Планирование расходов бюджета субъекта РФ на оказание финансовой помощи местным бюджетам

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение планирования расходов бюджета субъектов Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам на примере РТ.
Задачами работы являются:
- рассмотреть понятие и необходимость расходов бюджета субъекта РФ на оказание финансовой помощи местным бюджетам;
- проанализировать методику планирования расходов бюджета субъекта РФ на оказание финансовой помощи местным бюджетам;

Содержание

Введение 3
1. Понятие и необходимость расходов бюджета субъекта РФ на оказание финансовой помощи местным бюджетам 5
2. Методика планирования расходов бюджета субъекта РФ на оказание финансовой помощи местным бюджетам 13
3. Совершенствование планирования расходов бюджета субъекта РФ на оказание финансовой помощи местным бюджетам 27
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовой.DOC

— 233.50 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Характерной чертой современного государственного устройства большинства стран мира (вне зависимости от формы государственного устройства) является наличие нескольких уровней государственного управления: центрального правительства, ответственного за достижение определенных целей и решение определенных задач на уровне всего государства в целом, и других уровней государственной власти — функционирующих на уровне региона, штата, провинции, а также на уровне муниципального образования, и располагающих доходными полномочиями в рамках делегированных им законодательством расходных обязательств.

     Существование подобной институциональной структуры  органов государственной власти и управления приводит к появлению  соответствующей отрасли экономики  общественного сектора, изучающей его вертикальную структуру.

     Муниципальные образования в Российской Федерации  различаются как по уровню фактических  налоговых доходов, так и по налоговому потенциалу.

     Система финансовой помощи местным бюджетам призвана способствовать:

     – выравниванию бюджетной обеспеченности муниципалитетов;

     – доступу граждан вне зависимости  от места их проживания к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям;

     – созданию стимулов для проведения на местном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики;

     – повышению эффективности бюджетных  расходов.

     Целью работы является рассмотрение планирования расходов бюджета субъектов Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам на примере РТ.

     Задачами  работы являются:

     - рассмотреть понятие и необходимость расходов бюджета субъекта РФ на оказание финансовой помощи местным бюджетам;

     - проанализировать методику планирования  расходов бюджета субъекта РФ  на оказание финансовой помощи  местным бюджетам;

     - рассмотреть совершенствование планирования расходов бюджета субъекта РФ на оказание финансовой помощи местным бюджетам.

     Предметом исследования работы является планирование расходов бюджета субъектов Российской Федерации.

     Объектом  исследования является бюджет РТ.

     Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях.

     Теоретико-методологическую базу исследования составили три  группы источников: авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству) и научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

     1. Понятие и необходимость расходов бюджета субъекта РФ на оказание финансовой помощи местным бюджетам

 

     Местное самоуправление возможно лишь тогда, когда  соответствующие органы власти имеют  стабильные собственные или закреплённые за ними на долгосрочной основе доходы.

     Возможный состав собственных источников доходов  местного бюджета определяется законодательством  Российской Федерации. Доходная часть  местных бюджетов состоит из собственных  доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах со стороны вышестоящих уровней власти, средства по взаимным расчетам, а также неизрасходованный остаток средств по бюджету за прошлый финансовый год.

     Финансовая  помощь от других бюджетов подлежит учету  в местном бюджете, являющимся получателем средств, и считается собственным доходом местных бюджетов. Оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету может быть осуществлено в следующих формах:

     — предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, создаваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

     — предоставление из фондов софинансирования социальных расходов в составе бюджета субъекта Федерации субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств[16, с.107].

     Понятие финансовая помощь используется в действующей  редакции БК РФ (ст. ст. 41, 129, 135, 139), но определение финансовой помощи и ее форм отсутствует. Это является недоработкой законодателя. Исходя из содержания статей БК РФ, в которых употребляется термин "финансовая помощь", можно сделать вывод о том, что под финансовой помощью законодатель понимает, во-первых, что финансовая помощь относится к безвозмездным и безвозвратным перечислениям, во-вторых, она предоставляется только в форме дотаций и субсидий[2]. Таким образом, понятие финансовой помощи значительно сужено по сравнению с ранее действовавшей редакцией БК РФ.

