Функции и задачи института Федерального казначейства в финансовой системе Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть основные функции и задачи института Федерального казначейства в финансовой системе Российской Федерации
Для достижения поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие задачи
определение основ теоретической концепции структуры казначейской системы на базе обоснования возможных границ распространения функций Федерального казначейства РФ;
проанализировать роль федерального казначейства по исполнению доходной части бюджета
рассмотреть соотношение прав и обязанностей казначейства
оценка эффективности перехода исполнения федерального бюджета органами казначейства Российской Федерации;

Содержание

Введение 2
Историческая справка 5
Библиография 6
1.Органы государственного управления бюджетом и переход к федеральному казначейству 8
2. Задачи и функции органов казначейства 12
2.1.Задачи и функции органов федерального казначейства 12
2.2.Права и обязанности органов Федерального казначейства 15
3. Исполнение бюджета 22
3.1.Порядок исполнения бюджета 22
3.2.Кассовое исполнение бюджета 29
Заключение 35
Литература 38

Работа содержит 1 файл

казначейство.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

      Сумма поступивших налогов и платежей на территории не всегда пропорциональна количеству платежных документов. Размер доходов зависит главным образом от объемов финансово-хозяйственной деятельности предприятий-налогоплательщиков. По территориям субъектов Российской Федерации доходы собираются неравномерно, и их количество зависит от уровня научно-производственного потенциала региона. Несмотря на то, что сеть предприятий малого и среднего бизнеса на территориях уже достаточно многочисленна, их доля в доходной части федерального бюджета составляет чуть более 10%. Основной источник доходов федерального бюджета – поступления от крупных и средних промышленных предприятий. Этот момент принципиален при понимания процесса исполнения федерального бюджета по расходам, когда доходов, собранных на территории, недостаточно для финансирования всех бюджетополучателей.

      Еще одна обязанность органов федерального казначейства при исполнении федерального бюджета по доходам – подготовка и передача территориальной налоговой  инспекции сводного реестра поступлений  доходов по закрепленным и регулирующим налогам. Реестр заполняется по форме и к нему прилагаются копии платежных документов, полученных из банка. При этом выписка банка остается у органа казначейства и подшивается к документам дня по правилам бухгалтерского учета.

      Государственные налоговые инспекции (ГНИ) учитывают правильность и своевременность уплаты по видам налогов по каждому налогоплательщику. В случае переплаты одного вида налога и недоимки по другим или при переплате по всем видам налогов ГНИ уполномочены принять решение о зачете или возврате сумм налогов, для чего оформляется заключение, которое передается для исполнения органу федерального казначейства. Казначейство обязано исполнить заключение и оформить в установленном порядке чек на возврат или зачет налога. Операции по возврату и зачету налогов юридическим лицам осуществляются в порядке безналичных расчетов. Возврат налога физическому лицу осуществляется путем оформления денежного чека на имя физического лица и получения им наличных денежных средств в банке, где открыт лицевой счет доходов органа федерального казначейства. Все операции по возврату и зачету осуществляются банком в пределах остатка средств на счете казначейства и отражаются в выписке по лицевому счету.

      Территориальные органы федерального казначейства ежедневно  отчитываются перед вышестоящим органом казначейства о суммах, поступивших в федеральный бюджет, и один раз в пять дней – о суммах, поступивших на счет распределяемых налогов. Порядок и сроки отчетности определяет вышестоящий орган федерального казначейства. Кроме того, осуществляется учет доходов нарастающим итогом и представляется в установленном порядке месячная, квартальная и годовая отчетность. Доходы, собранные на территории, с лицевых счетов отделений федерального казначейства в установленном порядке поступают на лицевой счет управления федерального казначейства, открытый на балансовом счете № 40103 «Доходы федерального бюджета, предназначенные для финансирования расходов».

