Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного управления и основных принципов его организации, технология формирования и реализации операционных, инвестиционных и генерального бюджетов а также система учета, контроля и анализа бюджетов относительно центров ответственности.

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы бюджетного управления и основные принципы его организации
1.1 Бюджетирование, как управленческая технология
1.1.1 Понятие, объект и назначение бюджетирования
1.1.2 Цели организации и цели (задачи) бюджетирования
1.1.3 Принципы бюджетирования
1.1.4 Классификация бюджетов
1.2 Учет и система контроля по центрам ответственности
1.2.1 Типы центров ответственности
1.2.2 Метод определения значимости отклонений
1.2.3 Отчеты об исполнении бюджетов (смет)
Раздел 2. Учет, контроль и анализ исполнения бюджетов в торговой организации
2.1 Краткая экономическая характеристика
2.2 Технология формирования бюджетов в организации
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

бюджетирование-курсовая.doc

— 462.50 Кб (Скачать)


«Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности»

Содержание

Введение

Раздел 1. Теоретические основы бюджетного управления и основные принципы его организации

1.1 Бюджетирование, как управленческая технология

1.1.1 Понятие, объект и назначение бюджетирования

1.1.2 Цели организации и цели (задачи) бюджетирования

1.1.3 Принципы бюджетирования

1.1.4 Классификация бюджетов

1.2 Учет и система контроля по центрам ответственности

1.2.1 Типы центров ответственности

1.2.2 Метод определения значимости отклонений

1.2.3 Отчеты об исполнении бюджетов (смет)

Раздел 2. Учет, контроль и анализ исполнения бюджетов в торговой организации

2.1 Краткая экономическая характеристика

2.2 Технология формирования бюджетов в организации

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Рыночная экономика динамична, отечественным организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В то же время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены. Это ставит перед предприятиями проблемы эффективности управления деятельностью, требует решения стратегических, тактических и текущих задач, обеспечивающих стабильность и экономический рост. Выполнение таких задач возможно с помощью надежного информационного обеспечение функций планирования, контроля и принятия управленческих решений. Создание методологических основ информационного обеспечения, эффективного управления является предметом управленческого учета. В данной курсовой работе рассматривается один из методических приемов управленческого учета - система бюджетирования, предусматривающая функции финансового планирования и контроля и связанные с этим аспекты ответственности руководителей организации.

В обстановке рыночной неопределенности необходимо прогнозировать будущее, предвидеть возможные изменения условий деятельности с помощью опережающего планирования и контроля, т.е. с помощью системы бюджетирования.

Система бюджетирования охватывает как в целом организацию, включая производство, реализацию, распределение, финансирование, так и подразделения, занимающиеся отдельными видами финансово-хозяйственной или производственной деятельности. Бюджеты включаются в большинство контрольных систем организации, в том числе широко используются в системе учета и калькулирования по нормативным затратам.

Бюджетирование не является чем-то известным для отечественной экономики. В условиях централизованно - планируемой системы хозяйствования, основанной на общественной собственности на средства производства и государственном управлении ресурсами, оно использовалось в основном в практике финансирования государственных предприятий путем составления бюджетов доходов и расходов, денежных потоков и т.п.

На уровне организации бюджеты (сметы) использовались для характеристики целевого финансирования их деятельности из государственного бюджета и распределения государственных средств внутри организации.

Документ, с помощью которого планировались доходы и расходы, носил название «смета» (смета доходов и расходов, смета потребного количества материалов, рабочей силы и т.д.)

Бюджет и смета по своей сути используют одни и те же методические подходы, одни и те же контрольные приемы: сопоставление сметных (бюджетных) и фактических (отчетных) данных для анализа степени исполнения сметы (бюджета). Однако в условиях полной финансово-хозяйственной самостоятельности и безусловной ответственности содержание этих документов (понятий) наполняется иным смыслом: не пассивное распределение выделенных вышестоящей организацией средств, а активная, целенаправленная деятельность по прогнозированию, планированию, выработке контрольных критериев, улучшение координации деятельности.

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного управления и основных принципов его организации, технология формирования и реализации операционных, инвестиционных и генерального бюджетов а также система учета, контроля и анализа бюджетов относительно центров ответственности.

В качестве субъекта исследования выбрано ООО «П».Предприятие было основано в 1992 г. Основным направлением деятельности предприятия является:

1) розничная торговля:

· Аудиовидеотехникой

· Крупной бытовой техникой

· Мелкой бытовой техникой.

Раздел 1. Теоретические основы бюджетного управления и основные принципы его организации

1.1 Бюджетирование как управленческая технология

1.1.1 Понятие, объект, назначение бюджетирования

Бухгалтерский управленческий учет тесно связан со сметным (бюджетным) планированием и контролем, которое является его составной частью. Сложные рыночные процессы, с одной стороны, воздействуют на колебания объемов производства и реализации продукции, с другой - влияют на поведение затрат, а значит, и на прибыль. Чтобы выявить и проанализировать динамику производства, требуется информация о затратах, не искаженная искусственным распределением накладных расходов по видам продукции. Такую информацию дает управленческий учет (директ - кост), позволяющий из предварительно составленных смет затрат оперативно выявить отклонения фактических затрат от нормативных и тем самым управлять затратами. Методические основы управления затратами с помощью нормативов (стандартов) затрат также предоставляет управленческий учет (система стандарт - кост).

В основе управления затратами можно выделить следующие составляющие:

- планирование затрат;

- установление уровня затрат;

- улучшение стоимостных показателей на каждом этапе деятельности организации.

Сохранение и снижение уровня затрат связано с управлением затратами уже на производственной стадии. Это обеспечивается через единую для всей организации систему финансирования, формируемую с помощью бюджетирования - процесса составления финансовых планов (бюджетов) и смет.

Бюджетирование - это финансовое планирование, охватывающее все стороны деятельности организации, позволяющее составлять все понесенные расходы и полученные доходы (результаты) в финансовых терминах на предстоящий период. Это и запланированные финансовые сметы, и прогнозируемые объемы привлеченных внешних ресурсов и т. п.

Хорошо поставленная бюджетная система очень важна для предприятия, особенно крупного. Она поможет усовершенствовать координацию всех его подразделений, избежать кризисных ситуаций, улучшить мотивацию, повысить ответственность управленцев всех уровней предсказать финансовый результат, предотвратить нежелательные ситуации.

В соответствии с этим назначение бюджетирования в самом общем виде -- это основа:

* планирования деятельности и приятия управленческих решений;

* оценки всех аспектов финансового состояния организации;

* укрепление финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных единиц интересам организации (компании) в целом и собственникам ее капитала.

1.1.2 Цели организации и цели (задачи) бюджетирования

Цели (задачи) бюджетирования исходит из целей деятельности организации.

Любая организация начинает планирование своей деятельности с выбора целей, определяющих содержание деятельности и задачи, решение которых способствует достижению целей.

В зависимости от характера и масштаба деятельности организаций возможно установление общих, главных, частных целей.

Основная общая цель организации -- четко выраженная причина ее существования обозначается как ее миссия.

Хотя миссия организации формируется в самом общем виде -- в виде нефинансовых или приблизительно очерченных финансовых целей, выработанные на ее основе главные, частные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия решений. Миссия, таким образом, является логической точкой отсчета для выбора наилучших альтернатив.

От того, какова миссия организации, ее главные и частные цели, зависят цели и задачи бюджетирования. При этом следует:

* четко сформировать главные финансовые и нефинансовые цели;

* выбрать показатели, с помощью которых можно контролировать достижение этих целей;

* определить задачи (обеспечивающие достижение главных целей), которые могут быть решены с помощью бюджетирования.

Основные цели бюджетирования формируются следующим образом:

* выполнение функций инструмента планирования;

* осуществление контроля с прямой и обратной связью;

* оказание мотивирующего влияния на деятельность работников;

* формирование коммуникационной среды;

* обеспечение координации деятельности организации.

Рассмотрим цели бюджетирования более подробно.

Выполнение функций инструмента планирования.

Бюджет нацелен на будущее, что позволяет предусмотреть возможные нежелательные ситуации и отыскать путь их разрешения. Хотя сам по себе процесс бюджетирования не может предотвратить появление проблем в будущем, но создает условия для того, чтобы подготовиться к их решению. Это конкретизация годового плана с помощью бюджетов и смет, рассчитанных на месяц, квартал. В результате вероятность поспешных решений, принимаемых экспромтом и определяемых только текущей целесообразностью, сводится к минимуму

Осуществление контроля с прямой и обратной связью.

Бюджетная система выполняет контрольную функцию, определяя сферу ответственности руководителей различного уровня и соотнося ее с показателями бюджетов и смет. Финансовый контроль и оценка результативности несут при этом характер прямой и обратной связи. Сравнение бюджетных и фактически достигнутых показателей осуществляется контролем с обратной связью, а на сравнении бюджетных показателей с установленными организацией целями основан контроль с прямой связью. Через механизмы контроля с прямой и обратной связью строится система вознаграждения руководителей (премии, льготы и др).

Следует отметить, однако, что для эффективной работы механизмов бюджетного, контроля необходимо, чтобы система бюджетирования предполагала определенную свободу действий управленческого персонала без незамедлительных обвинений и санкций в случае кратковременных отступлений от бюджетных показателей.

Оказание мотивирующего влияния на деятельность работников.

С помощью бюджетирования разрабатываются показатели (задания) для конкретных групп работников, что повышает их ответственность за результаты работы. Кроме того, участие сотрудников организации в составлении бюджетов и смет повышает мотивационный эффект. Однако бюджетно ориентированный стиль оценки работы руководителей не приемлем в условиях неопределенности.

Формирование коммуникационной среды.

Системой бюджетирования формируется финансовая осведомленность сотрудников организации. Они должны знать и четко представлять себе последствия своих действий, должны задумываться о том, что какие-то другие, альтернативные решения могли бы быть более эффективны с точки зрения финансов.

Многие решения, оказывающие влияние на показатели бюджетного года, принимаются заранее как составляющие перспективного плана, который должен стать стартовой точкой для подготовки годового бюджета. Лица, отвечающие за подготовку бюджетов и смет, должны получить от высшего руководства информацию об этом. Кроме того, они должны иметь информацию о возможных изменениях условий деятельности, поправках, изменяющих цены, уровень инфляции, отраслевой спрос и выпуск продукции. В процессе представления информации руководителям основных направлений деятельности, отвечающим за подготовку отдельных разделов бюджетов и смет, необходимо давать указания о характере реагирования на возможные изменения экономической ситуации.

Коммуникационная функция бюджетирования усиливается, когда процесс его осуществляется в виде комбинации информационных потоков, движущихся во встречных направлениях.

При реализации коммуникационной функции процесса бюджетирования следует иметь в виду, что она достаточно трудоемка и дорогостояща, и если затраты на нее будут выше, чем ее достоинства, превратится в бюрократический тормоз.

Обеспечение координации деятельности организации.

Координация деятельности подразделений организации в процессе бюджетирования имеет чрезвычайно важное значение. Составление бюджета (сметы) является своего рода механизмом, при помощи которого действия различных подразделений организации могут быть согласованы и сведены в единый процесс.

Координация жизненно необходима там, где при принятии решений отдельные структурные подразделения и должностные лица относительно независимы от центрального руководства (например, филиалы, представительства и т.п.).

1.1.3 Принципы бюджетирования.

Построение полноценной системы бюджетного управления в организациях должно базироваться на следующих принципах:

1) Принцип тотальности.

Одним из важных признаков эффективной системы бюджетирования является ее «тотальное» распространение на все уровни организационной структуры. Вовлечение в процесс бюджетирования каждого сотрудника, отвечающего за ту или иную «строку» бюджета, позволяет решить несколько важных задач:

· снижение сложности процесса бюджетирования путем его децентрализации (чрезмерно централизованный бюджет сложно разрабатывать, корректировать и отслеживать исполнение);

· повышение ответственности конкретных исполнителей путем делегирования им полномочий и ответственности за выполнение определенных показателей бюджета;

· построение эффективной системы мотивации, связанной с финансовыми планами организации.

Необходимо знать, что бюджетирование -- это коллективное планирование, в котором участвуют менеджеры всех уровней управления. Последовательное согласование планов на всех уровнях организации сходно с процессом заключения договора между «управленцами» компании о достижении согласованного результата. Поэтому бюджет можно определить как договор между участниками финансового управления о согласованных действиях, направленных на достижение целей компании.

2.Принцип непрерывности (скольжения).

Непрерывность бюджетирования выражается в так называемом скольжении. Существует стратегический период планирования, например, пять лет. На этот период составляется бюджет развития, который не следует путать с бизнес - планом. В бизнес - плане должны содержаться не только количественная информация, но иидея бизнеса, маркетинговые исследования, план организации торговли и т.д. В принципе финансовая часть бизнес - плана и представляет собой бюджет развития.

Информация о работе Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности