Функции и задачи института Федерального казначейства в финансовой системе Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть основные функции и задачи института Федерального казначейства в финансовой системе Российской Федерации
Для достижения поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие задачи
определение основ теоретической концепции структуры казначейской системы на базе обоснования возможных границ распространения функций Федерального казначейства РФ;
проанализировать роль федерального казначейства по исполнению доходной части бюджета
рассмотреть соотношение прав и обязанностей казначейства
оценка эффективности перехода исполнения федерального бюджета органами казначейства Российской Федерации;

Содержание

Введение 2
Историческая справка 5
Библиография 6
1.Органы государственного управления бюджетом и переход к федеральному казначейству 8
2. Задачи и функции органов казначейства 12
2.1.Задачи и функции органов федерального казначейства 12
2.2.Права и обязанности органов Федерального казначейства 15
3. Исполнение бюджета 22
3.1.Порядок исполнения бюджета 22
3.2.Кассовое исполнение бюджета 29
Заключение 35
Литература 38

Работа содержит 1 файл

казначейство.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

      Органы  федерального казначейства при открытии лицевых счетов получателей средств  и лицевых счетов обособленных подразделений  присваивают им учетный номер, который  идентифицирует данного получателя средств (обособленное подразделение) в информационной системе федерального казначейства с учетом его подведомственности и используется при нумерации соответствующих лицевых счетов распорядителей средств.

      Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность к конкретному получателю средств (обособленному подразделению) и соответствовать характеру операций, учитываемых на данном счете. Каждому лицевому счету присваивается код, который используется при их нумерации. Устанавливаются следующие коды лицевых счетов:

      01 - лицевой счет распорядителя средств;

      02 - распорядительный лицевой счет органа федерального казначейства;

      03 - лицевой счет получателя средств;

      04 - лицевой счет органа федерального казначейства;

      05 - лицевой счет обособленного подразделения.

     Исполнение  федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств  в Центральном банке РФ и его  учреждениях (главных управлениях  или расчетно-кассовых центрах). В  отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. В настоящее время уполномоченным банком является Сберегательный банк Российской Федерации.

     Для обеспечения единства учета бюджетной  политики в Российской Федерации  Минфином в 1999г. был издан приказ № 15-Н, утверждающий инструкцию по бухгалтерскому учету исполнения бюджета всех уровней бюджетной системы. В настоящее время идет процесс реального применения указанной инструкции. Правду сказать, внедряется она очень тяжело, поскольку уже отвыкли от жестких правил учета.

     Одним из факторов, способствующих наведению  порядка в бюджетном учете на субфедеральном уровне, может являться принцип единства кассового обслуживания счетов по учету средств региональных бюджетов органами федерального казначейства.

     Казначейские  алгоритмы и правила заставят субъекты Федерации подстроить свои бюджеты под эту заданную матрицу. Кстати, в Бюджетном кодексе Российской Федерации определено, что субъекты Федерации, получающие из федерального бюджета дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, обязаны открыть свои счета только в федеральном казначействе. Сейчас активно проводится в жизнь этот принцип, несмотря на сопротивление отдельных губернаторов.

     В настоящие время в России придается  большое значение не только учету  потоков денежных средств сектора  государственного управления, но и  учету активов и пассивов, возникающих в этом секторе.

      23.01.2000г.  Правительством Российской Федерации  одобрена концепция функционирования  единого счета федерального казначейства  по учету доходов и средств  федерального бюджета. Она предусматривает  централизацию учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального бюджета.

      Единый  казначейский счет, функционирующий  в рамках данной концепции (ЕКС), представляет собой счет федерального казначейства, на котором аккумулируются все денежные средства федерального бюджета и отражаются все операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета. ЕКС открывается в учреждении Банка России.

      Функционирование  системы органов федерального казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты:

  • централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытым Главным Управлением Федерального Казначейства Министерства Финансов Российской Федерации;
  • централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете,
  • открытом Управлениями Федерального казначейства субъектов Российской Федерации, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне Управлений Федерального Казначейства по субъектам Российской Федерации;
  • ежедневное отражение в Главной книге федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенным на уровне Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.

      В рамках внедрения технологий единого  казначейского счета в 2000 году завершен перевод всех доходных счетов в систему  счетов федерального казначейства. Здесь  самым трудным был перевод  счетов Таможенного комитета, но 17 декабря 2000 года этот перевод полностью завершен.

      Концепция Единого Казначейского Счета  не позволяет бюджетным учреждениям  иметь счета в кредитных организациях, для них должны быть открыты лицевые  счета в органах федерального казначейства. В этой части также можно сказать, что казначейство  вплотную подошло к реализации этого условия.

      Созданы органы федерального казначейства в  республиках Татарстан и Башкортостан, завершается перевод на казначейское исполнение бюджета Минобороны.

