Финансирование здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:28, дипломная работа

Описание работы

Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение, которое в русском языке буквально трактуется как «охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, и поддержание общественной гигиены и санитарии», – это одна из ведущих отраслей сферы обслуживания.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретические основы планирования и финансирования расходов на здравоохранение 8
1.1 Общая характеристика системы здравоохранения и правовые основы ее функционирования 8
1.2 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения 20
1.3 Организация планирования и финансирования расходов бюджета на здравоохранение 28
Глава 2 Анализ планирования и финансирования расходов на здравоохранение на примере МБУЗ Чишминской центральной районной больницы 38
2.1Организационно-экономическая характеристика МБУЗ Чишминская центральная районная больниц 38
2.2 Анализ планирования и финансирования расходов на здравоохранение на примере МБУЗ "Чишминская ЦРБ" 43
2.3 Анализ исполнения сметы расходов больницы по общим показателям 58
Глава 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию планирования и финансирования на здравоохранение 65
3.1 Недостатки и пути совершенствования планирования в здравоохранении 65
3.2 Проблемы и пути модернизации системы финансирования здравоохранения 68
Заключение
Список использованной литературы и других источников информации 77
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом финансирование здравоохранения.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

      ..другие социально и финансово значимые задачи.

      Обязательное медицинское страхование  имеет принципиальные отличия  от других видов страхования.  Во-первых, средства фондов ОМС  предназначены для оплаты медицинских  услуг, а не для производства  выплат в денежной форме. Во-вторых, организационные функции при оплате услуг выполняют коммерческие организации – страховые медицинские компании, являющиеся страховщиками населения. В-третьих, при страховании задействованы средства бюджетов субъектов РФ, поскольку органы исполнительной власти выступают страховщиками неработающего населения.

    В связи с внедрением системы ОМС  особенно активно стала происходить  передача функций финансирования на региональный уровень.

    Финансирование  в сфере оказания медицинской  помощи в рамках  одних и тех же государственных гарантий производится по двум параллельным каналам (бюджет и средства обязательного медицинского страхования).

    Согласно  Закону «О медицинском страховании  граждан в РФ» обязательное медицинское  страхование  является формой защиты интересов населения в охране здоровья. При этом предусматривается  компенсация расходов граждан на получение медицинской помощи, а также других расходов, связанных с поддержанием здоровья.

    Система финансирования здравоохранения по программе ОМС представлена на рисунке 2.

Внебюджетные  средства       Бюджетные ассигнования

Страхование работников

бюджетной сферы

      Обязательные  взносы предприятий

     (работодателей)

    

Государственная и муниципальная

Система здравоохранения

          Фонд  обязательного медицинского страхования

    

    

    

    

    Рисунок 2 - Система финансирования здравоохранения  по программе ОМС

    Объектом  обязательного страхования  в  связи с этим выступают расходы  по лечению застрахованного, связанные  с:

      – посещением врачей-специалистов и принятием  необходимых процедур и другого лечения в амбулаторных условиях;

      – приобретением медикаментов;

      – пребыванием в стационарном медицинском  учреждении;

      – получением стоматологической помощи.

    В настоящее время система медицинского страхования включает в себя два  уровня:

      – обязательное медицинское страхование, являющееся составной частью государственного социального страхования, обеспечивающее всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС;

      – добровольное медицинское страхование, которое осуществляется  на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг или иных сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

    Проведение  медицинского страхования в обязательном порядке создает условия для  организации страховой медицины. В процессе реализации программы по обязательному медицинскому страхованию все граждане России по месту жительства и работы получают страховой полис, по которому население получает бесплатно гарантированный объем медицинских услуг.

    В соответствии с законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ» субъектами ОМС являются гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское Учреждение.

    В соответствии с законом «О медицинском  страховании граждан в РФ»  финансовые средства государственной  системы обязательного медицинского страхования формируются за счет  отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

    Основной  элемент системы здравоохранения  представлен медицинскими учреждениями, являющимися конечным получателем  средств и оказывающими непосредственно медицинские услуги населению. Медицинскую помощь населению могут оказывать медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующие лицензии. Порядок оказания медицинской помощи населению, финансируемой за счет средств ОМС, определяется совместно с территориальными органами управления здравоохранения и фондами ОМС.

