Проблемы формирования и использования бюджетных средств региона (на примере Алтайского края)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем формирования и использования финансовых средств бюджета региона, на примере бюджета Алтайского края. Исходя из поставленных целей можно выделить следующие задачи:
-выявление экономического содержания и особенностей формирования регионального бюджета;
-социально-экономическое развитие бюджета Алтайского края;
-анализ динамики и структуры доходов бюджета Алтайского края;
-анализ динамики и структуры расходов бюджета Алтайского края;
-раскрытие финансового состояния регионального бюджета;
-рассмотреть проблемы формирования и использования финансовых средств бюджета Алтайского края.

Содержание

Введение……………………………...................................................................5
1 Теоретические основы экономической сущности бюджета………………7
1.1 Роль бюджета в социально-экономическом развитии региона………….7
1.2 Региональный бюджет: структура доходной и расходной части……….8
2 Проблемы формирования и использования бюджетных средств региона (на примере Алтайского края)…………………………………………………………………18
2.1 Анализ динамики и структуры доходов бюджета Алтайского края………18
2.2 Анализ динамики и структуры расходов бюджета Алтайского края………..
2.3 Проблемы совершенствования бюджетного процесса в регионе………………..
Заключение………………………………………………………………………………
Список используемых источников……………………

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 342.50 Кб (Скачать)
 
 
 

     Содержание

     Введение……………………………...................................................................5

     1 Теоретические основы экономической  сущности бюджета………………7

     1.1 Роль бюджета в социально-экономическом  развитии региона………….7

     1.2 Региональный бюджет: структура доходной и расходной части……….8

     2 Проблемы формирования и использования  бюджетных средств региона (на  примере Алтайского края)…………………………………………………………………18

     2.1 Анализ динамики и структуры доходов бюджета Алтайского края………18

     2.2 Анализ динамики и структуры расходов бюджета Алтайского края………..

     2.3 Проблемы совершенствования бюджетного  процесса в регионе………………..

     Заключение………………………………………………………………………………

     Список  используемых источников……………………………………………………..

     Приложение…………………………………………………………………………….. 

 

     Введение

     Региональные  бюджеты – составная часть финансовой системы Российской Федерации. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе Российской Федерации, 55 краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты 10 автономных округов. Данная тема курсовой работы очень актуальна, так как в последние годы роль региональных и местных бюджетов возрастает, расширяется сфера их применения в связи с расширением прав региональных органов власти, существует также множество неразрешённых проблем, связанных с формированием и использованием финансовых средств регионального бюджета, в данной работе это рассмотрение проблем на примере бюджета Алтайского края.

     Региональные  бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов. Они представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения части национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей. Бюджеты территорий служат центром, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса на всех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально – экономических проблем.

     В современных условиях все в большей  степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Региональный бюджет дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

     С помощью региональных бюджетов государство  осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

     Целью курсовой работы является  рассмотрение проблем формирования и использования финансовых средств бюджета региона, на примере бюджета  Алтайского края. Исходя из поставленных целей можно выделить следующие задачи: 
          -выявление экономического содержания и особенностей формирования регионального бюджета;

     -социально-экономическое  развитие бюджета Алтайского  края;

     -анализ  динамики и структуры доходов  бюджета Алтайского края;

     -анализ  динамики и структуры расходов  бюджета Алтайского края;

     -раскрытие  финансового состояния регионального бюджета;

     -рассмотреть  проблемы формирования и использования  финансовых средств бюджета Алтайского края.

     Объектом  исследования данной работы является бюджет Алтайского края, а предметом  исследования – процесс формирования и использования средств бюджета Алтайского края.  
 
 

     1 Теоретические основы  экономической сущности  регионального бюджета.

     1.1 Роль бюджета в  социально-экономическом  развитии региона.

     Роль краевых бюджетов субъектов Российской Федерации в экономическом и социальном развитии заключается в следующем:

     Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджетах регионов Российской Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Создание финансовой базы - главная роль краевых бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно - территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают для осуществления финансирования органов власти субъектов Федерации.

     Во-вторых, формирование краевых бюджетов, сосредоточение в них бюджетных ресурсов даёт возможность регионам в полной мере проявлять финансово - хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально - экономическое развитие региона. Краевые бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.

     В-третьих, с помощью краевых бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются краевые программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др.

     В-четвёртых, имея в распоряжении финансовые бюджетные  средства, органы власти регионов могут  увеличивать или уменьшать нормативы  финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.

     В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в краевых бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в крае приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. В последние время органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции (реальные и финансовые). Такие инвестиции будут формировать государственную собственность в республике, крае, области. Это делается для укрепления позиций государства как хозяйствующего субъекта.

     В-шестых, краевые бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирования эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.

     Характеризуя  роль краевых бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике  страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют  краевым бюджетам выполнять в  полной мере своё предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами).

     Роль  краевых бюджетов в социально - экономическом  развитии края может ещё больше возрастать при определённых условиях. Такими условиями являются, прежде всего, наделение соответствующими полномочиями органов власти субъектов Российской Федерации по формированию и исполнению их бюджетов.

     1.2 Региональный бюджет: структура доходной  и расходной части.

     Доходы  региональных бюджетов - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Доходы  региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов Российской Федерации с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта Российской Федерации.

     В основу построения системы бюджетных  доходов регионов положены принципы, позволяющие субъекту Российской Федерации иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния. Основным является принцип самостоятельного сочетания с их    государственной финансовой поддержкой (см. рисунок 1).

     

     Рисунок 1- Действующая модель формирования доходов региональных бюджетов.

     Все доходы региональных бюджетов по социально-экономическому знаку можно разделить на несколько групп:

     -доходы  от государственного или муниципального  хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов территориальных образований (например, леса, водоемов и т.д.);

     -доходы  от предприятий и организаций  различных форм собственности  (кроме государственной) (налоги, сборы, другие платежи);

     -доходы  от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на конкретной территории;

     -поступления  от личных доходов граждан.

       С точки зрения условия привлечения  средств при формировании доходов  региональных бюджетов можно говорить о доходах двух групп:

     -средства, привлекаемые на безвозмездной и безвозвратной основах;

     -средства, предоставляемые на возвратных и (или) возмездных условиях.

     К безвозвратным финансовым ресурсам региональных бюджетов относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования природных ресурсов, от приватизации, которым свойственен признак эквивалентности, а также средства в форме финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (субсидии, дотации и др.).

     Во  втором случае это финансовые ресурсы, которые используется для пополнения бюджетов субъекта Российской Федерации временно, и подлежат возврату. Они могут быть как безвозмездного характера (например, ссуда), так и возмездного бюджетные, коммерческие кредиты.

       Данная классификация имеет значение  для характеристики материального содержания доходной части региональных бюджетов. Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Cpеди них важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.

     Кроме того, группировка доходов региональных бюджетов основываете на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источник формирования доходов бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации производит их деление по группам, подгруппам, статьям и подстатьям с присвоением кодов бюджетной классификации.

Информация о работе Проблемы формирования и использования бюджетных средств региона (на примере Алтайского края)