Бюджетный процесс в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:03, реферат

Описание работы

На всех стадиях финансовой деятельности осуществляется финансовый контроль. В последнее время этот процесс значительно расширился. Ему подлежат все предприятия, организации, учреждения всех форм собственности.
Именно понятие ФК нельзя определить однозначно, поскольку он является частью государственного управления и является инструментом реализации политики государства, стороны - это управленческая деятельность со своими методами и формами.

Содержание

Сущность и значение финансового контроля. Контрольные правоотношения.
Виды финансового контроля.
Методы финансового контроля

Работа содержит 1 файл

Финансовий контроль.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

В случае выявления во время ревизий (проверок) и обследований фактов присвоения денег и материальных ценностей, других злоупотреблений  контролеры Счетной палаты могут  передавать материалы ревизий (проверок) и обследований к правоохранительным органам с информированием об этом Верховной Рады Украины.

Для повышения финансовой дисциплины и реагирования на подготовленные Счетной палатой материалы ревизий (проверок) И [резидент Украины 19 сентября 2000 г. выдал Указ, в котором определенно  правовые принципы взаимодействия органов государственной власти с органом высшего финансового контролю1.  убытки, а также обеспечить своевременное информирование Счетной палаты о мероприятиях реагирования на полученные от нее материалы.

Ради координирования контрольной деятельности в сфере публичных финансов был выдан и Порядок координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), утвержденный постановлением Кабмина от 21.07.2005 г. № 619.

В осуществлении финансового  контроля в сфере публичных финансов особенная роль принадлежит специализированным органам государственной исполнительной власти из управления финансами, для  которых собственно финансовая деятельность является основной. Как уже отмечалось, эти органы созданы специально для осуществления финансового управления, внутренне они составляют единственную подсистему финансово-кредитных органов. ее возглавляет Министерство финансов Украины, определено головним в системе центральных органов исполнительной власти из реализации политики в сфере государственного внутреннего финансового контроля.

Минфин в соответствии с положенными на него заданиями  в пределах своих полномочий контролирует соблюдение бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса касательно как государственного, так и местных бюджетов, если другое не предусмотрено законодательством; корректирует показатели финансовой базы пенсионной системы, обеспечивает ее сбалансированность и стабильность; обеспечивает в пределах своих полномочий организацию и осуществление контроля за инвестированием пенсионных средств и выполнением пенсионных программ и тому подобное. В установленном законодательством порядке употребляет мероприятий по уменьшению бюджетных ассигнований распорядителям

бюджетных средств в  случае их нецелевого использования  и применения бесспорного исключения средств из местных бюджетов в  государственный бюджет.

До полномочий Минфина  принадлежат согласования проекта плана основных направлений контрольно-ревизионной работы органов государственной контрольно-ревизионной службы; определение основных организационно-методических принципов государственного внутреннего финансового контроля, оценивание функционирования систем внутреннего контроля и внутреннего аудита; проверка правильности составления и утверждения смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджетов, планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств и тому подобное.

В пределах своих заданий  Минфин имеет право получать в  установленном порядке:

  • от главных распорядителей средств государственного и место 
    вих бюджетов, органов местного самоуправления — информацию 
    документы и материалы, необходимые для складня проекта Драл 
    жавного бюджета Украины, прогнозных показателей сведенного 
    бюджета и анализа выполнения бюджетов, которые входят к составу 
    бюджетной системы государства; материалы по вопросам поступления и 
    использования средств государственных целевых фондов, их сметы 
    но отчеты;
  • от центральных и местных органов исполнительной власти, роз 
    порядникив бюджетных средств — информацию об осуществлении 
    внутреннего финансоного контроля и внутреннего аудита;
  • от центральных и местных органов исполнительной власти, под 
    приемств, учреждений и организаций всех форм собственности — данные, не 
    обходные для осуществления контроля за рациональным и целевым 
    использованием бюджетных средств;

ежемесячно ее установленному порядку от Головного контрольно-ревизионного управлиння— отчеты о проведении контрольных мероприятий и тому подобное.

В пределах своих полномочий Минфин имеет право останавливать бюджетные ассигнования в случаях, предусмотренных законодательством; останавливать в установленном законодательством порядке осуществления операций с бюджетными средствами в случае выявления бюджетного правонарушения. Кроме того, на Минфин положено задание осуществлять внутренний финансовый контроль и аудит на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые принадлежат к сфере его управления.

