Бюджетно-налоговая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:26, реферат

Описание работы

Я считаю, что ключевой проблемой фискальной политики является её сверхцентрализация. Межбюджетное распределение доходных источников бюджетов, должно оказывать позитивное влияние на формирование бюджетов всех уровней. Оно должно базироваться на следующих критериях: экономическая эффективность, стабильность, территориальная мобильность налоговой базы, равномерность её размещения и безусловно социальная справедливость.
Целью данного реферата является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства………………………………………………………………………...5
1.1. Социально-экономическая сущность и цели бюджетно-налоговой политики………………………………………………………………5
1.2. Инструменты бюджетно-налоговой политики…………………...7

ГЛАВА 2. Анализ современного состояния бюджетно-налоговой политики в России……………………………………………………………………………...9
2.1. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства…...9
2.2. Особенности налогово-бюджетной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

петров.docx

— 42.30 Кб (Скачать)

     Сегодня бюджетный дефицит не редкость и  для рыночных экономик стран Запада. Однако если в послевоенный период он использовался как активный инструмент фискальной политики, как способ увеличения совокупного спроса, то в настоящее время главная его причина – непропорциональное повышение социальных расходов.8

     При мягких формах осуществления денежно-кредитной  политики рост бюджетного дефицита является стимулом развития инфляции, поэтому  его высокий уровень ассоциируется, как правило, с высокими темпами  инфляции. Современный этап развития рыночных экономик характеризуется  появлением новой тенденции. В ряде стран Запада периодически фиксируется сочетание низких темпов инфляции с высоким уровнем бюджетного дефицита. Причина этого – чрезмерное увеличение социальных расходов.

     Отказ от эмиссионного финансирования бюджета, которое, по сути, является локомотивом  инфляции, ставит перед государством проблему поиска иных источников, среди  которых основное место занимают заимствования – внутренние либо внешние. Выбор источника дефицитного финансирования зависит от конкретных целей государственного регулирования на данном этапе, однако всем им присущи существенные отрицательные черты, и использование любого из них в течение длительного времени чревато опасностями для национального хозяйства.

     Так, эмиссионное финансирование приводит к росту инфляции, заимствование  на внутреннем и внешнем финансовых рынках – к накапливанию государственного долга и увеличению доли бюджетных средств, направляемых на его погашение и обслуживание.

     Покрытие бюджетного дефицита за счёт внутренних неинфляционных источников может какое-то время давать положительный стабилизирующий эффект для экономики, но имеет скрытые недостатки, приводящие в перспективе к разрушительным последствиям. Длительное применение этого механизма вызывает переориентацию денежных потоков на финансовые рынки краткосрочных государственных обязательств, а, следовательно, обескровливание реального сектора, снижение привлекательности кредитов для экономики и рост ссудного процента.

     В настоящее время большинство  стран стараются так или иначе сбалансировать свои бюджеты при одновременном росте доли государственных расходов в ВВП. При этом незначительный бюджетный дефицит по-прежнему рассматривается в качестве фактора экономического роста.

     Вопросы выработки системы мер по бюджетно-налоговому регулированию традиционно являются предметом острых дискуссий практически  для любой страны. Наиболее эффективной  и перспективной мерой считаются  снижение общего уровня налогообложения  и стимулирование расширения налоговой  базы. Однако эта мера, столь популярная у населения, не всегда находит понимание  и поддержку со стороны правительств. Её принятие, как правило, означает некоторое сокращение государственных расходов, что почти неосуществимо в современных условиях, поскольку на правительствах лежит груз социальных обязательств.

     Альтернативный  выход – увеличение государственных расходов за счёт контролируемой денежной эмиссии, которую необходимо направлять на финансирование высокотехнологичных «прорывных» инвестиционных проектов, способных дать экономике новые импульсы к росту. Наконец, теоретически еще одним способом может стать рост налогового бремени при неизменном уровне государственных расходов, но в этом случае жизнеспособной остается только та часть экономики, которая уходит из-под пресса. Бюджет же получает в виде налогов меньшую величину, чем та, которая собиралась бы при более низком и щадящем уровне налогообложения.

     Сокращение  бюджетного дефицита ведет к последующему снижению процентных ставок, создаёт лучшие условия для привлечения капитала в экономику, а установление налогового бремени на более низком уровне стимулирует рост, как потребления, так и инвестиций.

