Пенсионный рынок РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы - на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, а также обосновать перспективы развития НПС Казахстана.
Для достижения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
- теоретическое обоснование функционирования пенсионной системы Казахстана;
- изучение результатов развития пенсионной системы Казахстана;
- рассмотреть современное состояние пенсионной системы Казахстана;
- проанализировать деятельность АО НПФ "Республика";
- на основе проведенного анализа выявить проблемы развития пенсионных фондов Казахстана и разработать пути их преодоления;
- разработать предложение для совершенствования деятельности исследуемого пенсионного фонда.

Работа содержит 1 файл

Пенсионный рынок РК.docx

— 161.58 Кб (Скачать)

На настоящий момент наиболее актуальной является задача инвестирования пенсионных активов, капитализация  НПФ. Сегодня развитие пенсионного  сектора зависит от достаточного количества доходных финансовых инструментов, покрывающих уровень инфляции.

Поэтому финансовая политика государства строится на увеличении реального содержания пенсионных накоплений и достижений макроэкономической стабилизации в стране. Пенсионные резервы позволяют  обеспечить прирост производства товаров  и услуг, необходимых для содержания будущих пенсионеров. Чем больше будет произведено товаров и  услуг на вложенные пенсионные резервы, тем выше будет реальное содержание будущих пенсий и уровень жизни  самих пенсионеров.

Ведется разработка новых  подходов в управлении пенсионными  активами. Уделяется большое внимание обеспечению достаточным количеством  доходных финансовых инструментов на рынке ценных бумаг, ассортимент  которых сможет удовлетворить спрос.

В перспективе развитие национального  фондового рынка будет связано  с дальнейшим формированием инфраструктуры регионального финансового центра Алматы, а через него и роли Казахстана в финансовой жизни Центральноазиатского региона. При этом фонды получат  возможность работать на торговой площадке этого регионального финансового  центра.

В конце 2006 года Агентством по финансовому надзору был представлен  новый подход регулирования пенсионных фондов. Наиболее актуальным вопросом для пенсионных фондов как институциональных  инвесторов стали новые правила  инвестирования пенсионных активов. С 1 января 2007 года инвестиционный портфель пенсионных фондов должен содержать 70% ценных бумаг наиболее успешных и  стабильных казахстанских компаний, котирующихся на международном рынке.

Эти правила направлены на снижение рисков инвестирования пенсионных фондов. Это важно, так как речь идет в первую очередь о деньгах  вкладчиков.

В перспективе в рамках реализации государственных программ, включая программу по созданию «электронного» правительства, ожидается законодательное  развитие работы по переходу к предоставлению доступных электронных финансовых услуг для всего населения, включая  отдаленные регионы, на основе электронной  карточки. В качестве одного из ее базовых  приложений планируется предусмотреть  электронные услуги по пенсионному  обеспечению граждан. Внедрение  электронных технологий позволит решить как вопросы по рабочим процессам  с вкладчиками, так и упрощения  процедуры перевода накоплений между  фондами.

Подводя итоги прошедшего периода реформирования пенсионной системы, можно утверждать, что пенсионная система оказывает все большее  позитивное влияние на социальную сферу, а также играет значительную роль в функционировании экономики республики. В настоящее время казахстанская  модель пенсионного обеспечения  является лучшей на постсоветском пространстве. Важным аспектом новой пенсионной системы  можно также отметить прозрачность финансовой деятельности пенсионных фондов. В целом пенсионная реформа, проведенная  в республике, явилась важным шагом  на пути создания рыночной модели пенсионной системы, повышения благосостояния казахстанцев в соответствии с социально  ориентированной политикой государства.

3.4 Участие страховых компаний  в пенсионном обеспечении населения  Казахстана

Становится все более  очевидным, что важный недостающий  компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов  частных пенсионных фондов. Это абсурд, когда ни один гражданин не в состоянии  рассчитать будущую пенсию, с чем  встретит свою старость. В пенсионном обеспечении состоявшихся пенсионеров, участие страховых компаний нет  надобности, так как их пенсии финансируются  за счет обязательных пенсионных взносов  юридических и физических лиц, а  также прямые ассигнования из государственного бюджета страны (трансфертные платежи). В условиях же экономической нестабильности, в которой в настоящее время  пребывает Казахстан, как никогда  актуальным становится вопрос развития пенсионного страхования. Роль страховых  компаний: как субъекта пенсионного  страхования, как управляющих компаний для накопительных пенсионных фондов; как субъекта страхования других рисков, чего не могут обеспечить накопительные  пенсионные фонды; как субъекта страхования  финансовых рисков накопительных пенсионных фондов, иными словами гаранта  их устойчивости, безусловно, важна  и необходима.