Региональные и местные  финансовые органы контролируют использование  средств, выделенных из высших за рангом бюджетов, эффективность использования средств, выделенных из фондов местных органов самоуправления, следят за соблюдением требований законодательства об использовании средств, выделенных на оплату труда, содержания легковых автомобилей и служебные командировки; проверяют правильность проведения выплат и компенсаций за счет государственного и местного бюджетов.

Государственное казначейство Украины в сфере проверки соблюдения бюджетного законодательства осуществляет бухгалтерский учет всех поступлений  и расходов Государственного бюджета Украины; устанавливает единственные правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности о выполнении бюджетов, смет, выдает инструкции по этим вопросам и осуществляет контроль за их соблюдением; следит за соответствием платежей взятым обязательством и бюджетным ассигнованием (ст. 112 Бюджетного кодекса Украины).

Анализируя практику организации финансового контроля в Украине, целесообразно обратить внимание на аналогичные организации, которые функционируют в развитых странах и имеют определенный практический опыт. Да, в США ведущими финансовыми контролирующими органами является Главное контрольно-финансовое управление, Что принадлежит к ветви законодательной власти, и административно-бюджетное управление, которое входит к структуре администрации президента. В частности, Главное контрольно-финансовое управление США было создано почти 80 лет назад как независимый от федеральной администрации орган для контроля за правильностью и эффективностью использования бюджетных средств исполнительными органами, в том числе министерством обороны. Закон США о Главном контрольно-финансовом управлении от 1974 г. значительно расширил его полномочие, включив в них анализ федеральных программ. Его служащие имеют доступ практически ко всем финансовым документам министерств и ведомств. Главное контрольно-финансовое управление может давать оценку результативности государственных программ и деятельности федеральных ведомств; проводить специальные обследования и проверки обґрунтованості цен на продукцию и финансово-экономических аспектов контрактов министерства обороны. Инспекторы Управления проверяют также деятельность ревизоров исполнительной власти. Иногда проверки проводят в координации со следственными органами министерства юстиции и другими органами, наделенными соответствующими полномочиями.

В Украине определяющее место среди специальных финансовых органов в сфере финансового  контроля за использованием бюджетных  ресурсов принадлежит Государственной  контрольно-ревизионной службе. ее главное задание — государственный финансовый контроль за использованием и сохранением финансовых ресурсов государства. Служба реализует это задание путем проведения государственного финансового аудита, проверки государственных закупок и инспекции.

Проведение отмеченных мероприятий детализированно в постановлениях Кабмина «Вопроса проведения органами государственной контрольно-ревизионной службы государственного финансового аудита» от 25.03.2006 г. № 316 (с изменениями) и «Об утверждении Порядка проведения инспекции государственной контрольно-ревизионной службой» от 20.04.2006 г. № 550 (с изменениями).

Для проведения финансового  контроля Главному контрольно-ревизионному управлению Украины, контрольно-ревизионным  управлениям в Автономной Республике Крым, областях, Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионным подразделам (отделам, группам) в районах, городах и районах в городах предоставлено право:

  1. проверять в подконтрольных учреждениях денежные и бухгал 
    терски документы, отчеты, сметы и другие документы, что под 
    тверджують поступление и расходование средств и материальных 
    ценностей, проводить проверки фактического наличия ценностей 
    (денежных сумм, ценных бумаг, сырья, материалов, готового 
    продукции, оборудования и тому подобное);
  2. беспрепятственного доступа при проведении ревизий на стекла 
    ди, в хранилища, производственные и другие помещения, которые принадлежат под 
    контрольным учреждениям, для их обследования и выяснения вопросов 
    связанных с ревизией; приостанавливать бюджетные ассигнования, зу 
    пиняти операции с бюджетными средствами в случаях, передбаче 
    их законом;

привлекать на договорных принципах квалифицированных специалистов 
соответствующих министерств, государственных комитетов, других органов 
государственной исполнительной власти, государственных фондов, предприятий 
учреждений и организаций для проведения контрольных измерений 
строительных, монтажных, ремонтных и других работ, контроль их запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, других проверок с оплатой за счет специально предусмотренных на это средств;

