Экономическое содержание и порядок формирования государственных и муниципальных доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состава и структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.
Объектом данной курсовой работы является бюджетная система Российской Федерации, а субъектом исследования – доходы бюджета г.Благовещенска.
Задачами моей курсовой работы:
рассмотреть определение доходов бюджета, как одной из главных составляющих бюджетной системы РФ;
изучить бюджетную классификацию доходов бюджета;
подробно исследовать основные виды доходов;
выяснить состояние доходов бюджета г. Благовещенска
за 2008-2009 годы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА………4
Экономическое содержание доходов бюджета…………………....4
Налоговые и неналоговые доходы…………………………..……5
Доходы региональных бюджетов………………………….…….12
Доходы местных бюджетов………………………………………17
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………..…..…22
2.1. Формирование доходов бюджетов всех уровней……………….....22
Анализ доходов бюджета г. Благовещенска за 2008-2009 годы…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….....................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…….41

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РФ.doc

— 743.00 Кб (Скачать)

Рис. 1 Показатели поступлений доходов в бюджет в 2008-2009 гг. 

     В 2009 году в федеральный бюджет поступило доходов 8227.7 млрд. рублей, что на 1046.4 млрд. рублей, или на 11,3% меньше, чем за 2008 год (см. рис.1) . На уменьшение доходов повлиял мировой экономический кризис.

      Налоговые доходы в 2009 года составили 10,7% ВВП, что ниже прошлогоднего значения на 1,9% . Неналоговые доходы в 2009 году составили 8,8% ВВП, что ниже на 0,9% по сравнению с 2008 годом.

     Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти.

      Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

      Налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик, и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг, поскольку они входят в цену этих товаров и услуг. К прямым налогам относятся: налог на прибыль организаций, налог на имущество, подоходный налог с физических лиц и др. Косвенные налоги отличаются простотой внимания и включают: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

     В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы.  Охарактеризуем их.

    В настоящее время действует 10 федеральных налогов. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на прибыль предприятий и организаций, налог добычу полезных ископаемых, ЕСН (см. рис.2). С 01.01.2010 года отменен Единый Социальный Налог. 

Рассмотрим структуру поступления доходов в Федеральный бюджет по видам налогов (рис.2). 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.2. Структура  поступлений доходов в федеральный бюджет по видам налогов за 2008-2009 гг..

     Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), в 2009 году составили 2238,1 млрд. рублей и по сравнению с 2008годом выросли на  105,9 млрд. рублей. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

    По сводной группе акцизов поступления в федеральный бюджет составили в 2009 году 111,3 млрд. рублей и уменьшились относительно 2008 года на 49,2 млрд.рублей. Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть и газ. В 2009 году из-за мирового экономического кризиса эти поступления уменьшились.

     Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 567,3 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2008 годом на 60,5 млрд.рублей..

     Вопросы таможенного обложения решаются Государственным таможенным комитетом РФ. Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с таможенным тарифом, введённым с 1 июля 1993г. в соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе” (с последующими изменениями).

     Что  касается  прямых  налогов,  то  в  России  важное  значение   принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Плательщиками налога на прибыль являются  российские   организации   и  иностранные  организации,   осуществляющие   свою деятельность в РФ через постоянные представительства и(или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2009 году составили 223,2 млрд. рублей. Из-за экономической нестабильности в стране   по сравнению с 2008 годом они  сократились на 537,9 млрд. рублей. 

      Неналоговые доходы бюджетов имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. В структуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности. Неналоговые доходы составили в 2009 году составили 1091,2 млрд.рублей, что на 534,6 млрд. рублей больше  чем в 2008 году.

      Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов, существующих на территории Российской Федерации. Бюджетная система РФ является составной частью финансовой системы РФ.

  Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет понятие  консолидированного бюджета субъекта РФ, а также консолидированного бюджета Российской Федерации.

  Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.

  Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой свод бюджетов субъектов Российской Федерации.

      Консолидированные бюджеты не утверждаются органами представительной власти. Они составляются для аналитических  целей.

  Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

   Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

 

2.2. Анализ  доходов бюджета г. Благовещенска  за 2008-2009 годы.

      Муниципальные финансы — это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

      Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

      Муниципальные финансы включают:

      1) средства местного бюджета;

      2) муниципальные внебюджетные фонды;

      3) государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

      4) другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

      Муниципальные финансы основываются на принципах:

      1) самостоятельности;

      2) государственной финансовой поддержки;

      3)гласности.

      Права собственника в отношении муниципальных  финансов осуществляются от имени населения  муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

      Муниципальные финансы составляют экономическую  основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

      Органы  местного самоуправления имеют право  передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.

      Порядок и условия приватизации муниципальной  собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

      Органы  местного самоуправления имеют право  создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Органы  местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной  собственности, осуществляют регулирование  цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

      Органы  местного самоуправления могут выступать  заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

      Поэтому особенно важно оценить современную  ситуацию в области формирования муниципального бюджета. В качестве базы исследования рассмотрим бюджет г. Благовещенска за 2008-2009 годы, который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Доходы  городского бюджета на 2008-2009 годы.