Задача любой страховой  организации, независимо от её формы  является предоставление страховой  защиты своей клиентуре от возможных  опасностей и случайностей. С этой целью задумано страхование дополнительной пенсии, которое предусматривает  накопление страхователем денежных средств для обеспечения себе в пенсионном возрасте пожизненного стабильного дополнительного дохода. Причем, чем моложе страхователь, тем  легче ему решить эту проблему.

Пока человек молод  и в состоянии, приложив усилия, заработать значительную сумму денег, он вполне может, заключив договор страхования  дополнительной пенсии, внести в любую  выбранную им страховую компанию, занимающуюся данным видом страхования. Условия договора будут: либо единовременно  внести всю пенсионную сумму взносов  со значительной скидкой, либо воспользоваться  рассрочкой платежа на годы без скидки. А дальше страхователю уже не о  чем беспокоиться. На его будущее  благополучие начинает работать теория больших чисел, то есть инвестирование внесенных им средств под сложные  проценты по формуле:

А = В(1+n)\.

За 10-15 лет уплаченная сумма  превращается в совершенно фантастическую и в состоянии в будущем  защитить его от превратностей инфляции.

Страхование пенсионных активов  – это прерогатива страховых  компаний не рисковых видов страхования, а долгосрочного страхования  жизни. Альтернативным методом, благодаря  которому можно получить дополнительный пенсионный доход, является покупка  пенсионной ренты (аннуитета) у страховой  компании. Под аннуитетом подразумевается  соглашение между страховой компанией  и частным лицом, согласно которому страховая компания с некоторого оговоренного момента времени берет  на себя обязательство выплачивать (пожизненно или временно) определенную сумму денег данному лицу. Различают  два типа аннуитета: фиксированный  и переменный.

По фиксированному аннуитету  гражданин уплачивает страховой  компании определенную сумму денег  единовременно или в рассрочку. Страховая компания выступает затем  в качестве инвестора до конца  жизни застрахованного лица или  в течение определенного времени, указанного в договоре.

По переменному аннуитету  страховая компания выплачивает  сумму средств, которая может  колебаться в зависимости от эффективности  инвестирования. Как правило, переменные аннуитеты более эффективны в  долгосрочном периоде, поэтому они  чаще используются в пенсионном планировании.

Все сказанное позволяет  сделать вывод, что в странах, где система частного пенсионного  обеспечения существует уже много  лет, компании по страхованию жизни  покупают все накопления физического  лица в пенсионном фонде в обмен  на выплату аннуитетов, т.е. пожизненной  ренты. Человек при выходе на пенсию может выбрать разные варианты пенсионных выплат: будут ли это аннуитеты  или выплаты непосредственно  из пенсионного фонда, рассчитанные на количество лет, предполагаемых быть прожитыми.

Что касается условий выплаты  дополнительной пенсии, то здесь существует масса вариантов: и страхование  по принципу пожизненной ренты, прекращающейся со смертью страхователя, и перевод  пенсии в редуцированной сумме на наследников страхователя, и возможность  досрочной выплаты пенсии в связи  с наступившей инвалидностью  или потерей работы за несколько  лет до наступления пенсионного  возраста, и сочетания страхования  дополнительной пенсии со страхованием траурного обряда – словом, налицо широкий простор для фантазии страховых компаний. Разница только в определении тарифа, подкрепленного квалифицированными актуарными расчетами. Правильно рассчитанный тариф должен не только обеспечить старость страхователя, но и сделать этот вид страхования  рентабельным для страховой компании.

В данном случае мы рассмотрели  вариант самостоятельного обеспечения  страхователем своей старости. Но это не единственная возможность. Оплатить стоимость страхования дополнительной пенсии своих сотрудников может  и предприятие. Если предприятие  не располагает средствами для оформления договоров страхования на всех сотрудников, то это можно сделать поэтапно, например, по отделам или по цехам. Кроме того, страхование дополнительной пенсии за счет средств предприятия  – это хороший экономический  рычаг для предотвращения нежелательного увольнения ценного работника, поскольку, выступая в данном случае в роли страхователя, предприятие вправе расторгнуть  договор досрочно.

Итак, при создании системы  пенсионного страхования принято  руководствоваться определенными  принципами, которые гарантируют  её успешное функционирование. Это  принцип:

1)свободного волеизъявления, что предполагает право свободного  выбора предприятиями и физическими  лицами заключать договор пенсионного  страхования со страховыми компаниями;

2)полноценного финансового  контроля со стороны государства  за деятельностью страховых компаний;

3)создание равных экономических  и правовых условий для всех  участников этого рынка.

Создание же таких условий  предполагает:

1)введение в Положение  о составе затрат по производству  и реализации продукции (работ,  услуг), включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг), и о  порядке формирования финансовых  результатов, учитываемых при  налогообложении прибыли, включив  в него платежи по договорам  пенсионного страхования, заключенным  со страховыми компаниями.

2)в Перечне выплат, на  которые не начисляются страховые  взносы в пенсионный фонд, включить  сумму платежей работодателей  по договорам пенсионного страхования,  заключенным со страховыми компаниями.

В заключении нужно отметить, что совместная работа представителей законодательной и исполнительной власти, накопительных пенсионных фондов и страховых компаний, а также  всех остальных заинтересованных участников рынка негосударственного пенсионного  обеспечения должна привести к тому, что в Казахстане наконец-то будет  построена эффективная пенсионная система, способная обеспечить нашим  гражданам достойный уровень  жизни в пенсионном возрасте. 

 

3.5 Совершенствование механизма  реализации пенсионной реформы  Казахстана

Сегодняшняя накопительная  система представляет собой лишь сферу действия гражданско-правовых отношений и не является по своей  природе страховой. В пенсионировании  известны две системы финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительная (солидарная) и  накопительная.

Перераспределительная система  характеризуется тем, что на выплаты  пенсии пожилым людям используется актуарные поступления в фонды  пенсионного страхования. Лица, платившие  страховые взносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется в свою очередь следующими поколениями  плательщиков страховых взносов. В  таком случае говорят о так  называемом договоре между поколениями.

При использовании же накопительной  системы финансирования поступающие  страховые взносы не сразу расходуются  на выплату пенсий, а накапливаются  в виде определенного (резервного) капитала.

Для кардинального изменения  ситуации в пенсионной сфере требуется  решить две группы задач.

Во-первых, совершенствование  пенсионного обеспечения состоявшихся пенсионеров (все нынешние пенсионеры и те, которые ими станут в течении 10 лет).

Предлагается установить всем состоявшимся пенсионерам при  трудовом стаже 20 и 25 лет (согласно полу) пенсию в размере 60% от номинальной  средней заработной платы по стране.

В качестве ограничителя предлагается размер средней зарплаты в стране, так как такой подход используется в ряде развитых стран: считается, что  размер средней зарплаты является базой  для сопоставления заработной платы  выходящего на пенсию при исчислении последней.

Для пенсионного обеспечения  состоявшихся пенсионеров нужны  большие средства. Как известно, у государства их пока нет. Необходимо изыскать крупные дополнительные ресурсы  для поддержки сегодняшних пенсионеров, чтобы материализовать их заработанные в советское время пенсионные права. Для повышения размера  пенсий и своевременной ежемесячной  выплаты, необходимо использовать не только взносы предпринимателей – 6% от фонда  оплаты труда, но и за счет других нетрадиционных для нашей страны источников финансирования (установление государственной монополии  на торговлю газом, нефтью, лесом и  т.д., выделив часть получаемого  монопольного дохода на пенсионные цели; учреждения дополнительного целевого таможенного сбора на ввозимые товары и целевого акцизного сбора на алкоголь и табачные изделия; введения целевого социального налога на доходы богатых и сверхбогатых слоев  населения и т.д.). Принцип социальной справедливости требует, чтобы эти  виды доходов принадлежали обществу в целом и направлялись прежде всего на обеспечение тех, кто  еще или уже не способен трудиться. Подобный опыт оправдал себя во Франции, ФРГ, Скандинавии.

Во-вторых, совершенствование  пенсионного обеспечения будущих  пенсионеров, то есть нынешних работников, которым до пенсии больше 10 лет, и  вновь вступающих в трудовую деятельность. Проблема в том, что у нынешних наемных работников объем заработной платы, с которого уплачиваются пенсионные взносы в пенсионный фонд – крайне мал.

По итогам первого полугодия 2000 года 51,9% населения имело доходы до 3000 тенге и 34,7% - от 3001 до 6000 тенге  в месяц, поэтому весьма проблематично  накопить средства на старость.Кроме того, не исключается безработица, болезнь, инвалидность и т.д. Отсюда – и беспросветная бедность.

Если доля низкооплачиваемых  работников радикально не сократиться, то число будущих пенсионеров, не заработавших (не «накопивших») себе пристойную пенсию, будет столь же велико, как  число низкооплачиваемых работников. Бедность работников трансформируется в бедность пенсионеров без остановки. К тому же, в пенсионном обеспечении  возникает дифференциация, подобная различиям в оплате труда.

Информация о работе Пенсионный рынок РК