      Управлениям федерального казначейства (УФК) дано право за счет доходов, собранных на территории, осуществлять финансирование расходов. Порядок финансирования определен совместно Министерством финансов РФ, Госналогслужбой РФ и Центральным банком РФ. Для этого управлениям федерального казначейства открыты лицевые счета на балансовом счете № 40103 «Доходы федерального бюджета, предназначенные для финансирования расходов». Средства на этом счете не могут накапливаться и оставаться постоянно. Как уже отмечалось выше, поступления доходов в федеральный бюджет неравномерны не только по времени поступления, но и по территориям. Именно по этому исполнение федерального бюджета должно осуществляться по принципу единства кассы. Это значит, что доходы должны зачисляться на единый счет Главного управления федерального казначейства и расходоваться по назначению на всем бюджетном пространстве Российской Федерации.

      Предусмотрен  следующий механизм использования  доходов: Центральный банк РФ зачисляет  на счет Главного управления федерального казначейства суммы с транзитных счетов доходов федерального бюджета каждые пять дней – на 3-е, 8-е, 13-е, 18-е, 23-е, 28-е число каждого месяца и отчитывается по установленной форме (ф. 746). Территориальные органы федерального казначейства отчитываются и с их счетов списываются суммы также один раз в пять дней – на 5-е, 10-е, 15-е, 20-е, 25-е, 30-е число каждого месяца. Таким образом, на финансирование расходов на территории предназначаются суммы доходов, поступившие между отчетными датами банка и казначейства. Каждое управление федерального казначейства рассчитывает сумму, которую можно перечислить на финансирование расходов по определенной форме.

      УФК готовит платежное поручение  и вместе с формой расчета представляет его в учреждение Центрального банка  РФ, где после проверки и согласования осуществляется списание средств с лицевого счета УФК на балансовом счете № 40103 и зачисление на лицевой счет УФК на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета». Таким образом, исполнение федерального бюджета органами федерального казначейства по доходам переходит в следующую стадию – исполнение федерального бюджета по расходам.

      Основание для расходов – закон о бюджете  на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета –  величина планируемая, то расходная  часть формируется расчетно и  при использовании полностью  зависит от доходов. Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономических структурных образований по нескольким принципам:

      -территориальный  – расходы для субъектов Российской  Федерации;

      -отраслевой  – расходы министерств и ведомств;

      -функциональный  – расходы на социальные, научные,  конверсионные, экологические и  другие целевые программы.

      Совершенно  очевидно, что все расходы бюджета  так или иначе предназначены  для достижения цели на конкретном предприятии, в учреждении, организации или органе исполнительной, законодательной, судебной власти. Получатели средств федерального бюджета расположены на территориях, т.е. там, где созданы органы федерального казначейства. Именно поэтому казначейская система исполнения федерального бюджета обеспечивает максимально возможное приближение к распорядителю средств и контроль за целевым использованием средств бюджета.

      Практика  работы органов казначейства предполагает финансирование главных распорядителей и их подведомственной сети, находящейся на территориях других субъектов Российской Федерации, а также отдельных наиболее важных бюджетополучателей непосредственно через УФК. На остальных получателей УФК готовит реестр на перечисление бюджетных средств по отделениям федерального казначейства. Назначение платежа и сумма лимита финансирования по получателям соответствуют реестру Главного управления. Одновременно УФК получает реестры по нескольким министерствам, а отделению федерального казначейства формируется сводный реестр по получателям из разных министерств. Формы реестров по территориям могут различаться, но все должны содержать набор необходимой информации по получателю и назначению финансирования.

      Полученный  органами казначейства реестр еще не означает факта финансирования, для  этого необходимо зачисление средств на лицевые счета расходов органов федерального казначейства. Если собранных на территории субъекта Федерации доходов достаточно для финансирования расходов, то ГУФК присылает безденежные реестры, если доходов на территории недостаточно, то платежным поручением ГУФК перечисляет на лицевой счет УФК сумму финансирования и тогда реестр считается денежным.

      На  практике, в связи с дефицитом  финансовых ресурсов и напряженным  исполнением бюджета, для оперативного контроля и финансирования неотложных расходов финансовыми органами кроме росписи доходов и расходов могут составляться кассовые планы исполнения бюджета – на месяц с распределением на пяти- и десятидневки; со сроками поступления платежей и сроками финансирования первоочередных расходов. Кроме того, достаточно широко практикуется лимитирование расходов, когда финансирование осуществляется в пределах установленных лимитов, зачастую в суммах реально поступающих доходов.

      Важный  момент казначейской системы исполнения бюджета – работа с защищенными статьями, т.е. со средствами на выплату заработной платы и начислений по ней, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, пособий, стипендий, компенсаций и иных социальных выплат. Всем органам федерального казначейства, распорядителям и получателям средств федерального и местного бюджетов открыты лицевые счета с отличительным признаком «7». Средства бюджетов, поступившие на указанные счета, не могут быть перечислены на расчетные или иные счета, списаны в безакцептном порядке или использованы на иные цели. Целевое расходование средств федерального бюджета по защищенным статьям находится под контролем органов казначейства.

      Казначейская  система исполнения бюджета приобрела  новое качество с переходом на финансирование распорядителей через лицевые счета, открытые им в органах казначейства. Переход осуществлялся директивным порядком, сроки открытия лицевых счетов по территориям субъектов Федерации определялись Министерством финансов РФ.

      Процесс перехода на работу по лицевым счетам сопровождается обязательным закрытием всех бюджетных счетов распорядителей в любых учреждениях банков. Порядок закрытия бюджетных счетов регламентирован, также как и порядок расчетно-кассового обслуживания счетов органов казначейства в банках.

3.2.Кассовое исполнение бюджета

      Кассовый  расход - операция по списанию средств  со счета органа федерального казначейства в оплату принятых в установленном  порядке получателем средств  денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета.

      Лицевой счет - регистр аналитического учета  органа федерального казначейства, предназначенный  для отражения в учете лимитов  бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, и органами федерального казначейства.

      Клиент - главный распорядитель, распорядитель  и получатель средств федерального бюджета, обособленное подразделение, которому в установленном порядке открыт в органе федерального казначейства соответствующий лицевой счет.

      Учетный номер - порядковый номер, присваиваемый  получателю средств и обособленному  подразделению органом федерального казначейства при открытии лицевого счета получателя средств и лицевого счета обособленного подразделения. Для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета в органах федерального казначейства открываются и ведутся следующие лицевые счета:

      лицевой счет, предназначенный для учета операций главного распорядителя средств и распорядителя средств по распределению и доведению объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования распорядителям и получателям средств, находящимся в их ведении (далее - лицевой счет распорядителя средств); лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению распределения и доведения до нижестоящих органов федерального казначейства объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования по федеральным мероприятиям, по которым главным распорядителем средств является Министерство финансов Российской Федерации (далее - распорядительный лицевой счет органа федерального казначейства); лицевой счет, предназначенный для учета сумм доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования, кассовых расходов, осуществляемых при исполнении смет доходов и расходов получателей средств федерального бюджета (далее - лицевой счет получателя средств); лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования, кассовых расходов по федеральным мероприятиям, по которым главным распорядителем средств является Министерство финансов Российской Федерации (далее - лицевой счет органа федерального казначейства); лицевой счет, предназначенный для учета операций при расходовании наличных денег обособленным подразделением (далее -лицевой счет обособленного подразделения). Операции, отраженные на лицевых счетах являются объектами бухгалтерского учета исполнения расходов федерального бюджета и исполнения смет доходов и расходов. Указанные операции производятся в валюте Российской Федерации на основании расчетно - денежных документов и уведомлений (расходных расписаний) органа федерального казначейства по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации. Учет операций по исполнению расходов федерального бюджета на лицевых счетах осуществляется нарастающим итогом с начала финансового года в разрезе показателей бюджетной классификации Российской Федерации. Органы федерального казначейства обязаны своевременно информировать клиентов об изменении порядка учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, консультировать по вопросам оформления и представления в органы  федерального казначейства платежных поручений и документов для получения наличных денег, сопутствующего документооборота и вопросов, возникающих в процессе обслуживания лицевых счетов; доводить до клиентов нормативные документы, регулирующие порядок исполнения расходов федерального бюджета органами федерального казначейства.

Информация о работе Функции и задачи института Федерального казначейства в финансовой системе Российской Федерации