      Сегодня во многих регионах уже реализованы  элементы единого счета. Таким образом  если техническая оснащенность органов  федерального казначейства не станет помехой, то эти технологии введутся в сроки, определенные указанным  распоряжением Правительства Российской Федерации.

      Значимость  реализации концепции функционирования Единого Казначейского Счета  для России определяется следующим:

  1. Информация об объемах поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации становится актуальной, поскольку резко увеличивается скорость ее получения.
  2. Становится доступной информация об общем объеме налогов и сборов, поступающих на территории субъектов Российской Федерации, а также соответствии сумм зачисления регулирующих налогов в бюджеты разных уровней по нормативам их распределения, установленных законодательством Российской Федерацией.
  3. Правительство Российской Федерации будет обладать ежедневной информацией о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов федерального казначейства, включая операции по их расходованию главными распорядителями средств федерального бюджета.
  4. Получаемая информация о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов федерального казначейства по финансированию и кассовому расходу средств федерального бюджета позволит Правительству Российской Федерации сделать объективную оценку объемов средств, не связанных обязательствами в каждом текущем периоде, что создает предпосылки для более точного прогнозирования возможных кассовых разрывов при исполнение федерального бюджета.
  5. У Правительства Российской Федерации появится возможность эффективного управления средствами федерального бюджета. Сокращается необходимость в краткосрочных заимствованиях на внутренних и внешних финансовых рынках, что, в конечном счете, приведет к сокращению расходов федерального бюджета, направляемых на обслуживание государственного долга.
  6. Увеличится скорость расчета в государственном секторе, что в конечном счете приведет к развязке неплатежей создаваемых  этим сектором, что является в настоящее время очень важным для других секторов экономики.

      Все вышеперечисленные преимущества, которые  появляются с введением Единого  Казначейского Счета, в совокупности с возможностями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств, создают реальные предпосылки эффективного управления и целевого использования средств федерального бюджета всеми участниками бюджетного процесса. 

     Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут осуществлять списание средств со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федерального казначейства, определяется нормативными документами.

      В настоящее время у территориальных  органов федерального казначейства открыты лицевые счета в банках на балансовых счетах второго порядка:

     № 40101 – «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства»;

     № 40102 – «Доходы федерального бюджета»;

     № 40103 – «Доходы федерального бюджета, перечисляемые на финансирование расходов»;

     № 40105 - «Средства федерального бюджета».

      Как правило, отделения федерального казначейства на территории имеют 2 счета доходов  и 2 счета расходов средств федерального бюджета.

      Если  органы федерального казначейства по соглашению с местными органами исполнительной власти осуществляют функции по исполнению других бюджетов, кроме федерального, количество счетов увеличивается.

     Бухгалтерский учет доходов разных уровней осуществляется в соответствии с Инструкцией  по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Министерства финансов российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 51н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 1999 г., регистрационный номер 1765) (далее инструкция по бухгалтерскому учету).

     Доходы, поступившие на счет № 40101, распределяются органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, по нормативам отчислений (в процентах), устанавливаемых на соответствующий финансовый год федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на текущий финансовый год.

 

      Заключение

     При выборе приоритетов в выводах  первое место отводится одной  из главнейшей функции казначейства это - учет состояния государственных  финансов. Федеральное казначейство является главным поставщиком информации для участников бюджетного процесса. Не случайно на первое место поставлен учет. Действительно система учета создает не только предпосылки для эффективного контроля, но, и прежде всего предоставляет возможность для получения достоверной информации о состоянии финансов, без которой органам власти невозможно принять адекватное решение в бюджетной и налоговых сферах. Технология казначейского учета это шаг в формировании и функционировании современных систем  учета финансов, приближающихся к международным стандартам.

     Второй  функцией федерального казначейства является контроль за соблюдением бюджетного законодательства и, прежде всего, Закона о федеральном бюджете. Повсеместное нарушение Закона о федеральном бюджете в недавнем прошлом, привели к тому, что нормативы распределения доходов по уровням бюджетов нарушались. В связи с проведением различных форм неденежных расчетов и взаимозачетов, долг федеральному бюджету, возникший у субъекта российской Федерации нарастал, как снежный ком.

     При этом задачами казначейства являются:

     — организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета;

     — доведение до территориальных органов  Федерального казначейства размеров ассигнований по территориям Российской Федерации;

     — регулирование отношений между  федеральным бюджетом и бюджетами  субъектов Федерации, местными бюджетами;

     — регулирование отношений федерального бюджета и государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

     — обслуживание и управление государственным  внутренним и внешним долгом;

     — организация сбора, обработки и  анализа информации о состоянии государственных финансов. Пятая стадия бюджетного процесса подразумевает процесс рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета. Отчетный доклад и отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год составляется Правительством РФ и представляется в Государственную Думу в мае месяце года, следующего за отчетным. Утверждение проекта отчета оформляется постановлением, подписывается председателями обеих палат и подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

Информация о работе Функции и задачи института Федерального казначейства в финансовой системе Российской Федерации