Бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 23:18, контрольная работа

Описание работы

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав –государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Работа содержит 1 файл

бюджеты РФ (готово).doc

— 239.50 Кб (Скачать)

      Введение

      Одним из механизмов, позволяющих государству  проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система  общества и входящий в ее состав –государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

      Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

      Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

      Состоящей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

      Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

      Бюджетная система -  главное звено финансовой системы государства.

      Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

      Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления./7/

      В любом бюджете доходы и расходы  должны быть сбалансированы. Когда  расходы бюджета превышают его  доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

  • кризисные явления в экономике;
  • неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
  • чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия ):
  • милитаризация экономики в мирное время;
  • осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;
  • чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта

      Хронический дефицит (долгосрочная несбалансированность бюджета) связан с наличием разрыва  между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года. 
 
 

      1.Значение  и сущность государственного  бюджета.

      1.1. Бюджетная система Российской Федерации и бюджетное устройство.

     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий финансовый год. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (далее по тексту БК РФ) определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления /1/.

      Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

      Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную  систему государства. Взаимосвязь  между ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством.

      Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

      БК  РФ дает следующее определение бюджетной  системы: “основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”.

      Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

    1. федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    3. местные бюджеты.

      Необходимо  отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Подобное расширенное толкование вводится впервые. Это говорит о значительном росте роли государства в регулировании финансовых ресурсов страны через каналы бюджета.

      Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно надлежащее выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

      Единство  бюджетной системы в новых  условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса /6/.

      Свод  бюджетов в целом по РФ или соответствующей  территории носит название консолидированных бюджетов. Схема консолидированного бюджета представлена на рисунке 1. 

         

       

       

       

         
 
 

       

       

       

       

         
 

Рис. 1 Схема  консолидированного бюджета России 

      Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

      Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной  власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. При этом очень важно, чтобы доходная и расходная части бюджетов по своему составу находились в полном соответствии с разграничением функций органов государственной власти по уровням управления, а проблема бюджетных взаимоотношений центра и регионов успешно решалась. Дело в том, что роль региональных и местных органов власти в регулировании экономических процессов и решении социальных проблем значительно возросла, а их функции существенно расширились. Следует отметить, что в условиях перехода к рыночной экономике меняются направления вложений бюджетных средств и методы бюджетного взаимодействия.

      Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

    1) единства  бюджетной системы Российской  Федерации;

    2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

    3) самостоятельности  бюджетов;

    4) полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

    5) сбалансированности  бюджета;

    6) эффективности  и экономности использования бюджетных средств;

    7) общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

    8) гласности;

    9) достоверности  бюджета;

    10) адресности  и целевого характера бюджетных  средств; 
     
     
     
     
     
     
     
     

      1.2. Организация работы  по формированию  федерального бюджета  в Российской Федерации

      Бюджетный процесс - регламентируемая нормами  права деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

      Бюджетный процесс включает в себя следующие  стадии бюджетной деятельности:

    1. составление проектов бюджетов;
    2. рассмотрение и утверждение бюджетов;
    3. исполнение бюджетов;
    4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

      Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами  разного уровня.

      В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью.

      Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации (далее ГД РФ) не позднее 15 августа текущего года. Совет ГД РФ направляет проект в Комитет ГД РФ по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого, проект направляется в Совет Федерации, комитеты ГД РФ, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. ГД РФ рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

      Принятый  Государственной Думой Федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в  течение пяти дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации Российской Федерации (далее СФ РФ). СФ РФ рассматривает закон в течение четырнадцати дней со дня представления ГД РФ и голосует в целом. В случае одобрения закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в ГД РФ для утверждения в одном чтении, затем повторно передается в СФ РФ для окончательного утверждения. В случае не подписания закона Президентом в течение четырнадцати дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается ФС РФ.

Информация о работе Бюджет РФ