Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечить реализацию важнейшего социального принципа - сохранение и улучшение здоровья граждан, оказания им высококвалифицированной, специализированной лечебно-профилактической помощи.

Работа содержит 1 файл

Здравоохранение.doc

— 91.00 Кб (Скачать)
 

Вопрос  №23.Финансирование здравоохранения  в условиях обязательного  медицинского страхования. 

   Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечить реализацию важнейшего социального принципа - сохранение и улучшение здоровья граждан, оказания им высококвалифицированной, специализированной лечебно-профилактической помощи.

   В комплексе проводимых в настоящее время социально-экономических реформ важнейшее место занимает развитие страховой медицины. Переход на страховую медицину в России является объективной необходимостью, которая обусловлена социальной незащищенностью пациентов и работников отрасли, а также ее недостаточной финансовой обеспеченностью и технической оснащенностью.

  Для кардинального преодоления кризисных явлений в сфере охраны здоровья необходимо, в первую очередь, осуществить преобразование экономических отношений, а также перевести здравоохранение на путь страховой медицины.

   Новая система здравоохранения базируется на страховой медицине, которая как отрасль включает в себя медицинское обслуживание населения, проведение научных исследований и разработок в области медицины, подготовку медицинских кадров, строительство объектов здравоохранения, материально-техническое обеспечение лечебно-профилактических учреждений. 
 
 
 
 

Экономические проблемы реформирования отечественного здравоохранения.

Анализируя  мнение отечественных и западных экспертов в отношении основных ценностей здравоохранения, можно  выделить пять базовых показателей, присущих всем типам систем здравоохранения:

- доступность медицинской помощи, т. е. возможность получения адекватной медицинской помощи каждым членом общества, независимо от его социального положения и финансовых возможностей;

- качество медицинской помощи (технологическое качество и социальное качество - степень охвата населения медицинской помощью);

- соблюдение прав пациента (информированное согласие на лечение, свобода выбора врача, отказ от лечения, добровольность лечения, конфиденциальность информации о его здоровье);

- ответственность медперсонала за свои профессиональные действия (врачебная ошибка, неправильное лечение, разглашение врачебной тайны и др.);

- ответственность пациента за состояние своего здоровья.

    Именно эти пять базовых основополагающих ценностей или особенностей здравоохранения и должны являться объектом реформирования с использованием экономических методов со стороны правительственных структур. Реформирование не механического, а адекватного в отношении всех перечисленных ценностей. Не имеет никакого смысла рассуждать о достигнутой доступности медицинской помощи, не обеспечив при этом необходимого ее социального качества. Одно из пагубных заблуждений некоторых реформаторов, ошибочно считающих свободный рынок саморегулируемым и наиболее эффективным способом достижения вышеперечисленных целей, что категорически неприемлемо для системы отечественного здравоохранения.

   Это связанно с тем, что рынок в здравоохранении не соответствует принятым определениям рынка и имеет целый ряд специфических особенностей .

   Система предоставления населению необходимой медицинской помощи приобретает в современных условиях значение жизненно важной для сохранения общества и для обеспечения национальной безопасности. Между тем состояние системы здравоохранения характеризуется наличием фундаментальных проблем, требующих принятия принципиальных решений. Главными при этом являются проблемы организационно-экономические.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

Модели  хозяйственного механизма здравоохранения.

  Ухудшающееся состояние здоровья населения обусловлено не только комплексом социально-экономических факторов, но и рядом негативных тенденций в самой системе здравоохранения. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду, в России вновь актуальным стало понятие социального риска - риска материальной необеспеченности индивидуума из-за потери возможности участия в экономическом процессе. Все это ведет к актуализации задачи поиска компенсаторного механизма, который бы снизил негативные последствия ситуаций, связанных с возникновением этих рисков. В качестве такого социально-экономического механизма можно рассматривать социальное страхование, одной из форм которого является обязательное медицинское страхование граждан независимо от их социально-экономического положения, которое призвано обеспечить государственные гарантии всему населению России в предоставлении необходимой им бесплатной медицинской помощи, так как в конечном итоге, именно в этом и заинтересовано общество.

   В 90-е годы государственное финансирование предоставляемой населению бесплатной медицинской помощи ежегодно уменьшалось. Согласно данным Минздрава РФ за последние 10 лет государственные ассигнования на здравоохранение из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования (ОМС) сократились в реальном выражении не менее чем на треть. Дефицит финансовых средств в отрасли в среднем по стране составляет более 30%, а доля средств, выделяемых на здравоохранение, в общем объеме валового регионального продукта не превышает 3%.

   Медицинское страхование явилось радикальным переходом от бюджетного финансирования к выделению и изоляции средств, предназначенных для отрасли здравоохранения, не позволяя урезать их финансирование. Так, по закону 3,6% фонда оплаты труда делились между региональным фондом (3,4%) и федеральным фондом (0,2%). Федеральный фонд должен был уравнивать доступ к медицинской помощи в более бедных регионах и выделять средства в случае катастроф и эпидемий.

Таким образом, с введением в жизнь Закона "О медицинском страховании граждан в РФ " (1993 год) появился, помимо бюджета, новый, дополнительный источник финансирования здравоохранения.

