрачности методик расчета12. 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

  1. Финансы. Учебник для вузов. – Под ред. Г.Д.Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  2. http://www.audit-it.ru/articles/account/p44652.html
  3. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/GOSUDARSTVENNI_BYUDZHET.html
  4. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 550 с.
  5. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
  6. Алексей Лавров, Министерство финансов. Правительство Российской Федерации. Джон М. Литвак, Экономический директорат ОЭСР. Даглас Сазерленд, Экономический директорат ОЭСР.
  7. http://www.budgetrf.ru/Publications/Education/distant/publfinance_2003_/publfinance_2003_09_/publfinance_2003_09_000.htm

Информация о работе Бюджетное устройство РФ