Финансирование здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:28, дипломная работа

Описание работы

Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение, которое в русском языке буквально трактуется как «охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, и поддержание общественной гигиены и санитарии», – это одна из ведущих отраслей сферы обслуживания.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретические основы планирования и финансирования расходов на здравоохранение 8
1.1 Общая характеристика системы здравоохранения и правовые основы ее функционирования 8
1.2 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения 20
1.3 Организация планирования и финансирования расходов бюджета на здравоохранение 28
Глава 2 Анализ планирования и финансирования расходов на здравоохранение на примере МБУЗ Чишминской центральной районной больницы 38
2.1Организационно-экономическая характеристика МБУЗ Чишминская центральная районная больниц 38
2.2 Анализ планирования и финансирования расходов на здравоохранение на примере МБУЗ "Чишминская ЦРБ" 43
2.3 Анализ исполнения сметы расходов больницы по общим показателям 58
Глава 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию планирования и финансирования на здравоохранение 65
3.1 Недостатки и пути совершенствования планирования в здравоохранении 65
3.2 Проблемы и пути модернизации системы финансирования здравоохранения 68
Заключение
Список использованной литературы и других источников информации 77
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом финансирование здравоохранения.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

    К сожалению, финансовые средства, предусмотренные в бюджетах всех уровней, не отражают реальные потребности отрасли, а определяются экономическими возможностями страны, поэтому необходимо от экстенсивного планирования и уравнительного распределения ресурсов между учреждениями перейти к планированию объемов медицинской помощи, структурным сдвигам, сокращению одних видов помощи и развитию других.

      Таким образом, для развития  отечественного здравоохранения  в настоящее время необходимо  создание рациональной системы,  сочетающей элементы государственной медицины с гибким обязательным и добровольным страхованием, развитием платных услуг и коммерческой деятельности медицинских учреждений.

    Глава 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию  планирования и финансирования расходов на здравоохранение 

    3.1 Недостатки и пути совершенствования  планирования в здравоохранении

 

    Планирование  в здравоохранении – это обоснование  и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения. Основными задачами планирования являются: обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи; оптимизация бюджетных расходов; эффективное использование ресурсов.

    В настоящее  время в системе здравоохранения  сохранилось директивное планирование, основанное на усредненных нормативах использования койко-места. При выделении финансовых средств для лечебно-профилактических учреждений применяется данный формальный показатель: от него рассчитывается численность врачей, заведующих отделений, младшего медицинского и вспомогательного персонала. При этом стоимость лечения того или иного заболевания не рассчитывается, и действующая система учета весьма затрудняет такие расчеты.

    Таким образом, действующая система планирования и учета в здравоохранении приводит к тому, что финансируются койки, а не лечение конкретных заболеваний.

    Вместе  с тем, несмотря на перспективность  перехода к планированию, основанному на определении стоимости лечения заболевания, существуют немаловажные проблемы на пути к такому переходу. В первую очередь, это сложность определения стоимости лечения заболевания. В настоящее время в системе здравоохранения применяется сметный метод учета затрат: существует общая смета содержания ЛПУ, из которой очень трудно выделить затраты на лечение конкретного заболевания. Можно получить только усредненную оценку стоимости 1 койко-дня.

    Существующая  же практика планирования приводит к  значительным отклонениям от «профиля заболеваемости». Планирование структуры коечного фонда осуществляется из расчета имеющихся в наличии коек, вместо того, чтобы определять необходимое количество коек, учитывая профили заболеваний. Это и является причиной значительных отклонений фактической потребности в койках от существующей структуры коечного фонда. Такая ситуация чревата простоем коек одного профиля и переполненностью отделений другого профиля, что ведет к неэффективному расходованию средств.

    Одним из методов перспективного планирования при государственной системе здравоохранения, является стратегическое планирование на основе программно-целевого метода.

    Основная  особенность программно-целевого управления – нацеленность на конечный результат. Применительно к здравоохранению  конечный результат выражается в сокращении смертности, инвалидности и заболеваемости населения.

