Бюджетно-налоговая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:26, реферат

Описание работы

Я считаю, что ключевой проблемой фискальной политики является её сверхцентрализация. Межбюджетное распределение доходных источников бюджетов, должно оказывать позитивное влияние на формирование бюджетов всех уровней. Оно должно базироваться на следующих критериях: экономическая эффективность, стабильность, территориальная мобильность налоговой базы, равномерность её размещения и безусловно социальная справедливость.
Целью данного реферата является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства………………………………………………………………………...5
1.1. Социально-экономическая сущность и цели бюджетно-налоговой политики………………………………………………………………5
1.2. Инструменты бюджетно-налоговой политики…………………...7

ГЛАВА 2. Анализ современного состояния бюджетно-налоговой политики в России……………………………………………………………………………...9
2.1. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства…...9
2.2. Особенности налогово-бюджетной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

петров.docx

— 42.30 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3 

ГЛАВА 1. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства………………………………………………………………………...5

               1.1. Социально-экономическая сущность и цели бюджетно-налоговой политики………………………………………………………………5

               1.2. Инструменты бюджетно-налоговой политики…………………...7 

ГЛАВА 2. Анализ современного состояния бюджетно-налоговой политики в России……………………………………………………………………………...9

               2.1. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства…...9

               2.2. Особенности налогово-бюджетной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………..14 

Заключение……………………………………………………………………….20 

Список  использованной литературы…………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Одним из важных направлений финансовой политики государства, направлением, которое  играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расходов, является бюджетно-налоговая политика. Или, как она по-другому называется, фискальная политика.

     Учитывая  тот факт, что Россия претендует на звание государства с рыночной экономикой, для условий, в которых  она существует, необходимо знание сущности, видов, инструментов и функций бюджетно-налоговой политик политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

     Любое правительство всегда проводит фискальную политику. Однако встаёт вопрос: при любых ли условиях она будет действовать, будет ли она конструктивной или же наоборот будет непоследовательной и неосознанной. Задача Правительства в этой сфере минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

     Я считаю, что ключевой проблемой фискальной политики является её сверхцентрализация. Межбюджетное распределение доходных источников бюджетов, должно оказывать позитивное влияние на формирование бюджетов всех уровней. Оно должно базироваться на следующих критериях: экономическая эффективность, стабильность, территориальная мобильность налоговой базы, равномерность её размещения и безусловно социальная справедливость.

     Целью данного реферата является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства.  

     Задачи, поставленные при работе над рефератом:

     – рассмотреть теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства;

     – проанализировать терминологию по данному  вопросу;

     – проанализировать современное состояние бюджетно-налоговой политики в России;

     – выявить основные направления модернизации фискальной политики.

     Реферат состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка используемой литературы.

     При раскрытии предметной базы применялась  учебная и периодическая литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 

1.1. Социально-экономическая сущность и цели бюджетно-налоговой политики 
 

     Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

     Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой  политики являются налоговые и бюджетные  регуляторы.

     К налоговым регуляторам относятся  устанавливаемые виды налогов и  платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, санкции, льготы, ставки, сроки взимания, способы внесения. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов.

     Экономическая политика – совокупность государственных мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или предопределить их результаты.1

     В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные её виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные её виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (т.е. финансово-бюджетную политику), монетарную (т.е. кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику.

     В макроэкономике нет однозначной  формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:

     – фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов;2

     – фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции); 3

     – фискальная политика – это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП;4

     – фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.5

     Все несколько вышеперечисленных определений, несмотря на некоторые различия в  формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий  правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей. 

1.2. Инструменты бюджетно-налоговой политики 

     Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых  ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный  бюджет, объединяющий налоги и расходы  в единый механизм. Различные инструменты  по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и  частные расходы, государственные  закупки увеличивают уровень  совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется ещё один вид госрасходов. А именно – трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведёт к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

     Фискальная  политика как способ финансового  регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов – налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов.6  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

2.1. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства 

     Ситуация  в России характеризуется в настоящее время недостаточно эффективным использованием макроэкономических регуляторов, в том числе бюджетно-налоговых инструментов, в процессе капитализации финансовых ресурсов и стимулирования активности хозяйствующих субъектов. Сбалансированные бюджеты на 2009 и 2010 гг. являются не столько следствием продуманной бюджетно-налоговой политики и промышленного роста, сколько результатом действия экзогенных внешних факторов –повышения мировых цен на нефть и заниженного курса национальной валюты.

     Размер  доходной части бюджета, как известно, в значительной мере зависит от двух величин – совокупного объёма и структуры налогового бремени, а также величины налоговой базы, которая в свою очередь определяется количеством, размерами и эффективностью функционирования платежеспособных экономических агентов. Поскольку налоговое бремя в период трансформационных преобразований превышало возможности хозяйствующих субъектов, лишая их стимулов к развитию и воспроизводству, границы налоговой базы оставались крайне узкими. Развитие, если и имело место, то только в рамках теневого сектора. Налоговая система поощряла утечку капиталов за рубеж, являясь существенным (хотя и не единственным) фактором формирования неблагоприятного инвестиционного климата.7

     В настоящее время экономика находится  в удобной для налогово-бюджетного реформирования точке, поскольку благоприятная  внешнеэкономическая конъюнктура  цен на энергоносители и еще не исчерпанный до конца потенциал заниженного валютного курса обеспечивают достаточную свободу маневра для необходимых изменений.

     Равновесный бюджет – редкое явление в мировой практике, поскольку его дефицит, как и профицит, зависят не только от государственной политики в области расходов и налогообложения, но и уровня хозяйственной активности. Достижение бюджетного равновесия возможно только в отдельные моменты. Точка пересечения бюджетных доходов и расходов представляет собой некий центр, вокруг которого в определённом диапазоне осуществляется колебание их разницы. В общем случае профицит бюджета является функцией доходов, однако на его величину непосредственное воздействие наряду с подоходными налогами оказывают и государственные расходы. Их увеличение сокращает соответствующим образом профицит, но это сокращение частично компенсируется за счет увеличения налогов, поскольку рост госзакупок приводит к повышению доходов в результате действия положительного процесса мультипликации.

     Анализируя  уровень бюджетного дефицита (или же профицита) с целью выработки рациональной налогово-бюджетной стратегии, нужно учитывать степень активности хозяйствующих субъектов, а также этап цикла, который проходит экономика. Например, бюджетный дефицит может быть вызван как экспансионистской политикой государства, так и спадом экономической активности и сокращением налоговых поступлений. В первом случае методом борьбы с ним могла бы стать программа сокращения государственных расходов, во втором – фискальная политика, способствующая росту.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика РФ