Анализ деятельности налоговой службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:30, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых поступлений на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Московской области (МРИ ФНС России № 10 по Московской области), определение факторов, влияющих на объем поступлений в анализируемый период.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
Изучение роли и значения налогов в экономике, уточнение сущностного и финансового содержания категории «налог»;
Выявление структурных особенностей формирования налоговых поступлений в экономике, выявление тенденций усиления фискальной функции налогов;
Анализ структуры и динамики налоговых поступлений;
Анализ экономической природы и причин налоговой задолженности (недоимки);
Определение перспектив совершенствования структуры налоговых поступлений.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ на печать.doc

— 919.50 Кб (Скачать)

Автор Ряховский  Д. И.5 выделяет следующие взаимосвязанные элементы (подсистемы) налоговой системы:

  • правовая (законодательная) подсистема;
  • подсистема налогов и сборов;
  • подсистема контроля соблюдения налогового законодательства;
  • правоохранительная подсистема;
  • подсистема судопроизводства;
  • банковская подсистема.

Мне ближе мнение автора Парыгиной В. А.6, которая пишет: «налоговая система Российской Федерации является совокупностью:

  1. системы налогов и сборов Российской Федерации;
  2. системы налоговых отношений;
  3. системы участников налоговых отношений;
  4. нормативно-правовой базы сферы налогообложения;
  5. система информационного обеспечения налогообложения (информационная система ФНС РФ)».



 



 

Рис. № 1 «Основные элементы налоговой системы»

Важно отметить, что в вопросе о принципах  построения и функционирования налоговой  системы авторы, работающие над этой темой более единодушны. Так, к основным принципам построения и функционирования налоговой системы в литературе относят следующие организационные и функциональные принципы налогообложения:

  • единство налоговой политики;
  • множественность налогов;
  • исчерпывающий перечень региональных и местных налогов;
  • организационное единство системы налоговых органов;
  • справедливость и достаточность налогообложения;
  • единство правовой базы;
  • подвижность (эластичность) налогообложения;
  • стабильность налоговой системы.

1.2. Система  налогов и сборов Российской  Федерации

Понятие «система»  означает, что налоги и сборы Российской федерации представляю собой  целостное образование, состоящее  из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (координации, функциональной зависимости и т.д.)

Система налогов  и сборов Российской Федерации представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных  элементов – совокупность взимаемых  в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание  которых предусмотрено российским налоговым законодательством. Одновременно сама система налогов и сборов является элементом более высокого порядка – налоговой системы Российской Федерации.

Система налогов  и сборов Российской Федерации напрямую связана с бюджетным устройством страны и предопределена ее государственным устройством. Как известно, в соответствии со ст. 1 Конституции РФ наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Бюджетная система России включает три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Соответственно  система налогов и сборов Российской Федерации состоит их трех уровней, трех подсистем более низкого порядка. Поэтому взимаемые в установленном порядке в Российской Федерации налоги и сборы объединяются в три подсистемы.

В зависимости  от принадлежности в одной из этих подсистем налоги и сборы Российской Федерации делятся на три вида:

  1. федеральные налоги и сборы;
  2. региональные налги и сборы;
  3. местные налоги и сборы.

Основное отличие  этих видов налогов с сборов заключается  в том на какой территории эти  налоговые платежи вводятся и взимаются.

Федеральные налоги и сборы должны устанавливаться Налоговым кодексом Российской Федерации (установленные в специальных законах до его введения, т.е. до 1 января 1999 года продолжают взиматься, поскольку это не противоречит части первой НК РФ) и обязательны к уплате на территории всей страны.

Региональные налоги и сборы (налоги и сборы субъектов РФ) вводятся представительными (законодательными) органами власти субъектов РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта Федерации, в котором введен данный налог или сбор.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования.

Перечень федеральных, региональных и местных налогов  и сборов содержится в ст. 13, 14 и 15 части первой НК РФ. В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» указанные статьи введены в действие с 1 января 2005 года.

С этой же даты утратил силу Закон Российской Федерации  от 27 декабря 1991 года № 2118-1 «Об основах  налоговой системы Российской Федерации», которым до 1 января 2005 года был установлен перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Ранее состав налогов  и сборов Российской Федерации был  нестабилен. Так, начиная с 1991 года, в частности, отменены: налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности, специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержи важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей, транспортный налог.