  (тыс. руб.)  
Наименование  доходов 2008 год 2009 год
     
     
ДОХОДЫ 1 780 603 2051159
     
НАЛОГИ  НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ 1 013 571 1435943
Налог на доходы физических лиц 1 013 571 1435943
     
НАЛОГИ  НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД 270 828 215650
Единый  налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности 270 489 213160
Единый  сельскохозяйственный налог 339 2490
     
НАЛОГИ  НА ИМУЩЕСТВО 47 758 124094
Налог на имущество физических лиц, взимаемый  по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в  границах городских округов 8 135 20094
Транспортный  налог 12 514  
Налог на игорный бизнес 7 639 5274
Земельный налог 19 470 98726
     
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 8 667  
Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых 3 773  
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) 4 894  
     
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ 30 501 36583
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым  в судах общей юрисдикции, мировыми судьями  13 246 15249
Государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков, приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами 16 730 21084
Государственная пошлина за выдачу разрешения на установку  рекламной продукции  525 250
     
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ 781 122
Налог на имущество предприятий 0  
Земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизируемый на территориях городских округов 781  
     
ДОХОДЫ  ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ 132 172 148900
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков 56 700 74400
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а  также средства от продажи права  на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности  городских округов (за исключением  земельных участков муниципальных  автономных учреждений, а также земельных участков муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 3 500 8000
Доходы  от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов  управления городских округов и  созданных ими учреждений (за исключением  имущества муниципальных автономных учреждений) 3 500 1500
Доходы  от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных  предприятий, созданных городскими округамий 5 250 4500
Прочие  поступления от использования имущества , находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 63 222 60500
     
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 8 708 6800
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 8 708 6800
     
ДОХОДЫ  ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ  ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА 4 549 4758
Прочие  доходы от оказания платных услуг  получателями средств бюджетов городских  округов и компенсации затра бюджетов городских округови компенсации затрат государства 4 549 4758
     
ДОХОДЫ  ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 205 730 17500
Доходы  от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов (в части реализации основных средств по указанному имуществу) 201 005 5000
Доходы  от продажи земельных участков, государственная  собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов 3 312 12000
Доходы  от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений, а также земельных участков муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 1 413 500
     
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ  ПЛАТЕЖИ  И СБОРЫ 1 940 2082
Платежи, взимаемые  организациями городских  округов за выполнение определенных функций 1 940 2082
     
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА 55 398 58727
Денежные  взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах 3 525 633
Денежные  взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники  при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт 2 520 2410
Денежные  взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции 2 010 2510
Денежные  взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в бюджеты городских округов 800 1908
Денежные  взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о недрах, об особо охраняемых природных  территроиях, об охране и использовании  животного мира, об экологической  экспертизе, в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства 2 200 2105
Денежные  взыскания  (штрафы) за нарушение  законодательства в области обеспечения  санитарно- эпидемиологического благополучия человека и законодательства в сфере защиты прав потребителей 3 050 2445
Денежные  взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области дорожного  движения 27 313 25866
Прочие  поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов 13 980 20850
     
ПРОЧИЕ  НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 0 0
     
ВОЗВРАТ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ  ЛЕТ 0 0
Возврат остатков субсидий и субвенций из бюджетов городских округов 0 0
     
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 422 540 525115
     
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований 5 249 6042
     
Дотации бюджетам городских округов на выравнивание бюджетной обеспеченности 5 249 6042
     
Субсидии  бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 765  
     
Субсидии  бюджетам городских округов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных  образований 457  
     
Прочие  субсидии бюджетам городских округов 308  
в том числе:    
     
Субсидии  на софинансирование расходов по сопровождению  программного обеспечения, используемого  финансовыми органами при организации  исполнения местных бюджетов 308  
     
     
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований 416 526 133980
     
Субвенции бюджетам городских округов на составление (изменение и дополнение) списков  кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации  
 
 
236
 
     
Субвенции бюджетам городских округов на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи  
 
 
15 498
26811
     
Субвенции бюджетам городских округов на выплату  единовременного пособия при  всех формах устройства детей , лишенных родительского попечения, в семью  
 
1 315
 
     
Субвенции бюджетам городских округов на ежемесячное  денежное вознаграждение за классное руководство  
 
14 319
19583
     
Субвенции бюджетам городских округов на обеспечение  жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения  
 
 
 
11 036
22603
Субвенции бюджетам городских округов на компенсацию  части родительской платы на содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования   14750
     
Субвенции бюджетам городских округов на содержание ребенка в семье опекуна и  приемной семье, а также на оплату труда приемному родителю 27 281 23333
     
Прочие  субвенции бюджетам городских округов 346 841 26900
в том числе:    
     
на  финансовое обеспечение полномочий по организации деятельности административных комиссий 1 223 1372
     
на  реализацию Закона Амурской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" 1 119 1367
     
на  реализацию Закона Амурской области "О  наделении органов местного самоуправления Амурской области государственными полномочиями в сфере охраны труда" 350 424
     
на  реализацию Закона Амурской области "О  финансовом обеспечении государственных  гарантий прав граждан на получение  общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных  учреждениях" 324 421  
на  предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий   18107
     
на  реализацию Закона Амурской области "О  дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 212 510
     
на  реализацию Закона Амурской области "О  воспитании и обучении детей-инвалидов  в Амурской области" 1 527 868
     
на  реализацию Закона Амурской области "О  защите населения и территорий области  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий 14 351  
     
на  обеспечение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства 3 638 4252
     
     
     
Иные  межбюджетные трансферты   385093
     
Прочие  межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам городских округов   385093
в том числе:    
на  обеспечение расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях   385093
     
     
ВСЕГО ДОХОДОВ 2 203 143 2576274

Информация о работе Экономическое содержание и порядок формирования государственных и муниципальных доходов