4) требовать от руководителей подконтрольных учреждений, что их 
ревизуют, проведение инвентаризаций основных фондов, товар 
но-материальних ценностей, денежных средств и расчетов. 
В случае отказа — обратиться в суд ради побуждения к таким 
инвентаризаций, а к принятию соответствующего решения судорог — в 
присутствия понятых и представителей отмеченных предприятий 
учреждений и организаций опечатывать кассы, кассовые помещения, стекла 
ди и архивы на срок не более 24 часов от момента такого 
опечатывания, отмеченного в протоколе. При проведении реве 
зий — изымать у предприятий, учреждений и организаций копии финан 
сово-хозяйственных и бухгалтерских документов, которые свидетельствуют 
о злоупотреблении, а на основании решения суда — изымать к за 
вершит ревизии оригиналы первичных финансово-хозяйственных 
но бухгалтерских документов со складнем описания, которое скрип 
люють подписями представителя органа государственной контроль 
но-ревизийной службы и руководителя соответствующего предприятия 
соответствующего учреждения, организации, и оставлениям копий таких 
документов ревизующим предприятиям, учреждениям, организа 
циям;

  1. получать от НБУ и его учреждений, банков и других кре 
    дитних учреждений необходимые сведения, копии документов, справки 
    о банковских операциях и остатках средств на счетах объектов 
    что ревизуются, а от других предприятий и организаций, в том 
    числе не государственных форм собственности — справки и копии докумен 
    тив об операциях и расчетах с ревизующими предприятиями 
    учреждениями, организациями. Получение от банков информации 
    что составляет банковскую тайну, осуществляется в порядке и 
    объеме, установленных ЗУ «О банках и банковской деятельности»;
  2. получать от служебных и материально ответственных 
    лиц объектов, которые ревизуются, письменные объяснения по вопросам, которые 
    возникают во время ревизий;

выдвигать к руководителям  и другим служебным лицам подкон 
трольних учреждений, которые ревизуются, требования относительно устранения вы 
явлених нарушений законодательства по вопросам сохранения и вико 
ристання государственной собственности и финансов, изымать в судебном 
порядку в бюджет обнаруженные ревизиями скрытые и заниженные 
валютные и другие платежи, нарушать перед соответствующими оргамами вопрос о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, если полученные предприятиями, учреждениями и организациями средства и займы используют с нарушением действующего :іпкоподаистпа;

Н) в судоїк>му ик )| >ядку стягивать в доход государства  средства, одер-жйии И 11 Ідк< ее іт| >ол ьи и н м и учреждениями по незаконным соглашениям, без уггіїмои.ш'ііих законом оснований и с нарушением действующего законо-дшиътиа;

!)) налагать в случаях,  предусмотренных законодательными  актами, на ксриишикив и других  служебных лицах подконтрольных уста-икни идминисиратинпи взыскание;

10) ;і!Н'|>т;ітпги к  суду п интересах государства,  если пидконтрольнии устииоиии  не ииикопала ишмог относительно  устранения обнаруженных ре-нииимп  нарушений .'«ікоподавстпа :і вопросов  сохранения и использован иикииним;

И И) проиодити в субъсктии  ведения хозяйства, которые имели  правовые ииидикиъиипи с подконтрольным учреждением, встречные сверки с  целью документального подтверждения  вида, объема и качества операции! но расчетов, осуществляемых между ними, для выяснения их реальности и полноты отображения в учете подконтрольной всем и к )іі 11.

Гшииипис контрольноричиизийне управление утверждает Методику Іиротунчипи  аудита и форму аудиторского звиту— доку-МНІт, который составляют п  обомъязкоиому порядку за результатами /МфЖйНнош аудита. Кгриииник субъекта ведения хозяйства зобо-вънянишй Информировать орган государственной контрольно-ревизионной службы о состоянии учета рекомендаций, которые содержатся в аудиторском отчете. Обязательным предписанием, в котором воплощен категоричниш характер финансово-правовых норм, есть то, что в случае ви-иилепня во время аудита фактов нарушения законодательство, которое содержит признаки преступления, органы государственной контрольно-ревизионной службе и безотлагательно информируют правоохранительный орган.

Информация о работе Бюджетный процесс в Украине