Бюджетный процесс в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:03, реферат

Описание работы

На всех стадиях финансовой деятельности осуществляется финансовый контроль. В последнее время этот процесс значительно расширился. Ему подлежат все предприятия, организации, учреждения всех форм собственности.
Именно понятие ФК нельзя определить однозначно, поскольку он является частью государственного управления и является инструментом реализации политики государства, стороны - это управленческая деятельность со своими методами и формами.

Содержание

Сущность и значение финансового контроля. Контрольные правоотношения.
Виды финансового контроля.
Методы финансового контроля

Работа содержит 1 файл

Финансовий контроль.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

В сфере мобилизации  финансовых ресурсов и формирования доходной части бюджетной системы  Украины определяющее место занимают органы Государственной налоговой  службы Украины. Інчшосередньо организация  налоговой работы и осуществления финансового контроля положена на первичное звено этой устано-ши - налоговые инспекции. Государственные налоговые инспекции в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции выполняют такие функции:

  1. осуществляют контроль за своевременностью, достоверностью, пов 
    нотой начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных 
    платежей);
  2. обеспечивают учет налогоплательщиков, других платежей 
    правильность вычисления и своевременность поступления этих подат 
    кив, платежей, а также осуществляют регистрацию физических осиб—налогоплательщиков и других обязательных платежей;
  3. контролируют своевременность представления налогоплательщиками 
    бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, розра 
    хункив и других документов, связанных с вычислением налогов 
    других платежей, а также проверяют достоверность этих доку 
    ментов относительно правильности определения объектов налогообложения и 
    вычисление налогов, других платежей;
  4. осуществляют в пределах своих полномочий контроль за за 
    коннистю валютных операций; соблюдением порядка проведен 
    ня наличных расчетов за товары (услуги), установленного 
    законом; за наличием свидетельств о государственной регистрации субъек 
    тив предпринимательской деятельности, лицензий на осуществление гос 
    подарской деятельности, что подлежит лицензированию в соответствии с 
    закона, с последующей передачей материалов об обнаруженных пору 
    шення органам, которые выдают эти документы; за наличием торго 
    вих патентов;
  5. ведут учет векселей, что их выдают субъекты пидприем 
    ницкой деятельности при осуществлении операций с давальческой 
    сырьем во внешнеэкономических отношениях, и ежемесячно 
    подают информацию об этом местным органам государственной статис 
    тики; осуществляют контроль за погашением векселей; выдают 
    субъектам предпринимательской деятельности разрешения на отсрочку 
    оплаты (погашение) векселей из отмеченных операций;
  6. обеспечивают применение и своевременное взыскание сумм 
    финансовых санкций, предусмотренных этим Законом и другими 
    конодавчими актами Украины за нарушение налогового 
    конодавства, а также взыскание административных штрафов за 
    нарушение налогового законодательства, допущенные должностными 
    лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами;
  7. анализируют причины и оценивают данные о фактах нарушений 
    налогового законодательства;

проводят проверки фактов укрывательства и занижения 
грусть налогов и сборов (обязательных платежей) в порядке, вста 
новленому законом;

9) по поручению специальных подразделов из борьбы с орга 
низованой преступностью проводят проверки своевременности по 
дання и достонириюсти документов, связанных с вычислением и 
уплатой налогов, других платежей в порядке, установленном 
коном;

10) передают нидповидним правоохранительным органам мате- 
111 и и./і 11: ии 1111; и кта м и и иравопорушень, за которые предусмотрен криминаль 
ну ииидииопидлльигисть, если их расследование не принадлежит к запятым 
петенции налоговой милиции;

1 И) подают в суды  иски к предприятиям, учреждениям,  органи-ЛЙЦІН И граждан о признании  соглашений недействительными и взыскании в доход государства средств, полученных ими по таким соглашениям, а в Других миплдках копитиии, полученных без установленных законом пидпий, а также о взыскании задолженности перед бюджетом И государственными целевыми фондами за счет их имущества;

12) осуществляют контроль  за наличием марок акцизного  сбора па бутылках (упаковках)  алкогольных напитков и на  пачках (упа-конках) тютюиоишх изделий  во время их транспортировки,  хранения и реализации и тому  подобное.

И Іодаткоии органы уполномоченные рассматривать обращение гро-миидин, предприятий, устапон и организаций из вопросов оподатку-мхиииим і( ее границах сиюих поиимомажеиь, из вопросов валютного контроля, н гиком жалобы на действии должностных лиц государственных налоговых Инспекций. Д,'іи обеспечение всеобъемлющего и постоянного финансовой контроля налоговые органы подают в установленные законодательством сроки соответствующим финансовым органам и органам Государственного казначейства Украины отчеты о поступлении налогов и других обязательных платежей.