     Очевидно, что утвержденное федеральным законодательством закрепление доходных источников по уровням бюджетов не позволяет полностью обеспечить расходные обязательства муниципальных образований, особенно поселенческого уровня. И межбюджетные трансферты в современных условиях выступают инструментом выравнивания бюджетной обеспеченности и сбалансированности бюджетов муниципальных образований.

     Муниципальные образования в зависимости от размера доли в местных бюджетах межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет, можно разделить на три группы.

     К первой группе относятся муниципальные  образования, в бюджетах которых указанная доля превышает 10% объема собственных доходов местного бюджета. Начиная с 2008 года такие муниципальные образования не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления.

     Ко  второй группе относятся муниципальные  образования, в бюджетах которых указанная доля превышает 30%. Они не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

     Для муниципальных образований третьей  группы, в бюджетах которых указанная  доля превышает 70% объема собственных  доходов местного бюджета, установлено  дополнительное ограничение размера  дефицита и предельного объема муниципального долга.

     При несоблюдении органами местного самоуправления вышеуказанных условий и ограничений  финансовые органы субъектов РФ вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) местным бюджетам до приведения их в соответствие с установленными требованиями.

     Рассмотрим  дотации и субсидии как основные пути оказания финансовой помощи местным  бюджетам.

     Определение понятий дотаций и субсидий дается в ст. 6 БК РФ. Дотации - это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.

     Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в  бюджете субъекта Российской Федерации  в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

     Выравнивание  уровня бюджетной обеспеченности поселений  осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе  расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений.

     Объем дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности поселений и распределение  дотаций из фонда утверждаются законом  субъекта Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 137 БК РФ в целях выравнивания финансовых возможностей поселений критерии могут быть установлены исходя из численности жителей и бюджетной обеспеченности. Возможность установления второго критерия была закреплена в БК на переходный период 2006-2008 гг. поскольку распределение дотаций по критерию численности не носит выравнивающего характера, так как не отражает реальной ситуации с существующей дифференциацией цен на товары и услуги, в том числе на различные составляющие бюджетных расходов. Бюджетным кодексом с 1 января 2008 г. норма по выравниванию поселений исходя из бюджетной обеспеченности введена на постоянной основе. Таким образом, субъект РФ вправе выбрать любой  из двух критериев или использовать их одновременно. При этом следует иметь в виду, что, Бюджетным кодексом сохранено положение в части распределения дотаций по городским округам – только исходя из численности жителей в соответствии с единой методикой.

       Размеры дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений определяются для каждого поселения субъекта Российской Федерации в расчете на одного жителя городского, сельского поселения.

     Указанные дотации могут быть полностью  или частично заменены дополнительными  нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. Бюджетным кодексом установлена обязанность субъектов РФ передачи местным не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета от указанного налога, что является относительной гарантией налоговой автономии муниципалитетов, особенно с низким уровнем социально-экономического развития. Порядок расчета данных нормативов устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов  государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений, предоставляются из бюджета муниципального района за счет субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, и (или) путем установления представительным органом муниципального района для поселений, входящих в состав данного муниципального района. Данные субвенции включаются в дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.

    Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом городского или сельского поселения (за исключением городских округов), исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичного показателя в среднем по городским и сельским поселениям (за исключением городских округов) данного субъекта Российской Федерации с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

    Выравнивание  уровня бюджетной обеспеченности муниципальных  районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

     Региональные  фонды финансовой поддержки муниципальных  районов (городских округов) образуются и дотации из них предоставляются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях выравнивания исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) финансовых возможностей органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

Информация о работе Планирование расходов бюджета субъекта РФ на оказание финансовой помощи местным бюджетам