    Целевая программа должна предусматривать  целый комплекс мероприятий, начиная  с диагностики, профилактики и заканчивая предотвращением смертности в острой стадии заболевания. Для того чтобы можно было получить запрограммированные конечные показатели на всех стадиях заболевания, необходимо подвергнуть систему здравоохранения тщательному анализу, выявить влияние каждой стадии и каждого мероприятия на конечный результат, и разработать мероприятия по обеспечению необходимыми финансами,

    Такой анализ позволит выявить приоритетные направления, которые с наименьшими затратами дают наибольший эффект. Все это должно быть спланировано во времени, с учетом подготовительных мероприятий и, главное, с привлечением высококвалифицированных кадров.

    От начала мероприятий до получения конечного  результата за заданный период времени может быть составлен сетевой график, развернутый во времени, с указанием для каждого мероприятия необходимых для его выполнения ресурсов. Такая программно-целевая модель может достаточно четко контролироваться, поскольку каждый ее участник прикреплен к определенным мероприятиям или группе мероприятий и несет ответственность за их выполнение в нужный срок с ожидаемыми результатами при эффективном использовании выделенных для этих целей ресурсов. Указанная программа нуждается в целевом финансировании, которое может быть обеспечено в первую очередь по линии федерального бюджета. При этом федеральный центр, ответственный за выполнение программы, должен установить нормы участия регионального и муниципального бюджетов в выполнении программы.

    Главное в программно-целевом управлении – непрерывный контроль, ориентирующий на достижение конечных результатов.

    В конечном итоге, планирование, основанное на программно-целевых методах, позволит более точно определить количество коек каждого профиля, а также объем финансирования на основании стоимости лечения каждого заболевания.

     

    3.2 Пути модернизации системы финансирования  здравоохранения

 

    Для отрасли  здравоохранения характерна многоканальная система финансирования с использованием средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования, средств домохозяйств и добровольного медицинского страхования. В итоге учреждение здравоохранения получает средства из различных источников. Такое многоканальное построение финансирования здравоохранения не обеспечивает должной эффективности использования средств, создает предпосылки для перекрестного финансирования одних и тех же мероприятий, ослабляет контроль целевого использования ресурсов. Объем, структура ресурсов и механизм их направления и использования не соответствует в достаточной мере потребностям здравоохранения и условиям оказания медицинских услуг. В результате эффективность функционирования здравоохранения невысока.

    Среди немаловажных проблем, препятствующих модернизации системы здравоохранения, – существование теневого финансирования, которому способствует дисбаланс между государственными обязательствами в сфере здравоохранения и финансовыми ресурсами, направляемыми на их выполнение, а также дефицит средств по программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Данная проблема приводит к увеличению объема платных медицинских услуг и расходов пациентов на оплату лекарств, способствует формированию нелегальной системы платной медицинской помощи и общественного представления о системе государственных гарантий как о формальной декларации, что подрывает доверие к государству и его институтам социальной защиты.

    Существует  целый ряд и других вопросов, требующих  пристального внимания и поиска путей решения, среди которых следует отметить следующие:

    – несбалансированность и нечеткость гарантий медицинской  помощи населению;

    – финансирование системы ОМС в условиях неполной уплаты взносов на неработающее население, низкого тарифа единого социального налога, несовершенства системы управления ОМС, отсутствия эффективных механизмов, которые необходимы для выравнивания условий оказания медицинской помощи;

    – недостаточная финансовая и хозяйственная самостоятельность.

    Данные  проблемы являются базовыми, без решения  которых невозможно проведение эффективной  перестройки системы здравоохранения  и создание условий для ее достаточного финансирования.

