Бюджетирование, бюджет и контроль затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Для оптимизации процесса принятия управленческих решений, для оценки возможных последствий этих решений в компаниях и стали внедрять системы бюджетирования. Бюджетирование позволяет получить конкурентные преимущества через создание эффективной системы управления ресурсами, предугадывая возможные проблемы и соответствующим образом планируя будущие действия. Очень важным является и то, что создание системы бюджетирования требует интеграции управленческих и информационных технологий, что приводит к повышению эффективности управления. В этой связи целями данной работы является: исследование сущности бюджетирования и процесса формирования бюджетов. Исходя из поставленных целей задачи данной работы: 1)Рассмотреть возможные формы бюджетов. 2) Исследовать применение бюджетирования на практике.

Содержание

Введение
1 Значение бюджетирования, основные этапы внедрения
1.1 Сущность бюджетирования
1.2 Основные этапы внедрения системы бюджетирования на предприятие
2 Значение бюджета
2.1 Бюджет его содержание, функции
2.2 Общая схема формирования бюджетов на предприятии
2.3 Генеральный бюджет
2.3.1 Операционный бюджет
2.3.2 Финансовый бюджет
2.4 Контроль и анализ деятельности предприятия
3 Основные проблемы и трудности возникающие при постановке системы бюджетирования
4 Обзор программного обеспечения системы бюджетирования представленного на Российском рынке
4.1 Характеристика зарубежных систем бюджетирования
4.2 Характеристика российских систем бюджетирования
5 Практическое использование бюджетирования и контроля затрат
5.2 Опыт внедрения системы бюджетирования в группе компаний ЗАО «ЗапСибГаз»
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа бюдж.docx

— 88.63 Кб (Скачать)

 

Приложение Н

Таблица - Бюджет денежных средств (БДС)

Показатели

Кварталы

Итого

I

II

III

IV

1. Остаток денежных средств  на начало периода

         

2. Поступление денежных  средств от продаж

         

3. Всего денежных средств

         

4. Выплаты

         

за материалы

         

заработная плата

         

налоги

         

покупка оборудования

         

платежи за услуги

         

другое

         

5. всего выплат

         

6. Минимальное сальдо

         

7. Потребность в денежных  средствах (5+6)

         

8. Избыток (недостаток) в  денежных средствах (3-7)

         

9. Привлечение заемных  средств

         

10. Погашение кредита

         

11. Выплата процентов по  кредиту

         

12. остаток денежных средств  на конец периода (3-7+9-10-11)

         

 

Приложение П

Таблица - Прогнозируемый баланс предприятия

Актив

Сумма (тыс. руб.)

Пассив

Сумма (тыс. руб.)

Основные средства

 

Уствный капитал

 

Готовая продукция

 

Нераспределенная прибыль

 

Материалы

 

Кредиторская задолженность

 

Дебиторы

 

Расчеты с бюджетом

 

Касса, расчетный счет

     

Итого

 

Итого

 

 

Приложение Р

Таблица - Статистический бюджет

Показатели

Факт

Генеральный бюджет

Отклонения от генерального бюджета

Благоприятное (б) неблагоприятное (н)

Реализация (тыс. шт.)

       

Выручка от реализации

       

Переменные затраты (тыс. руб)

       

Маржинальный доход

       

Постоянные затраты (тыс  руб)

       

Финансовый результат  основной деятельности

       

 

Приложение С

Таблица – Сравнение показателей  гибкого и статистического бюджетов

Показатели

Бюджет затрат на единицу  реализованной продукции

Факт

Генеральный бюджет (статистический)

Гибкий бюджет на объем  реализации

Объем Реализайия (тыс. шт.)

       

Выручка от реализации

       

Переменные затраты (тыс. руб)

       

Маржинальный доход

       

Постоянные затраты (тыс  руб)

       

Финансовый результат  основной деятельности

       

 

Приложение Т

Пример решения задачи по бюджетированию

Предположим, что промышленное предприятие «СВА» производит два  вида деталей: А и Б. В плановом 2003 году «СВА» планирует произвести и продать 1000 деталей А и 1500 деталей  Б. Планируемая цена детали А — 50 руб, детали Б — 90 руб. для данного  примера (в целях упрощения) будет  рассмотрен годовой бюджет без разбивки по месяцам.

1. Бюджет продаж

Товар

Количество, шт.

Цена, зе ед., руб

Итого руб.

А

1000

50

50 000

Б

1500

90

135 000

Итого

185 000


Далее нужно составить  бюджет производства. Нам нужно определить, сколько продукции необходимо произвести в плановом году. При этом обязательно  нужно учитывать, сколько продукции  у нас уже есть (осталось с прошлого периода) и сколько продукции  мы должны иметь на складе в конце  планового периода. Также используются данные бюджета продаж. «СВА» планирует на конец 2003 года иметь 25 штук деталей А и 50 штук деталей Б. На начало 2003 года на складе имеется 100 штук деталей А и 150 штук деталей Б.Итак, нам нужно рассчитать, сколько изделий А и Б нам нужно произвести, чтобы обеспечить запланированный объем продаж. Проведем этот расчет по такой формуле: Нужно произвести в плановом году = изделия, которые мы продадим в плановом году + изделия, которые мы должны иметь на складе в конце планового года – изделия, которые уже есть у нас на складе на начало планового года.

2. Бюджет производства

 

Показатели

Продукция A

Продукция Б

1.Прогноз продаж, шт.

1000

1500

2.Плановые показатели  на конец периода, шт.

25

50

3.Всего требуется (1+2)

1025

1550

4. Остатки на начало  периода

(100)

(150)

5. Итого к производству (3-4)

925

1400


После того как стало известно, сколько изделий будет производить  фирма, нужно рассчитать, сколько  для этого потребуется ресурсов и сколько материалов будет израсходовано  в плановом году.

3. Бюджет материалов

При производстве деталей  «СВА» использует сталь (стоимость  закупки 1 руб. за 1 кг) и чугун (стоимость  закупки 2 руб. за 1 кг). В 2003 году планируется  закупить 3250 кг стали и 18 625 кг чугуна (план составляется на основе данных о  том, сколько кг материала требуется  для производства одной детали). Рассчитаем, сколько в 2003 году потребуется  стали и чугуна.

Бюджет использования  материалов

Показатели

Сталь

Чугун

Требуется материала, кг

3250

18 625

Цена за 1 кг, руб.

1

2

Итого требуется закупить материалов, руб.

3250

37 250

Итого в целом

40 500

 

Нужно также учесть, что  на начало и на конец 2003 года на складе должен быть остаток материалов. На основе данных предшествующих периодов и прогнозов планового отдела получена следующая информация.

Остатки материалов

Сталь

Чугун

На начало планового года

1000 кг

1500 кг

На конец планового  года

400 кг

750 кг


 

Итак, нам нужно рассчитать, сколько мы потратим в плановом году на закупку материалов. Сделаем это  по такой формуле: Нужно закупить = количество материала, которое нам  потребуется в плановом году + количество материала, которое мы должны иметь на складе в конце планового года — количество материала, которое уже есть у нас на складе на начало планового года.

Бюджет закупок материалов

Показатели

Сталь

Чугун

1. Потребности в материалах, ед

3250

18 625

2. Запасы материалов на  конец планового пениода, ед

400

750

3. Всего потребность в  материалах, (1+2) ед

3650

19 375

4.Остатки на начало 2003 года, кг

(1000)

(1500)

5.Обем закупок (3-4), ед

2650

17 875

6. Цена за 1 кг, руб

1

2

7. Объем закупок материалов (5*6)

2650

35 750

Затраты на закупку в целом

38 400

 

4. Бюджет затрат труда  основного производственного персонала.  Чтобы построить этот бюджет, необходимо знать, сколько времени  потребуется рабочим на изготовление  каждой детали и сколько эти  рабочие будут получать за  час работы. «СВА» планирует, что  в 2003 году трудоемкость составит  для детали А — 4 чел./час., для  детали Б — 5 чел./час. Стоимость  одного часа работы — 2 руб.

Продукт

Количество, шт.

Трудоемкость, чел./час.

Итого = ( 2) х (3)

Всего = 2руб х (4)

1

2

3

4

5

А

925

4

3700

7400

Б

1400

5

7000

14 000

Итого

   

10 700

21 400


 

Для формирования полной картины  нужно рассчитать косвенные расходы. Напомним, что информация об этих расходах должна быть обоснована и строиться  на конкретных расчетах.

5. Бюджет косвенных производственных (накладных) расходов

Виды расходов

Сумма, руб.

Амортизация

20 000

Коммунальные услуги

15 000

Оплата труда вспомогательного персонала

17 500

Итого

52 500


6. Бюджет складских остатков  на конец планового периода

На конец планового 2003 года нужно иметь 400 кг стали и 750 кг чугуна и 25 деталей А и 50 деталей  Б. Себестоимость производства одной  детали А составляет 39,64 руб. /шт., детали Б — 55,55 руб/шт. (эти данные получают на основе информации о материальных и трудовых затратах).

Материалы

Количество, шт.

Цена, $

Сумма, руб.

М1

400

1

400

М2

750

2

1500

Итого материалов

   

1900

Готовые изделия

     

А

25

39,64

991

Б

50

55,55

2777,5

Итого готовых изделий  на конец 2003 года

   

3768,5

Итого запасов

   

5668,5


7. Бюджет себестоимости  реализованной продукции. 

Остатки готовой продукции  на начало планового периода составляют 12 000 руб.

 

Показатели

Сумма, руб.

1

Запасы готовой продукции  на начало планового периода

12 000

2

Затраты материалов материалов (этап 3)

40 500

3

Затраты труда основного  производственного персонала (этап 4)

21 400

4

Накладные расходы (этап 5)

52 500

5

Себестоимость произведенной  продукции (2+3+4)

114 400

6

Итого затрат на производство продукции для реализации (5+1)

126 400

7

Запасы готовой продукции  на конец планового периода (этап 8)

(3768,5)

8

Себестоимость реализованной  в плановом году продукции (1+5-7)

122 631,5


8. Бюджет непроизводственных  расходов

Виды расходов

Сумма, руб.

Реклама

5000

Сбытовые расходы

12 500

Расходы на маркетинговые  исследования

2500

Зарплата персонала

10 000

Зарплата руководителей

7500

Аренда офиса

2500

Прочие расходы

1500

Итого непроизводственных расходов

41 500


9. Бюджет прибылей и  убытков

Показатели

Сумма, руб.

1

Выручка от реализации (этап 1)

185 000

2

Себестоимость реализованной  продукции (этап 7)

(122 631,5)

3

Валовая прибыль (1-2)

62 368,5

4

Операционные расходы  расходы (этап 8)

(41 500)

5

Прибыль от продаж (3-4)

20 868,5


10. По итогам деятельности предприятия в 2002 году составлен баланс:

 

Актив

Сумма, руб.

Пассив

Сумма, руб.

Основные средства:

 

Капитал

100 000

Оборудование

200 000

Прибыль

56 250

Амортизация

(40 000)

Кредиторская задолженность

25 000

Итого основных средств

160 000

   

Текущие активы:

     

Запасы

16 000

   

Денежные средства

250

   

Дебиторская задолженность

5000

   

Итого текущих активов

21 250

   

Итого активов

181 250

Итого пассивов

181 250


11. Бюджет денежных средств

Менеджеры определили движение денежных средств в плановом 2003 году так:

Показатели

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Итого, руб.

Поступления

35 000

50 000

40 000

37 500

162 500

Платежи

25 000

45 000

45 000

40 000

155 000


Составим баланс на конец  планового периода. Для этого  рассчитаем значения некоторых показателей  на конец планового периода:

Информация о работе Бюджетирование, бюджет и контроль затрат