Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его, например, средства федерального бюджета на 2008 год должны направляться в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год” на:
- государственное управление и местное самоуправление;
- судебную власть;
- международную деятельность (в том числе на международное сотрудничество);
- правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
- фундаментальные исследования и содействие научно – техническому прогрессу;
- промышленность, энергетику и строительство;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- охрану окружающей природной среды и природных ресурсов;
- транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
- образование;
- здравоохранение и физическую культуру;
- иные расходы.
На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты.

Содержание

1. Введение
1.1 Бюджетный процесс в Российской Федерации
1.2 Понятие бюджетного процесса и его принципы
1.3 Участники бюджетного процесса
1.4 Органы, обладающие бюджетными полномочиями
1.5 Полномочия участников бюджетного процесса
1.6 Составление проекта бюджета
1.7 Общие положения рассмотрения и утверждения бюджетов
1.8 Рассмотрение и утверждения бюджета
1.9 Исполнение бюджета
1.10 Отчет об исполнении бюджета
2. Бюджетный процесс в зарубежных странах
3. Роль и место бюджетного планирования в бюджетном процессе
4. Бюджетный процесс в условиях перехода к рынку
5. Классификация и анализ существующих методов бюджетного планирования
Заключение
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 131.86 Кб (Скачать)

Содержание:

 

  1. Введение

 

    1.  Бюджетный процесс в Российской Федерации
    2. Понятие бюджетного процесса и его принципы
    3. Участники бюджетного процесса
    4. Органы, обладающие бюджетными полномочиями
    5. Полномочия участников бюджетного процесса
    6. Составление проекта бюджета
    7. Общие положения рассмотрения и утверждения бюджетов 
    8.   Рассмотрение и утверждения бюджета
    9.   Исполнение бюджета

     1.10 Отчет об исполнении бюджета

 

  1. Бюджетный процесс в зарубежных странах
  2. Роль и место бюджетного планирования в бюджетном процессе

 

  1. Бюджетный    процесс   в   условиях  перехода    к  рынку

 

  1. Классификация и анализ существующих методов бюджетного планирования

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

 

Введение

 

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную  перспективу. Поэтому разработке его  показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

Бюджет  государства играет значительную роль в политической и хозяйственной  жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным  государством, под бюджетом государства  понимается бюджет России (федеральный  бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием  социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства  осуществляется на основе прогноза социально  – экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный  бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая  сила, он утверждается в форме федерального закона.

Средства  федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его, например, средства федерального бюджета на 2008 год должны направляться в соответствии с Федеральным  законом “О федеральном бюджете  на 2008 год” на:

  • государственное управление и местное самоуправление;
  • судебную власть;
  • международную деятельность (в том числе на международное сотрудничество);
  • правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • фундаментальные исследования и содействие научно – техническому прогрессу;
  • промышленность, энергетику и строительство;
  • сельское хозяйство и рыболовство;
  • охрану окружающей природной среды и природных ресурсов;
  • транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
  • образование;
  • здравоохранение и физическую культуру;
  • иные расходы.

На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные  бюджеты.

 

 

1. Бюджетный процесс в Российской Федерации

    1. Понятие бюджетного процесса и его принципы

Государственный бюджет является одним из важнейших  звеньев финансовой системы страны. Через бюджет производится мобилизация  финансовых ресурсов государства и  расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов  государственной власти.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетный процесс  – регламентированная нормами процессуального  бюджетного права деятельность государства  по составлению, рассмотрению и утверждению  бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении.

Нормы бюджетного процесса предписывают правила и  порядок применения норм материального  бюджетного права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента  утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных  субъектов – участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Деятельность государственных органов от начала составления государственного бюджета до утверждения отчёта о его исполнении длиться около трёх с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса, которые последовательно сменяют одна другую. В частности это стадии:

  1. Составления.
  2. Рассмотрения.
  3. Утверждения.
  4. Исполнения и заключения.
  5. Составления и утверждения отчёта об исполнении.

Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря, то есть финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Стадии  бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок  изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объём национального дохода государства, перераспределяются по-разному государственные средства, в зависимости от задач, решаемых государством в данный период времени. Кроме того, ежегодно изменяются потребности каждого субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в денежных средствах, что зависит от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году.

Однако  порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения  бюджета, его исполнения, составление, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении бюджета остаётся неизменным.

На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования за счёт процентных отчислений от федеральных налогов и налогов  республик в составе Российской Федерации, а также вопросы финансовой поддержки территорий решаются в  момент составления бюджета. Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для нижестоящих территорий и вопросы финансовой поддержки  утверждаются вышестоящими представительными  органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим достигается, на стадии принятия закона о бюджете, сбалансированность показателей бюджета.

Вопросы открытия бюджетных ассигнований решаются финансовыми органами и банком только после утверждения соответствующего бюджета и т. п.

В основе бюджетного процесса лежат определённые принципы, соблюдение которых даёт возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства  были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В  настоящее время в связи с  принятием Бюджетного кодекса РФ для всей бюджетной системы предусмотрены  общие принципы. Это:

  • единство бюджетной системы;
  • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельность бюджетов;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированность бюджетов;
  • эффективность и экономичность использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • гласность;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер бюджетных средств.

Нет сомнения, что все эти принципы в той или иной мере присущи  и бюджетному процессу. Однако некоторые  из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также  свои особенные принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит  принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов  исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно  составляют исполнительные органы, закон  или решение о бюджете принимаются представительным органом, а исполняют бюджеты всех уровней органы исполнительной власти.

Очень важен  принцип ежегодности бюджета, который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств. Кроме того, ежегодность даёт возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т. д.

Особое  внимание в бюджетном процессе заслуживает  принцип публичности и гласности, которые для бюджетного процесса предполагают, что проект бюджета  до его принятия широко обсуждается  как представительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется  в печати. Широкое обсуждение проектов бюджетов, их обязательное опубликование после принятия, а также отчётность исполнительных органов власти перед представительными об исполнении бюджета также служат обеспечению прозрачности бюджетной деятельности в государстве и таким образом помогают исполнить бюджет реально и с наименьшими потерями. Гласным должно быть и отклонение бюджета.

В случае принятия решения об отклонении проекта  бюджета или о неутверждении отчётов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. Кроме того, решения представительных органов по бюджету должны публиковаться в печати.

Органы  представительной и исполнительной власти также постоянно отчитываются перед широкой общественностью  о ходе исполнения бюджета.

Важным  для бюджетного процесса остаётся принцип  специализации бюджетных показателей, который состоит в том, что  в основе и составления, и исполнения бюджета лежит бюджетная классификация, которая предполагает группировку  всех доходов бюджетов всех уровней  по источнику возникновения, а расходов по целевому назначению, по направлениям деятельности.

Принцип специализации показателей бюджета  осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация  – специальный юридический акт, ледащий в основе всей бюджетной  деятельности финансовых органов. Следует  иметь в виду, что бюджетная  классификация имеет значение не только для процессуального бюджетного права, но и лежит в основе материального  бюджетного права.

 

1.2 Участники бюджетного процесса

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный  процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент страны;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти;
  • органы денежно – кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
  • бюджетные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;
  • кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации