Финансовый бюджет: понятие и краткая характеристика основных элементов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие получило юридическую и экономическую самостоятельность, поэтому эффективное управление производственной деятельностью все более зависит от уровня информационного обеспечения отдельных подразделений и служб.

Содержание

Введение
Понятие бюджетирования
Этапы бюджетирования
Методы составления и виды бюджетов
Финансовый бюджет, его характеристика

Заключение

Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 46.35 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

  1. Понятие бюджетирования
  2. Этапы бюджетирования
  3. Методы составления и виды бюджетов
  4. Финансовый бюджет, его характеристика

Заключение

Используемая  литература 

 

      Введение 

     В условиях развивающихся рыночных отношений  в нашей стране предприятие получило юридическую и экономическую  самостоятельность, поэтому эффективное  управление производственной деятельностью  все более зависит от уровня информационного  обеспечения отдельных подразделений  и служб.

     Предприятия нуждаются в оперативной экономической  и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, что невозможно без процесса бюджетирования, на основе которого принимаются  обоснованные управленческие решения.

     Таким образом, бюджет является основным инструментом гибкого управления предприятием, обеспечивающий точной, полной и своевременной информацией  высшее руководство. С его помощью  разрабатывается стратегия эффективного развития предприятия в условиях конкуренции и нестабильности.

     В течение многих лет предприятия  рассматривали свои бюджеты просто как обязательную оценку предстоящих  годовых доходов и затрат, но в  современных условиях это отношение  быстро меняется, поскольку рынок  требует большей конкурентоспособности  и предприятия вынуждены быть более динамичными. Успешные компании постоянно повышают точность своих  прогнозов относительно будущих  операций и связанных с ними потребностей в ресурсах, что увеличивает важность процесса бюджетирования. 
 
 
 
 
 

     Понятие бюджетирования.

     Бюджетирование  как система имеет достаточно глубокие исторические корни. Его происхождение  связывают с возникновением камеральной  бухгалтерии, имеющей целью «схематическое, легко контролируемое определение  хода производства и его результатов  на основе предварительно составленной сметы и бюджета».

     В современное время процесс бюджетирования является частью управленческого учета  и анализа, где основной упор делается на составление предварительных  смет затрат, оперативное выявление  отклонений от них, систематический  анализ издержек производства и поиск  вариантов управленческих решений  на базе оценки затрат и результатов. Таким образом, бюджетирование в общем виде можно представить как информационную систему внутрифирменного, корпоративного управления с помощью определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами.

     Согласно  методическим рекомендациям по управленческому  учету, разработанным Минэкономразвития  России, бюджет — это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, учета, контроля и оценки эффективности деятельности организации.

     Бюджетирование  непосредственно связано с управлением  и управленческим учетом, является его составной частью. Экономически эффективная деятельность организации  возможна только в том случае, если она имеет четко заданные достаточно напряженные, но реальные для выполнения стоимостные параметры затрат и результатов.

     Бюджетирование - это процесс определения параметров планирования, движения ресурсов по предприятию  на заданный будущий период времени. Когда параметры заданы, необходим  учет и контроль их исполнения, составляющий основу управленческого учета и  анализа.

     Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной  деятельности и включают плановые и  отчетные (фактические) данные. В бюджетах отражены цели и задачи компании.

     Сущностью бюджетного планирования является установление ответственности за каждую статью расходов и доходов организации. Можно  выделить следующие цели бюджетного планирования:

  • оценка предстоящих затрат по периодам;
  • своевременное выполнение планов деятельности организации;
  • формирование базы для расчетов эффективности деятельности организации по различным направлениям.

     Бюджетное планирование базируется на следующих  обязательных принципах: единство, непрерывность, гибкость, точность.

     Принцип единства означает, что бюджетирование деятельности организации должно носить системный характер, и все подразделения - центры ответственности, участвующие  в процессе составления бюджетов, должны быть устремлены к достижению единой цели - созданию генерального плана  организации, контролю его выполнения и коррекции последующих планов.

     Принцип точности означает, что составляемые бюджеты должны, по возможности, наиболее точно конкретизировать и детализировать оперативные планы деятельности организации.

     По  содержанию бюджет представляет собой  финансовый документ установленного организацией формата, содержащий определенные статьи и плановые показатели за определенный временной период.

     Бюджетирование, прежде всего, способствует реализации трех важнейших функций управления:

  • планирования;
  • учета;
  • контроля.
 

     Функция планирования самая важная. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управления средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей.

     Бюджетирование  является основой для управленческого  учета. Поэтому, система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря  бюджетированию на предприятии можно  получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными  результатами деятельности предприятия.

     Функция контроля позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия. Поэтому, бюджеты на предприятии должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости, для того чтобы сохранять их контролирующую роль.

     Для составления бюджетных планов используются следующие информационные источники:

     - данные бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4, 5) и выполнения  финансовых планов за предшествующий  период (месяц, квартал, год);

     - договоры (контракты), заключаемые с  потребителями продукции и поставщиками  материальных ресурсов;

     - прогнозные расчеты продаж продукции  или планы сбыта исходя из  заказов, прогнозы спроса, уровень  цен и другие условия рыночной  конъюнктуры. На основе показателей  сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции,  прибыль, рентабельность и иные  показатели; 
 

     - экономические нормативы, утверждаемые  законодательными актами (налоговые  ставки, нормы амортизационных отчислений, минимальная месячная оплата  труда и т. д.);

     - утвержденная учетная политика.

     Разработанные на основе этих данных финансовые планы  служат руководством (ориентиром) для  финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов. 

    Этапы бюджетирования 

     Любой управленческий процесс - это замкнутый  контур, включающий такие этапы, как  планирование, контроль, анализ и регулирование. Одним из важных признаков эффективной  системы бюджетирования является ее распространение на все уровни организационной  структуры. Кроме того, бюджетирование - это коллективное планирование, в  котором участвуют менеджеры  всех уровней управления, поэтому  бюджет можно определить как договор  между участниками финансового  управления о согласованных действиях, направленных на достижение целей компании.

     На  практике можно выделить ряд этапов процесса бюджетирования:

  1. Анализ внутренней и внешней информации, сообщение основных направлений развития хозяйствующего субъекта лицам, ответственным за разработку бюджетов.
  2. Планирование бюджетов.
  3. Подготовка сводного бюджета.
  4. Координация (согласование доходной и расходной частей сводного бюджета). Анализ факторов риска невыполнения бюджета.
  5. Составление прогноза движения денежных средств.
  6. Согласование и утверждение бюджета предприятия.
  7. Исполнение бюджета и учет фактического исполнения.
  8. Контроль за исполнением бюджета.

     На  первом этапе происходит сообщение  основных направлений развития хозяйствующего субъекта лицам, ответственным за разработку бюджетов. Также на данном этапе  определяются предполагаемые индексы  изменения цен, курсы валют, темпы  инфляции и д.р.

     Второй  этап посвящен составлению различных  бюджетов:

  • Бюджета реализации;
  • Бюджета прямых переменных затрат;
  • Функциональных бюджетов накладных расходов;
  • Кредитных и налоговых бюджетов и д.р.

     В самом начале второго этапа происходит формирование бюджета реализации. Бюджет реализации является основой, на которой  базируются все последующие бюджеты, и составляется для определения  плановой выручки в денежном выражении. Разрабатывается данный бюджет на основе информации центров дохода.

     Данный  этап является наиболее сложным в  процессе планирования, что объясняется  влиянием на сбыт целого ряда неконтролируемых факторов с большой долей неопределенности, в частности, таких, как деятельность конкурентов, стабильность поставщиков  и покупателей, общее положение  на национальном и мировом рынках, циклические, сезонные и другие случайные  колебания и д.р.

     После составления бюджета реализации происходит формирование производственной программы. Здесь на основе бюджета  реализации и данных о необходимой  величине производственных запасов  по каждому виду продукции рассчитывается объем производства в плановом периоде: 

     Xппр=Xреал+Xзап.к-Xзап.н,

         Хппр - объем производства в плановом  периоде; 

     Хреал, - объем реализации;

     Х-зап.к - количество необходимых запасов  готовой продукции на конец           периода;

     Хзап.н - количество запасов готовой продукции  на начало периода.

     Далее формируются бюджеты прямых переменных затрат в расчете на производственную программу хозяйствующего субъекта. В данный раздел входит бюджет затрат на основные сырье и материалы, бюджет затрат на заработную плату основных производственных рабочих, бюджет затрат на основные энергоносители. Основой  для расчетов этих видов бюджетов являются нормативы расходования ресурсов на производство различных видов  продукции и базовые цены на соответствующие  ресурсы.

     После бюджета прямых переменных затрат происходит разработка функциональных бюджетов накладных  расходов по отдельным структурным  подразделениям хозяйствующего субъекта. На основе организационной структуры  хозяйствующего субъекта по каждому  структурному подразделению составляется смета расходов, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В бюджеты структурных подразделений  входят такие виды затрат, как заработная плата вспомогательных рабочих, администрации, работников обслуживающих  хозяйств; амортизация; затраты на электроэнергию, услуги связи; затраты на канцтовары и прочие виды расходов, характерные  для различных структурных подразделений  предприятия.

     Далее составляется прогноз рентабельности различных видов продукции. На основе полученных бюджетов прямых переменных затрат и бюджетов функциональных подразделений  делаются выводы о предварительной  рентабельности продукции и составляются плановые калькуляции.

     Кредитные и налоговые бюджеты планируются  только в целом по предприятию. Налоговый  бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи  федеральный  и бюджеты других уровней, а также  во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования  д.р.) 

Информация о работе Финансовый бюджет: понятие и краткая характеристика основных элементов