    Для разрешения существующих проблем в финансировании здравоохранения, необходимо следующее:

  1. рассчитать современные потребности населения в видах и объемах медицинской помощи и в зависимости от результатов данных расчетов (стоимость медицинской помощи на одного человека, чаще всего, не покрывается ресурсами, имеющимися в системе здравоохранения) изыскать источники дополнительного финансирования. Все мероприятия должны осуществляться в условиях использования имеющихся средств государства на развитие здравоохранения и повышения эффективности их использования. Данная система должна предотвратить создание двух качественно-различных типов здравоохранения – для обеспеченных и необеспеченных слоев населения;
  2. провести перераспределение финансовых потоков здравоохранения в сторону увеличения объема финансирования профилактических мероприятий;
  3. повысить эффективность управления системой здравоохранения;
  4. повысить доступность и качество медицинской помощи, для чего необходимо решить такие задачи, как:
  5. укрепление материально-технической базы, учитывая износ основных фондов по оборудованию более чем 60%, а по зданиям и сооружениям – 30%;
  6. увеличение объемов финансирования медицинской помощи.
  7. развить систему платных услуг. При этом развитие системы платных услуг должно проходить не в ущерб бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС. Экономически обоснованные платные медицинские услуги способны положительно влиять на положение врачей и на создание работоспособной материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений;
  8. не допускать не целевого и не рационального использования средств ОМС. Выделенные средства ОМС расходовать строго в соответствии с территориальной программой ОМС в РБ.
  9. провести реструктуризацию здравоохранения под усиленным контролем и в рамках закона; изменить организационно-правовые формы организаций здравоохранения; расширить хозяйственную самостоятельность организаций здравоохранения, повысить их конкурентоспособность;
  10. сохранить федеральные целевые программы, позволяющие финансировать обеспечение лекарственными средствами, медицинским оборудованием, выравнивать объем и качество медицинских услуг;
  11. осуществлять модернизацию здравоохранения путем инвестирования в передовые медицинские технологии;
  12. законодательно необходимо урегулировать вопросы предоставления медицинской помощи более высокого качества путем объединения средств обязательного и добровольного страхования, вопросы направления частных потоков финансовых средств на общие цели реформирования здравоохранения.

    В Концепции  развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. определено, что в настоящее время необходимо принятие федерального закона «О государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи», включающего порядок, условия и стандарт объема предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи, порядок финансового обеспечения предоставляемой медицинской помощи с учетом потребности граждан в медицинской помощи, а также с учетом принимаемых стандартов медицинской помощи. Реализация программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи должна осуществляться через систему обязательного медицинского страхования. Для этого необходима разработка и принятие федерального закона «Об обязательном медицинском страховании», который должен будет установить в том числе порядок формирования источников финансирования медицинского страхования как для работающего, так и неработающего населения, включающего порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование и установления страховых тарифов на ОМС.

    В целях  создания финансовой основы новой модели медицинского страхования требуется внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части отмены единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, а также направления части налога на доходы физических лиц в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

    В целях  создания правовых и финансовых основ  для урегулирования вопросов, связанных с качеством оказания медицинской помощи, необходимо принять федеральные законы «О защите прав пациента» и «Об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников».

    Список  использованной литературы и других источников информации 
 

    
  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в редакции 23.07.2008 г.).
  3. Федеральный закон РФ от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №38. Ст. 4736.
  4. Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №2. Ст. 219.
  5. Федеральный закон  РФ от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №14.Ст. 1650.
  6. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №2. Ст. 128.
  7. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» № 1499-1 от 28.06.1991 (в редакции от 15.07.2008 г.).
  8. Кодекс  Республики Башкортостан об охране здоровья граждан от 05.11.1993 № ВС-21/21 (в ред. от 24.11.12.2008) /Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1997. № 8 (62). Ст. 476.
  9. Приказ Федерального Фонда обязательного медицинского страхования «Об утверждении тарифа на дополнительную медицинскую помощь, оказываемую в рамках государственного задания на 2007 г. учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь» от 27 февраля 2007 г.
  10. Постановление Правительства РБ «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам в РБ бесплатной медицинской помощи на 2007 год» от 28.02.2007 г.
  11. Аганбегян А.Г., Варшавский Ю.В.,  Жуковский В.Д. О программно-целевом управлении в здравоохранении //SPERO.  2007. №7. – с. 5.

Информация о работе Финансирование здравоохранения