Соответствующие подразделы налоговой милиции в пределах установленных законодательством  полномочий разыскивают плательщиков, которые уклоняются от налогообложения, а также возбуждают дела о совершенных  преступлениях в сфере налогообложения.

И Іорядок проведение контрольных мероприятий конкретизировано в подзаконных нормативно-правовых актах, например в приказе Государственной  налоговой администрации Украины  «О затверджении я И Іорядку оформление результатов невыездных документальных, выездных и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства» от 10.08.2005 р Действующее законодательство четко устанавливает условия допуска должностных лиц органов государственной налоговой службы к проведению плановых и внеплановых выездных проверок. В частности, в соответствии со ст. И2 ЗУ «О государственной налоговой службе в Украине» должностные лица органа государственной налоговой службы имеют право начать плановую или внеплановую выездную проверку при наличии оснований для ее проведения, определенных этим и другими законами Украины, и при условии предоставления налогоплательщику под расписку:

  1. направление на проверку, в котором отмечена дата его 
    выдачи, название органа государственной налоговой службы, цель, вид 
    (плановая или внеплановая), основания, дату начала и дату завер 
    шення проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц ор 
    гану государственной налоговой службы, которые будут проводить проверь 
    ку. Направление на проверку является действующим при наличии подписи 
    руководителя органа государственной налоговой службы, скрепленного пе 
    чаткой органа государственной налоговой службы;
  2. копии приказа руководителя налогового органа о проведен 
    ня внеплановой выездной проверки, в котором отмечены основания 
    проведение выездной проверки, даты ее начала и завершения.

Непредоставление этих документов налогоплательщику или  их предоставления с нарушением требований, установленных ч. 1 этой статьи, является основанием для недопущения должностных  лиц органа государственной налоговой  службы к проведению плановой или  внеплановой выездной проверки.

Среди специальных органов  государственного финансового контроля следует также назвать Государственную  пробирную службу Украины, которая  лично и через подчиненные  ей казенные предприятия пробирного контроля выполняет контрольно-наблюдательные функции в сфере государственного пробирного контроля, а также регулятивные и разрешительно-регистрационные функции относительно физических и юридических лиц, а именно:

  • проводит в пределах своих полномочий проверки дотри 
    мання субъектами предпринимательской деятельности и другими субъек 
    тами ведение хозяйства требований законодательства во время операций с 
    драгоценными металлами и драгоценными камнями, изделиями с 
    их и материалами, которые металлосодержащие драгоценные;

готовит и подает на рассмотрение Минфина предложения относительно зупи 
нення действия или аннулирования выданных субъектам предпринимательской 
деятельности лицензий на осуществление операций с металлоломом к рогоцинних металлам и драгоценными камнями (кроме их добычи), изготовление и реализацию изделий с их использованием — в случае нарушения субъектами предпринимательской деятельности законодательства и лицензионных условий;

иироиюдить ежегодную  регистрацию видбитка специального знака существительного, которое  удостоверяет изготовителя ювелирных и побу-ниииих изделий і:і драгоценных металлов, выдает разрешения на использование существительных на территории Украины;

разрабатывает формы  государственных пробирных клейм  с описанием и событий.-: Минфина  соответствующие материалы для  их утверждения, забез-печус изготовления клейм, проводит их регистрацию и экспертизу их отпечатков.

В сфере митиио-фипапсовоио  регуляции основным органом финансового |)сі'у.;ііовіііііія и Государственная  таможенная служба Украины центральный  орган государственной исполнительной власти, подведомственный КъаГиІикту Министров Украины. Таможенная служба осуществляет таможенную политику, обеспечивает эффективное функционирование таможенной системы, в пределах своих полномочий организует и контролирует выполнение актов законодательства Украины о таможенном деле.

В сфере денежно-кредитного обращения обеспечивать финансовый контроль и банковский присмотр является одной из основных функций центрального банка государства — Национального  банка Украины, В пределах конституционных полномочий Совет НБУ разрабатывает Основные принципы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль за ЕЕ проведением. НБУ присматривает за деятельностью коммерческих банкив—субъектив предпринимательской деятельности, их отделений, филиалов, представительств по всей территории Украины. Такой присмотр направлен на обеспечение стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков путем уменьшения рисков в деятельности коммерческих банков. Финансовый контроль НБУ призванный сократить внешние и внутренние банковские риски: ликвидности, кредитные, валютные, учетного процента и тому подобное. Стратегическую политику службы банковского присмотра НБУ определяют ее контрольно-наблюдательные функции, которые концентрируются за несколькими формами контроля, а именно — вступительным, предыдущим, текущим.

