Местные бюджеты, особенности их формирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства, строятся, прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение местной бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма на уровне местных органов власти обрело в настоящее время особую перспективность и является целью работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Экономическая сущность местных бюджетов……………………..….5
1.1. Понятие и функции местных бюджетов………………………………...….5
1.2. Методика формирование доходов и расходов местного бюджета………..7
Глава 2. Анализ формирования и использования местного бюджета на примере г. Чита………………………………………………………………..…18
2.1. Специфика формирования бюджета …………………………………..…..18
2.2. Повышение эффективности расходов бюджета г. Читы и Забайкальского края в целом ……………………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….…26
Список используемых источников………………………………...…………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Фин. Право.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Юридический факультет

Кафедра административного права и таможенного дела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Финансовое право»

 

Тема:

«Местные бюджеты:

особенности их формирования и использования»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 

группы ЮВ-10-2

Холмогорова А.Н.

№ зачетной книжки

211668

Дата сдачи:__________

Проверил:

________________________________________

 

 

 

 

 

Чита 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..…….3

Глава 1. Экономическая сущность местных бюджетов……………………..….5

1.1. Понятие и функции местных бюджетов………………………………...….5

1.2. Методика формирование доходов и расходов местного бюджета………..7

Глава 2. Анализ формирования и  использования местного бюджета на примере г. Чита………………………………………………………………..…18

2.1. Специфика формирования бюджета …………………………………..…..18

2.2. Повышение эффективности расходов бюджета г. Читы и Забайкальского края в целом ……………………………………………………………………..22

Заключение…………………………………………………………………….…26

Список используемых источников………………………………...…………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой — бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Бюджет, занимая центральное  положение в финансовой системе страны и являясь главной составляющей государственных финансов — неотъемлемый атрибут государства. Это не только финансовая основа для осуществления функций органов государственной власти, но и основа его суверенитета.

Тем не менее, бюджет, будучи центральным звеном финансовой системы страны, является частью этой системы, и должен соответствовать всем системным требованиям, таким как главенство права, строгая финансовая ответственность, экономическая эффективность принятия решений, основанная на анализе и детальных расчетах, безусловное исполнение финансовых обязательств, принятых в соответствии с законами. Создание такой бюджетной системы предполагает постоянную и кропотливую работу государства как в сферах права, в том числе и административного принуждения к исполнению закона, так и сферах формирования институциональных основ финансовых отношений.1

Одна только политика бюджетного перераспределения недостаточно эффективна для формирования действенной  финансовой системы страны. Необходимо дополнить ее активной политикой федерального центра по реализации приоритетов экономического роста и структурной политики в региональном аспекте, что подтверждает практическую значимость исследования темы работы.

Выступая как система  денежных отношений, местный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе на уровне регионов — отношения между социальными слоями и группами и государством, в связи с чем, является актуальным для исследования, так как по местным бюджетам формируется федеральный бюджет в стране.

Объектом исследования выступает анализ формирующих местный бюджет этапов и статей, способствующих дальнейшему развитию региона и повышению уровни жизни проживающего в нём населения, где бюджет создаётся и реализуется.

Предметом исследования служат формирующие местный бюджет элементы и статьи. Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства, строятся, прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение местной бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма на уровне местных органов власти обрело в настоящее время особую перспективность и является целью работы.

 

 

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МЕСТНЫХ  БЮДЖЕТОВ

 

1.1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕСТНЫХ  БЮДЖЕТОВ

 

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.2

Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" определяет сферу собственных  полномочий местных органов власти, а также принципы их финансового обеспечения.3

Основной концептуальной идеей Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является идея унификации территориальной организации местного самоуправления во всех субъектах Федерации.

В Федеральном законе в качестве принципа территориальной организации местного самоуправления закреплена двухуровневая модель организации местной власти, включающая в себя два типа муниципальных образований: муниципальное поселение и муниципальный район с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий.

Эта модель позволяет обеспечить решение конкретных вопросов местного значения именно на том уровне, на котором присутствуют объективно необходимые для этого ресурсы, кадровый и организационный потенциал.

Вместе с тем в  этой модели предусматриваются и  механизмы распределения полномочий и ресурсов между уровня местной  власти, допускающие возможность их передачи одного уровня на другой. Такая передача происходит, в зависимости от конкретных обстоятельств, либо в индивидуальном порядке (от муниципального района — к отдельному муниципальному поселению или в обратном направлении), либо в коллективном (от муниципального района — ко всем входящим в него муниципальным поселениям или в обрат-м направлении).

Кроме того, на базе крупных  городов создается третий тип муниципальных образований — городской округ, сочетаний в себе признаки как поселения, так и муниципального района. В этом случае близость местной власти к населению обеспечивается за счет закрепления в Федеральном законе критериев определения количественного состава представительного органа в зависимости от численности жителей горского округа.

Заложенная в законе система межбюджетных отношений  между субъектами Российской Федерации  и муниципальными образованиями  зеркально отражает межбюджетные отношения  между Российской Федерацией и ее субъектами создает стабильные долговременные условия формирования местных бюджетов.4

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Методика формирование доходов и расходов местного бюджета

 

Формирование  доходов местных бюджетов

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

К собственным доходам  местных бюджетов относятся:

- средства самообложения  граждан;

- доходы от местных  налогов и сборов;

- доходы от региональных  налогов и сборов;

- доходы от федеральных  налогов и сборов;

- безвозмездные перечисления  из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;

- доходы от использования  муниципального имущества;

- часть прибыли муниципальных  предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

- штрафы, установление  которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

- иные поступления  в соответствии с федеральными  законами, законами субъектов Российской  Федерации и решениями органов местного самоуправления.5

Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации. Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В местные бюджеты  зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых  в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

- земельного налога  — по нормативу 100%;

- налога на имущество  физических лиц — по нормативу 100%.

Введение местных налогов  и сборов преследует цель пополнять  доходные источники местных бюджетов, способствовать их сбалансированию, обеспечивать социально-хозяйственные потребности городов, районов и других административно-территориальных единиц. На протяжении последних пяти лет доля поступлений местных налогов и сборов в местные бюджеты не превышает 1-5% от общей суммы доходных источников бюджетов различных уровней (от областного и ниже). Затраты же по их сбору в стоимостном выражении, а также затраты времени и сил налоговых работников несоизмеримы с эффектом функционирования местного налогообложения.

При этом обязательным условием является то, что местные налоги должны приносить казне доходов втрое больше, чем те расходы, которые связаны с обслуживанием сборщиков налогов, их учетом и т. п. Для этого местное налогообложение должно быть унифицированным.

Все это позволяет сократить дефицитность муниципальных бюджетов, связанную во многом с тем, что за последние годы на них были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры, а также ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60% от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10% превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей.

Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов. Доходы от региональных налогов и  сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений при выравнивании бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений.6

В местные бюджеты  в соответствии с едиными для  всех поселений или муниципальных  районов данного субъекта Федерации нормативами отчислений, установленными законом субъекта Российской Федерации, могут зачисляться доходы от региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджет субъекта Федерации.

В бюджеты поселений  в соответствии с едиными для  всех поселений данного муниципального района нормативами отчислений, установленными решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться  доходы от региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации ) налогах и сборах и (или) законом субъекта Федерации в бюджеты муниципальных районов.

Установление указанных  нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на соответствующий год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются  в бюджеты городских округов  по налоговым ставкам и (или) нормативам отчислений, установленным для зачисления соответствующего регионального налога (сбора) в бюджеты поселений и бюджеты муниципальных районов.

Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов. Доходы от федеральных налогов и  сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений и (или) по налоговым ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.7

Информация о работе Местные бюджеты, особенности их формирования и использования