К числу налогов, которые за это же время наоборот были дополнительно введены, относятся:

  • налог на игорный бизнес;
  • налог на отдельные виды транспортных средств;
  • плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
  • налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, налог с продаж.

В Российской Федерации  существует следующий перечень федеральных  налогов и сборов:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организации;
  • единый социальный налог (ЕСН);
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Устанавливая региональный налог, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, они могут в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения — налоговую базу, объект налогообложения и т.д. — устанавливает федеральный законодатель.

Не могут устанавливаться региональные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (отсутствующие в перечне, содержащемся в ст. 14 НК РФ).

В ст. 14 НК РФ приведен следующий перечень региональных налогов:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Устанавливая местные налоги, представительные органы муниципальных образований, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в нормативных правовых актах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, они могут в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения — налоговую базу, объект налогообложения и т.д. — устанавливает федеральный законодатель.

В действующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов, не предусмотренных НК РФ (отсутствующих в перечне, содержащемся в ст. 15 НК РФ).

В ст. 15 НК РФ содержится такой перечень местных налогов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

1.3. Система налоговых правоотношений

Экономико-правовые отношения, возникающие и развивающиеся в сфере налогообложения, в юридической науке, как правило, определяются как специальный вид общественных отношений, урегулированных нормами налогового права, — налоговые отношения.

Налоговые отношения — это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, имеющие экономическую основу, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Налоговые отношения бывают следующих видов:

  1. отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
  2. отношения, возникающие в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов (налоговые обязательственные отношения);
  3. отношения, возникающие в процессе заключения и исполнения налоговых договоров (налоговые договорные отношения);
  4. отношения, возникающие в процессе налогового контроля и надзора за соблюдением налогового законодательства (налоговые контрольные отношения);
  5. отношения, возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
  6. отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений (налоговые деликтные отношения).

Налоговые отношения имеют несколько существенных признаков, отличающих их от иных видов отношений.

  1. Налоговые отношения представляют собой урегулированные нормами налогового права общественные отношения, которые возникают и развиваются исключительно в сфере налогообложения (налоговой деятельности государства и муниципальных образований).
  2. Налоговые отношения в первую очередь являются формой реализации публичных интересов, в связи с чем они должны рассматриваться как публично-правовые и публично-экономические отношения. Последнее обусловлено тем обстоятельством, что налогообложение обеспечивает публичные экономические (финансовые) интересы и реализацию государственных функций и задач.
  3. Налоговые отношения являются сложносоставными и состоят из двух типов правоотношений: имущественных и смешанных — имущественно - организационных. При этом различия указанных типов налоговых отношений могут быть очерчены следующим образом. Основная цель имущественных налоговых отношений состоит в удовлетворении либо публичных финансовых потребностей (бюджетных интересов), либо частных интересов по определению объема имущества налогоплательщика, на которое не может быть распространено налогообложение. Примером налоговых отношений такого типа могут выступать отношения по исполнению обязанности по уплате налогов (сборов), а также недоимки, пени, штрафов и др.

Имущественно - организационные налоговые отношения возникают в процессе налогового администрирования и направлены на обеспечение эффективности налогообложения. Таким образом, можно утверждать, что по отношению к имущественным налоговым отношениям они носят вспомогательный, обеспечительный характер. Примером таких имущественно - организационных налоговых отношений могут выступать отношения по установлению и введению налогов и сборов, по поводу постановки на налоговый учет налогоплательщиков, осуществлению налогового контроля, защиты прав налогоплательщиков и т.д.

  1. Налоговые отношения характеризуются юридическим неравенством сторон, как правило, являются властеотношением (отношением власти — подчинения). Однако необходимо отметить, что помимо вертикальных отношений в сфере налогообложения возникают и горизонтальные налоговые отношения между физическими лицами, между физическими лицами и государственными органами, между государственными органами.
  2. Налоговые отношения характеризуются особым составом участников. Например, налоговые отношения можно поделить на отношения между частным и публичным субъектом, между частными субъектами, между публичными субъектами. Однако большинство специалистов считают, что налоговые отношения возникают между публичным субъектом, с одной стороны, и частным — с другой7.

Информация о работе Анализ деятельности налоговой службы