Экономическое содержание и порядок формирования государственных и муниципальных доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состава и структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.
Объектом данной курсовой работы является бюджетная система Российской Федерации, а субъектом исследования – доходы бюджета г.Благовещенска.
Задачами моей курсовой работы:
рассмотреть определение доходов бюджета, как одной из главных составляющих бюджетной системы РФ;
изучить бюджетную классификацию доходов бюджета;
подробно исследовать основные виды доходов;
выяснить состояние доходов бюджета г. Благовещенска
за 2008-2009 годы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА………4
Экономическое содержание доходов бюджета…………………....4
Налоговые и неналоговые доходы…………………………..……5
Доходы региональных бюджетов………………………….…….12
Доходы местных бюджетов………………………………………17
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………..…..…22
2.1. Формирование доходов бюджетов всех уровней……………….....22
Анализ доходов бюджета г. Благовещенска за 2008-2009 годы…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….....................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…….41

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РФ.doc

— 743.00 Кб (Скачать)
 
        Налог
Доля  поступлений в бюджет субъекта Федерации, %
Налог на добычу общераспространенных полезных

ископаемых

    100
Налог на добычу полезных ископаемых (кроме  полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья и общераспространенных полезных ископаемых)
    60
Сбор  за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)
    30
Сбор  за пользование объектами животного  мира
    100
Единый  налог по упрощенной системе налогообложения
    90
Единый  сельскохозяйственный налог
    30
 

      Полномочия  органов государственной власти субъекта Федерации по предметам  совместного ведения осуществляются органами власти самостоятельно за счет средств  бюджета Федерации. Осуществление полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

   Бюджет субъекта Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав, образуют консолидированный бюджет субъекта Федерации. 
 
 

1.4. Доходы  местных бюджетов

      Местный бюджет – бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого  осуществляют органы местного самоуправления. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы,  они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

     Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

     Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

     1) формирование денежных фондов, являющихся финансовым, обеспечением деятельности местных органов власти;

     2) распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

     3) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

     Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

     Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

    1) Земельный налог.

Налогоплательщиками земельного налога являются организации  и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования  или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом земельного налога является земельная площадь, находящаяся в собственности, владении или пользовании юридических и физических лиц, включая территорию занятую строениями, сооружениями, санитарно-защитными и техническими зонами. Ставки земельного налога устанавливаются законодательными органами власти отдельно для земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования.

      В основу исчисления годовых налоговых  ставок на сельскохозяйственные угодья и земли городов и поселков приняты средние размеры земельного налога, установленные законом о плате за землю. Ставка устанавливается на 1 г. пашни для земли сельскохозяйственного использования или 1 кв. м. для земли несельскохозяйственного использования. Ставки налога на сельскохозяйственные угодья устанавливаются дифференцировано по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ. Кроме того учитывается местоположение земельного участка. Ставки налога на землю городов и поселков дифференцируются по местоположению участков и зонами различной градостроительной ценности. Для каждого населенного пункта эти ставки утверждаются органами местного самоуправления. Налог уплачивается равными долями в два срока не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года. Органы местного самоуправления имеют право установить иные сроки уплаты.

      В муниципальные бюджеты зачисляются налоговые доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Федерации в соответствии с Бюджетным Кодексом, доходы от использования муниципального имущества, а также ассигнований на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых муниципалитету, ассигнований на финансирование реализации муниципалитетом федеральных законов и законов субъектов Федерации, ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципалитета, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты.

     Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Однако, поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны.

   Основным доходным источником для местных бюджетов является земельный налог, который с 2005г. полностью зачисляется в местные бюджеты.    

      Существенную роль в создании стабильной финансовой базы муниципальных образований играют неналоговые доходы.

      В целях мобилизации неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований органам местного самоуправления следует постоянно проводить проверки, в том числе и выездные, по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности начисления и уплаты арендной платы за землю и муниципальное имущество, зачисления средств от аренды и продажи земельных участков и муниципального имущества.

      Существенную роль в доходах бюджетов муниципальных образований играют в последнее время доходы от предпринимательской деятельности и иной, приносящей доход  деятельности. В основном это доходы от платных услуг, предоставляемых населению бюджетными учреждениями  образования, здравоохранения, культуры и др. Доходы от предпринимательской деятельности являются важным источником финансирования бюджетных учреждений. При этом следует иметь в виду, что социально гарантированный минимум услуг должен предоставляться населению бесплатно и финансироваться за счет средств местных бюджетов.

      В целях упорядочения взимания платных услуг с населения органы местного самоуправления обязаны разработать и утвердить перечень услуг, оказываемых бюджетными учреждениями за плату, единую методику предоставления платных услуг в муниципальном образовании, а также рекомендации по размерам платы за предоставление различных видов услуг муниципальным бюджетным учреждениям.

    Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

     В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления: от НДС, от акцизов, от налога на прибыль (доход) предприятий, от подоходного налога с физических лиц.

     Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

          По объему и экономическому значению ведущее положение в  доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ

2.1. Формирование доходов бюджетов всех уровней

      Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев: федеральный бюджет РФ; бюджеты национально-государственных  и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; местные бюджеты.

      Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его  экономической политикой. При этом значение государственного финансового  регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. До 1991 г. бюджетная система станы была единой.

      В последние годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений, многообразие форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета),   республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.

      Единство  бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

      Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

      Его составной частью является бюджетное  регулирование, т.е. частичное перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.

      Свод  бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

      Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

      Доходы  бюджетов Российской Федерации состоят  из налоговых и неналоговых доходов, а также средств целевых бюджетных фондов.

Поступление доходов в Федеральный бюджет за 2008-2009 годы отражено на рис 1. 

Показатели  поступлений доходов в федеральный  бюджет в 2008-2009 гг.

Информация о работе Экономическое содержание и порядок формирования государственных и муниципальных доходов