Пенсионный фонд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена общим вопросам организации пенсионной службы на примере Российской Федерации.
Пенсионная система, являясь частью финансовой системы государства, образует объемные финансовые потоки социальных трансфертов в кругообороте доходов, ресурсов и товаров. Так например в 1996 году бюджет Пенсионного фонда РФ составил около 40 % доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность, источники финансирования и правовые основы пенсионного фонда РФ
1.1. Пенсионный фонд Российской Федерации 5
1.2. Источники финансового обеспечения пенсий 7
1.3. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации 9
Глава 2. Негосударственные пенсионные фонды
2.1. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в системе пенсионного обеспечения России 14
2.2. Надежность вложений в НПФ 18
2.3. Перспективы НПФ 21
Глава 3. Изменения в пенсионном фонде РФ
3.1. Пенсионная реформа 26
3.2. Основные цели и принципы реформы 27
3.3. Важнейшие события истории ПФР в законодательных и подзаконных актах за 2001-2005 годы 29
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Тем не менее специалисты именно с  выходом на территории связывают  перспективы НПФ, если фонды сами проявят инициативу и будут, во-первых, находить способы сближения с руководителями регионов и территорий для разработки и реализации территориальных программ НПО; во-вторых, проводить целенаправленную работу по информированию этих руководителей и депутатов местных законодательных собраний о необходимости, целях и возможностях НПО; в-третьих, сотрудничать с департаментами социальной защиты администраций и искать партнеров среди банков и страховых компаний.

 

Глава 3. Изменения в пенсионном фонде РФ

3.1. Пенсионная реформа

     С начала переходного периода система социальной защиты в России испытывала трудности, связанные с недостаточностью средств. Финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 г., усугубил эти трудности. При наличии серьезных проблем с ресурсами требуется более эффективное использование имеющихся ресурсов.

     Хотя  институциональная база для развития частных форм пенсионного обеспечения  в России была в основном создана, на развитие обязательных и добровольных пенсионных систем большое воздействие  оказал кризис финансовых рынков.

     Существующие  проблемы дают основание сделать  вывод, что проведение пенсионной реформы  будет сосредоточено на вопросах управления в период кризиса и, в  частности, на обеспечении индексации пенсий. Совершенно очевидно, что решения  по этим вопросам должны носить дискретный характер.

     Долгосрочная  устойчивость российской пенсионной системы  требует установления более тесной связи между состоянием экономики  и параметрами (размерами взносов  и пенсий) пенсионной системы. В частности, это означает необходимость введения правил индексации.

     В проекте правительства заложена долгосрочная реформа структуры  пенсий. Она в себя включает следующее:

  • Увеличение минимальных пенсий до прожиточного минимума, сохранение этого уровня посредством индексации.
  • Установление надежной связи между покупательной способностью пенсий и стоимостью жизни: индексация в соответствии с индексом цен или индексом заработной платы.
  • Установление связи между региональным уровнем цен и региональными размерами пенсий.
  • Увеличение долгосрочной устойчивости пенсионной системы: сокращение досрочного выхода на пенсию и увеличение фактического возраста выхода на пенсию.

3.2. Основные цели и принципы реформы

  1. Реализация  гарантированного Конституцией Российской Феде рации права граждан на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.39, 41 Конституции).
  2. Обеспечение прав человека на социальную защиту от профессиональных рисков с акцентом на профилактические мероприятия, лечение и реабилитацию согласно конвенциям Международной организации труда (МОТ) (NN 67,102,118,121,157).
  3. Адаптация системы досрочных пенсий к новым общественным отношениям в России, опирающимся на многообразие форм собственности и хозяйствования. Введение страховых форм защиты от социальных рисков, что позволит обеспечить: переход от массового (обезличенного) подхода признания нетрудоспособности к индивидуальному; повышение роли профилактических мер с помощью ранней диагностики повреждения здоровья на производстве; повышение роли реабилитационных мероприятий.
  4. Рационализация и оптимизация условий предоставления досрочных пенсий и их размеров путем:
  • гарантированности общественно признанного уровня социальной защиты (конвенция МОТ N 102);
  • необходимости и достаточности разнообразия видов помощи и ус луг пострадавшим на производстве (конвенция МОТ N 121); в) отсутствия привилегированных групп застрахованных по степени защиты в одной и той же страховой системе при одинаковых уровнях профессиональных рисков.

     Реформа по мнению специалистов в области пенсионного обеспечения должна основываться на следующих принципах:

  1. Все наемные работники имеют право на получение информации, связанной с установлением уровней профессиональных рисков, а в необходимых случаях на медицинское освидетельствование, их профессиональный отбор и подготовку.
  2. Все наемные работники имеют право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, включая комплекс профилактических, медицинских и реабилитационных мероприятий.
  3. Все наемные работники, занятые в производствах с высокими уровнями профессионального риска повреждения здоровья и утраты трудоспособности, имеют право на обязательное социальное страхование досрочных пенсий, включая комплекс профилактических, медицинских и реабилитационных услуг.
  4. Финансирование обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязательного социального страхования досрочных пенсий обеспечивается за счет средств работодателей по дифференцированным тарифам, учитывающим уровни профессионального риска и число страхуемых работников.
  5. Страхование досрочных пенсий проводится по особому порядку финансирования, обеспечивающему надежность сохранения вкладываемых долгосрочных (капитализируемых) средств с помощью помещения их в высоколиквидные государственные ценные бумаги (гарантируемые государством) и недвижимость.
  6. Наряду с обязательным (по закону) страхованием досрочных пенсий государством поощряется развитие их добровольных видов. Из изложенного следует необходимость в процессе реформы практически пересмотреть все основные принципы организации существующей системы досрочных пенсий.

3.3. Важнейшие события истории ПФР 
в законодательных и подзаконных актах за 2001-2005 годы

     Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу, при наступлении страхового случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

     Одновременно, положениями Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН). При этом было предусмотрено, что сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных страховых взносов, путем применения налогового вычета.

     Коренным  образом изменилось законодательство в области пенсионного обеспечения  граждан Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства.

     С 1 января 2002 года введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий.

     Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации» установлены  основания возникновения права  на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.

     Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» внес изменения  в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

     Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств  в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями  федеральных законов от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

     Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил  правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

     Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных  пенсионных фондах») определены полномочия и компетенция негосударственных пенсионных фондов как субъектов правоотношений в области обязательного пенсионного страхования.

     Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившим в силу с 1 января 2004 года, изменен порядок регистрации страхователей в органах страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) и исключена обязанность страхователя сообщать в территориальные органы ПФР сведения о принятом в установленном порядке решении о ликвидации (реорганизации) организации, об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения. Согласно нормам действующего законодательства эта информация представляется в территориальные органы ПФР соответствующими налоговыми органами, в которых работодатели и самозанятые работники регистрируются в качестве налогоплательщиков.

     С целью создания законодательных  основ реформирования федеральных  органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контрольных функций  в области налогообложения, трудоустройства  и занятости, технического и экспортного  контроля, государственной регистрации, исполнения наказаний и таможенного дела был принят Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

     Указом  Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

     В развитие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321 было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором уточнены функции и полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Особого внимания заслуживает Федеральный  закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений  в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими  силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Указанным Законом внесены значительные изменения  в законодательство Российской Федерации, затрагивающие, в том числе, вопросы  деятельности Пенсионного фонда  Российской Федерации.

     Основным  нововведением этого Закона является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них  право, путем их предоставления в  денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате этих сумм (ежемесячных  денежных выплат) возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

     Важное  значение в области поддержки  лиц, работающих и проживающих в  районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, имеет постановление  Правительства Российской Федерации  от 01.04.2005 № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», принятое во исполнение статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Информация о работе Пенсионный фонд РФ