    Средства  Федерального ФОМС формируются за счет следующих источников:

      .части единого социального налога предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование;

      – взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ;

      – добровольных взносов физических и  юридических лиц;

      – нормированного страхового запаса финансовых средств федерального фонда;

      .доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;

      – иных поступлений.

    С введением ОМС в финансировании здравоохранения в России появились  новые источники финансовых ресурсов, которые представлены на рисунке 3. 

    

                      

      

    

    

      
 
 

    Рисунок 3 - Финансовое обеспечение здравоохранения

    Роль  фондов ОМС в финансировании деятельности медицинских учреждений весьма существенна. Высокий уровень страховых взносов позволяет поддерживать работу лечебно-профилактических учреждений, входящих в систему обязательного медицинского страхования, и финансировать медицинскую помощь более чем 80% населения страны. Однако уровень и качество медицинской помощи в лечебных учреждениях, работающих в системе  медицинского страхования, оставляет желать лучшего.

    Проводимая  в настоящее время деятельность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по созданию Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2020 г. направлена на решение основных проблем здравоохранения, включая  систему обязательного медицинского страхования. Одним из семи направлений Концепции является внесение серьезных изменений в Основы законодательства Российской Федерации о здравоохранении, а также в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании»15.

      Средства добровольного медицинского  страхования тоже играют несущественную роль в финансировании здравоохранения. В среднем по регионам они составляют около 10% от суммы всех поступлений, формирующих доходы медицинских учреждений.

    Средства  добровольного медицинского страхования являются дополнительным источником финансирования здравоохранения в части применения современных методов лечения, новых эффективных препаратов, поддержания высокого уровня медицинского сервиса, обеспечения права выбора пациентами лечебного учреждения. Все вышеперечисленные направления деятельности медицинских учреждений должны на определенном уровне развиваться и за счет средств государственного бюджетного и внебюджетного финансирования. Но в условиях острого дефицита перечисленных источников средства добровольного медицинского страхования являются, в основном, дополнительным источником покрытия необеспеченных финансированием расходов медицинских учреждений по оказанию бесплатной медицинской помощи.

    Средства  медицинских учреждений, формируемые из различных источников, используются главным образом, на расходы по текущему содержанию  этих учреждений, а именно, на расходы по оплате труда, начисления на заработную плату, хозяйственные расходы, медикаменты и питание.

      Расходы на капитальный ремонт, новое строительство, приобретение оборудования и технологий, то есть капитальные расходы не входят в приоритетную группу финансируемых расходов и в течение ряда лет практически не обеспечивают имеющиеся потребности. Подтверждением этому является крайне тяжелое материально-техническое и технологическое состояние отечественного здравоохранения. 

    1.3 Организация планирования и финансирования  расходов на здравоохранение 

    Одной из групп расходов бюджета являются расходы на социально-культурные мероприятия, среди которых выделяются расходы на здравоохранение, образование, культуру и искусство, социальную защиту и социальное обеспечение граждан. Государство вынуждено взять на себя развитие целого ряда отраслей, развитие которых на базе только частной собственности либо не выгодно, либо невозможно. Здравоохранение как раз входит в эту группу.

    Значительные  бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социальных мероприятий. Данные ресурсы позволяют государству удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, развивать систему образования, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения, финансировать культуру. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное значение, но и экономическое. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав, эти расходы одновременно опосредованно влияют на общественное производство и воспроизводство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда.

    В рыночной экономике основным источником инвестиций в здравоохранение являются бюджетные средства. Причем с децентрализацией власти и изменений в налоговом законодательстве произошли сдвиги в соотношении источников финансирования социальной инфраструктуры между бюджетами разных уровней. Так, в финансировании инвестиций в социальную сферу экономики уменьшились поступления из федерального бюджета при одновременном увеличение расходов на эти цели в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципалитетах.

    Государственный бюджет является основным источником финансирования федеральных учреждений, федеральных целевых программ и централизованных мероприятий Министерства здравоохранения России. За счет средств федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения.

    Из  региональных бюджетов финансируются  республиканские, краевые, областные  медицинские учреждения, противоэпидемиологические  мероприятия и другие.

    Главным наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений – больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

    Распределение бюджетных средств между звеньями бюджетной системы представлены на рисунке 4

    Рисунок 4 - Распределение бюджетных средств  на финансирование здравоохранения между звеньями бюджетной системы Российской Федерации

Информация о работе Финансирование здравоохранения