Вступительный контроль осуществляют с целью четко и  полно определить требования для  получения лицензии на проведение банковских операций. Его проводят на стадии государственной  регистрации банков и их филиалов, он дает возможность еще к решению вопроса относительно открытия банка удостовериться в его будущей надежности. Основной целью вступительного контроля является допущение на финансово-кредитный рынок страны лишь таких банков, условия деятельности которых отвечают установленным НБУ обязательным требованиям и не создают угрозы интересам их клиентов.

Согласно с ЗУ «О банках и банковской деятельности», требования вступительного контроля предусматривают  представление к НБУ для государственной  регистрации соответствующих учредительных документов, которые отвечают действующему законодательству Украины. Требования касаются объема капитала; источников взносов в уставные фонды банков; финансового состояния основателей банков; квалификации, профессиональной пригодности и деловой репутации руководителей финучреждения; бизнес-плана, что определяет основные виды деятельности, которыми банк планирует заниматься на ближайший год, и стратегии деятельности банка на ближайшие три года.

Предыдущий контроль осуществляют с целью умного (с оптимальным риском) ведения дел, запрещения или ограничений отдельных видов деятельности, отчислений от резервов страхования активных операций банков, которые гарантируют безопасность и стабильность банку и защиту интересов его клиентов. деятельности банков и их учреждений (ревизии на местах), а также разработки и принятия мер относительно их организационного закрепления. При инспекции проверяют такие аспекты: законность осуществляемых операций; состояние бух^ галтерского учета; деятельность службы внутреннего банковского аудита; достоверность отчетов; соответствие законодательству локальных актов банковского учреждения и тому подобное. Текущий контроль    и предусматривает определение методов и форм проверки банков, розроб-    ' ку мероприятий их организационного укрепления и финансового оздоровления и их применения.

В случае выявления нарушений  банковского законодательства НБУ  наделено компетенцией употреблять  предусмотренных законодательством  мероприятий влияния. Порядок их применения определяет постановление Правления НБУ «Об утверждении Положения о применении Национальным банком Украины мероприятий влияния за нарушение банковского законодательства» от 28.08.2001 г. № 369 (с изменениями).

Кроме финансового контроля, что его проводит НБУ, кредитно-финансовые учреждения осуществляют внутренний финансовый контроль. В ст. 37 ЗУ «О банках и банковской деятельности» определено, что внутренними органами контроля банка является ревизионная комиссия и служба внутреннего аудита банка. Согласно со ст. 45 этого Закона, последняя является органом оперативного контроля правления (советы директоров) банка.

Государственная комиссия из регуляции рынков финансовых услуг  осуществляет, согласно с законами Украины, государственная регуляция  и надзор за деятельностью страховых компаний и страховых брокеров, учреждений накопительного пенсионного обеспечения, доверительных обществ, кредитных союзов, лизинговых и факторинговых компаний, кредитно-гарантийных учреждений, ломбардов, других участников рынков финансовых услуг (кроме банков, профессиональных участников фондового рынка, институтов общего инвестирования относительно их деятельности на фондовом рынке, финансовых учреждений, которые имеют статус межправительственных международных организаций, Государственного казначейства Украины и государственных целевых фондов). Эта Комиссия:

  • обеспечивает контроль за достоверностью информации, которую 
    дают участники рынков финансовых услуг;
  • осуществляет контроль за платежеспособностью страховщиков 
    в соответствии с взятыми ими страховыми обязательствами перед страха 
    вальниками;
  • проводит самостоятельно вместе с ли другими уповноважени 
    мы органами выездные и безвыездные проверки деятельности финансо 
    вих учреждений;
  • устанавливает порядок и условия принятия мер влияния 
    согласно с законом;
  • посылает финансовым учреждениям и саморегулирующимся ор- 
    иъиипизациям обязательные к выполнению распоряжения относительно усу 
    нення нарушений законодательства о финансовых услугах и вима 
    ни1 падение необходимых документов;
  • посылает материалы к правоохранительным органам касательно 
    фактов правонарушений, которые стали известны во время проведения пе 
    ревирок;
  • посылает материалы к органам Антимонопольного комите 
    ту Украины в случае выявления нарушений антимонопольного зако 
    нодавства;
  • обращается в суд с исками (заявлениями) в связи с пору 
    шенням законодательство Украины о финансовых услугах.

Информация о работе Бюджетный процесс в Украине