     Однако  сам по себе бюджетный дефицит  не всегда выступает как безусловное  зло, с которым надо бороться любыми средствами, поскольку его формальное устранение путём денежной эмиссии или чрезмерного сокращения государственных расходов без учёта реальных потребностей экономики чревато отрицательными последствиями. В то же время сбалансированный бюджет или бюджет, сформированный и выполняемый с профицитом, не всегда являются признаком здоровой, динамично развивающейся на основе внутренних резервов экономики, а могут быть результатом действия внешних факторов.

     Для сильной экономики, успешно реализующей  потенции к росту, допустимо в  определенных пределах наличие бюджетного дефицита (до 3% ВВП). При таком его  размере часто отмечаются устойчивая положительная динамика темпов экономического роста, снижение ставки ссудного процента, увеличение положительного сальдо внешнеторгового  баланса, сокращение темпов инфляции.

     Фундаментом успешной бюджетной политики должно быть не просто формальное устранение бюджетного дефицита, а разрешение порождающих его проблем посредством  формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, снятия препятствий  для повышения экономической  активности хозяйствующих субъектов. Необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали  бы приток денежных ресурсов в государственный бюджет, а с другой, создавали бы предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов путём передачи рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства. 
 
 

     2.2. Особенности налогово-бюджетной политики в России 

     Фискальная  политика оказывает большое влияние  на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Поэтому очень  важно анализировать существующую фискальную политику и прогнозировать последствия еще только планируемой  фискальной политики. Таким образом, для выбора наиболее правильной и  экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный  анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан  государства, на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий.

     По данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7948,9 млрд.рублей, что на 14,3% больше, чем в 2008 году. В декабре 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 528,5 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 36,6%.

     Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 31,6%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,5%, налога на доходы физических лиц - 21,0%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 12,6%.

     Однако  в России существуют проблемы, связанные  с просроченной налоговой задолженностью. Задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента её возникновения, в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2010г. составила 559,1 млрд.рублей.

     Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2009г. составила 407,8 млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 27,1%.

     Налоги в РФ составляют 73 % всех поступлений в бюджет. Остальную часть составляют доходы от внешнеторговой деятельности (22, 4 %). Если рассматривать долю налоговых поступлений в ВВП, то тут их доля составляет 28,4 %.

     Исходя  из вышеприведенных значений, можно  сказать, что Россия во многом зависит  от проведения эффективной фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета РФ.

     В этой связи необходимо выделить основные направления налоговой политики в период с 2010 по 2012 гг.

     К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено  формирование основ современной  налоговой системы государства  с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учётом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

     Введенные в действие к настоящему времени  основы российской налоговой системы  были сформированы во многом с учётом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но всё же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

     Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к  современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование  в России плоской ставки налога на доходы физических лиц.

     Вместе  с тем, во многих случаях неэффективность  налоговой системы связана с  недостаточной эффективностью системы  применения и администрирования  законодательства о налогах и  сборах, судебной системы, органов государственной  власти и управления в целом. В  среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков  налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация  с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

     В среднесрочной перспективе будет  продолжено совершенствование системы  администрирования налогов в  России. В частности, предполагается принятие следующих мер:

     – совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;

     – повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;

     – обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;

     – совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица.

     С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учётом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

     1) Отказ от увеличения номинального  налогового бремени в среднесрочной  перспективе при условии поддержания  сбалансированности бюджетной системы.

     2) Унификация налоговых ставок, повышение  эффективности и нейтральности налоговой системы за счёт внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

     Среди основных направлений, в которых  предполагается развивать налоговую  политику в среднесрочной перспективе, необходимо выделить следующие направления:

     1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения. В настоящее время получила широкое распространение практика минимизации обязательств по налогам с корпораций путем произвольного манипулирования ценами сделок при осуществлении операций между связанными или контролируемыми лицами. В частности, среди способов намеренного уменьшения налоговых обязательств можно выделить регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, использование налоговых льгот или специальных льготных налоговых режимов, наличие убытков по данным налогового учёта, а также неуплату налогов в результате незаконной ликвидации предприятия-налогоплательщика.

     Ещё одним негативным эффектом использования трансфертного ценообразования группами компаний в условиях российской налоговой системы является перемещение мобильной налоговой базы между регионами страны, в результате чего за счёт выгод, получаемых отдельными регионами, потери несёт не только бюджетная система в целом, но бюджеты прочих субъектов Российской Федерации.

     В данный момент для России актуальным является вопрос противодействия использованию  подобных трансфертных цен связанными или контролируемыми компаниями в целях минимизации своих налоговых обязательств. Основной задачей налоговых органов является не предотвращение использования трансфертных цен, а недопущение бюджетных потерь какого-либо государства от их использования.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика РФ