   В результате, современному социально-экономическому состоянию нашего общества стало соответствовать государственное страховое здравоохранение на основе принципа обязательности, что наиболее полно отражает традиции нашей страны. На сегодня в основном можно говорить о завершившемся становлении инфраструктуры обязательного медицинского страхования в России. В системе здравоохранения появились новые субъекты - прежде всего, страховые медицинские организации.

   Центральной проблемой функционирования системы ОМС сегодня является то, что введение этой системы в 90-е годы оказалось незавершенным в силу несовершенства законодательно-нормативной базы финансового обеспечения страхования неработающих граждан. В результате произошло раздробление системы общественного финансирования здравоохранения на две подсистемы: бюджетную и страховую, имеющих общих получателей средств (ЛПУ). Сложившийся симбиоз двух источников финансирования медицинской помощи не ориентирует на решение назревших задач по реструктуризации сети ЛПУ и повышение эффективности использования имеющегося в отрасли ресурсного капитала. Большинство существующих региональных бюджетно-страховых моделей характеризуется тем, что система финансирования содержания ЛПУ из бюджета и система оплаты медицинской помощи из средств ОМС действует по разным правилам, которые плохо скоординированы друг с другом. Возмещение одной части расходных статей из одного источника, а другой части - из иного источника подталкивает медицинские организации на поддержание достигнутого уровня финансирования и его увеличение по всем видам расходных статей, что ориентирует ЛПУ на затратное хозяйствование.

   Практика обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации показала полиморфизм моделей обязательного медицинского страхования, некоторые из которых прямо противоречат действующему законодательству.

    Таким образом, налицо одна из серьезнейших проблем становления системы обязательного медицинского страхования в России: необходимость создания механизма, обеспечивающего условия для проведения единой общегосударственной политики в области финансирования системы здравоохранения. В настоящее время в России действует один закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а формы его реализации в субъектах Федерации значительно отличаются друг от друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3.

Виды  медицинского страхования, цели введения .

«Медицинское  страхование является формой социальной защиты интересов населения в  охране здоровья и представляет собой  совокупность видов страхования, предусматривающих  обязанности страховщика по осуществлению  страховых выплат в размере частичной или полной компенсации дорогих расходов застрахованного за медицинские услуги, включенные в программу медицинского страхования».

Цель  медицинского страхования - гарантировать  гражданам при возникновении  страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Оно «осуществляется  в двух формах:

- обязательное является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставленной за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС;

- добровольное- расширяет перечень обязательных программ дополнительными медицинскими услугами, действуя на коммерческих началах»2.

   Метод медицинского страхования - это возмещение затрат по необходимым расходам путем привлечения дополнительных средств (помимо бюджетных ассигнований) в фонды ОМС (федеральный и территориальные) и фонды ДМС, страховых медицинских организаций (СМО) и страховщиков.

    Субъектами медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, СМО или страховщик, медицинское учреждение.

1) Страхователи  ОМС: 

* для  работающего населения - предприятия,  учреждения, организации, лица, занимающиеся ИТД, и лица свободных профессий;

* для  неработающего населения - министерства  финансов республик в составе  РФ, органы государственного управления  краев, областей, автономных округов  (областей), местная администрация.

2) Страхователи  ДМС:

* граждане, обладающие гражданской дееспособностью;

* предприятия,  представляющие интересы граждан.

3) СМО  - юридические лица, осуществляющие  медицинское страхование и имеющие  лицензию на право заниматься  медицинским страхованием.

4) Медицинские  учреждения - имеющие лицензию лечебно-профилактического учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также частные практики.

«Обязательное страхование базируется на таких  принципах, как законодательная основа регламентации страховых отношений, автоматичность, бессрочность, сплошной охват объектов страхования, нормирование страхового возмещения»1.

«Добровольное страхование носит выборочный характер, так как не все субъекты желают в нем участвовать, а для некоторых лиц могут даже устанавливаться ограничения или запрет на участие»2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 4.

Финансирование  здравоохранения  в условиях обязательного  медицинского страхования.

   Трудно отдать предпочтение той или иной модели (смешанной или чистой) обязательного медицинского страхования, т.к. все субъекты Российской Федерации, находясь в различной экономической ситуации, выбирают ту модель реализации закона, которая, по их мнению, в большей степени соответствует их условиям. Ученые - экономисты и организаторы здравоохранения - наиболее эффективной признают смешанную модель обязательного медицинского страхования, при которой до лечебно-профилактических учреждений доходит почти 99% средств обязательного медицинского страхования, что значительно больше, чем при использовании других моделей.

   Такое положение дел объяснятся, прежде всего, тем, что в смешанной модели обязательного медицинского страхования возможна потенциальная конкуренция между страховыми медицинскими организациями и филиалами территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Однако Россия и по сей день остается единственной страной, где средства, направленные на финансирование здравоохранение, проходят сначала через фонды, а затем через страховые компании. В развитых странах административный аппарат имеет лишь одно из этих звеньев. У нас же в соответствии с Законом эти организации дублируют друг друга и во многом взаимозаменяемы.

Информация о работе Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования