Проблемы формирования и использования бюджетных средств региона (на примере Алтайского края)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем формирования и использования финансовых средств бюджета региона, на примере бюджета Алтайского края. Исходя из поставленных целей можно выделить следующие задачи:
-выявление экономического содержания и особенностей формирования регионального бюджета;
-социально-экономическое развитие бюджета Алтайского края;
-анализ динамики и структуры доходов бюджета Алтайского края;
-анализ динамики и структуры расходов бюджета Алтайского края;
-раскрытие финансового состояния регионального бюджета;
-рассмотреть проблемы формирования и использования финансовых средств бюджета Алтайского края.

Содержание

Введение……………………………...................................................................5
1 Теоретические основы экономической сущности бюджета………………7
1.1 Роль бюджета в социально-экономическом развитии региона………….7
1.2 Региональный бюджет: структура доходной и расходной части……….8
2 Проблемы формирования и использования бюджетных средств региона (на примере Алтайского края)…………………………………………………………………18
2.1 Анализ динамики и структуры доходов бюджета Алтайского края………18
2.2 Анализ динамики и структуры расходов бюджета Алтайского края………..
2.3 Проблемы совершенствования бюджетного процесса в регионе………………..
Заключение………………………………………………………………………………
Список используемых источников……………………

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 342.50 Кб (Скачать)
 

     Из  данной таблицы 1 следует отметить, что в 2009году наибольшую сумму дохода в бюджете Алтайского края составляют безвозмездные поступления, по сравнению  с 2010годом заметно снизились на 2878,8 млн. рублей, а в 2010 году наибольший доход составили налоговые и неналоговые поступления по сравнению с 2009годом значительно возросли на 9741,2 млн. рублей. Также в 2010году по сравнению с 2009годом наблюдается снижение некоторых налогов, таких как налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации снизились на 216,8 млн. рублей и доходы от продажи материальных и нематериальных активов тоже  снизились на 38,9 млн. рублей. В целом доходы бюджета в 2010году по сравнению с 2009годом увеличились на 6862,4млн. рублей.

     Исходя  из проведённого анализа по доходам  Алтайского края, можно сделать вывод, что в крае наблюдается рост доходов, что является положительным фактором, оказывающий влияние не только на финансовую устойчивость бюджета Алтайского края, но и края в целом.

     2.2 Анализ динамики  и структуры расходов  бюджета Алтайского  края.

     Ссылка  на таблицу

     Таблица 2-  Расходы бюджета Алтайского края за 2009-2010гг., млн. руб.

Направление расходов 2009год 2010год Изменения
Расходы всего 66180,5 67322,6 +1142,1
из  них на:      
Общегосударственные вопросы 4107,2 4199,1 +91,9
Национальную  безопасность и правоохранительную деятельность 2694,0 2700,8 +6,8
Национальную  экономику 11074,0 10099,8      -974,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 7252,2 5162,1 -2090,1
Образование 16514,5 16239,7 -274,8
Культуру, кинематографию, средства массовой информации 1985,1 2221,8 +236,7
Здравоохранение и спорт 7455,6 8109,4 +653,8
Социальную  политику 11271,7 14725,3 +3453,6
Профицит (+), дефицит (-) -667,1 +5053,2 -
 

     Из  данной таблицы 2 следует отметить, что в 2010 году наибольшую сумму финансовых средств из бюджета было затрачено  на образование-16239,7 млн. рублей, по сравнению с 2009годом, в котором было израсходовано на образование значительно больше на 236,7 млн. рублей. Наименьшую сумму из бюджета было затрачено в 2010году на культуру, кинематографию, средства массовой информации на сумму 2221,8 млн. рублей по сравнению с 2009годом эти расходы увеличились на 236,7млн. рублей. Помимо этого, снизились расходы на  жилищно-коммунальное хозяйство  в 2010году по сравнению с 2009 годом на 2090,1 млн. рублей, а также снизились затраты на национальную экономику на 974,2 млн. рублей, 

       Анализируя расходы и доходы  бюджета Алтайского края, можно  сделать вывод, что расходы в 2009 году превышают доходы на 667,1 млн. рублей (дефицит), а  в 2010году по сравнению с 2009 годом расходы значительно увеличились на 1142,1млн. рублей, но не смотря на это, доходы значительно превышают расходы на 5053,2млн. рублей (профицит). ……….. 

     2.3 Проблемы совершенствования  бюджетного процесса в регионе.

     Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

     Основой бюджетного законодательства Алтайского края является Закон "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае", принятый Алтайским краевым Законодательным Собранием 10 января 1999 г. Разработанный на основе Бюджетного кодекса Закон устанавливает общие основы и принципы бюджетного процесса в Алтайском крае, правовые основы функционирования бюджетной системы края, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, правовые основы финансового контроля, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

     Бюджетное законодательство Алтайского края состоит  из Закона "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае", законов о краевом бюджете на соответствующий финансовый год, законов края и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

       Бюджетная система края состоит из двух уровней:

     -первый уровень составляют краевой бюджет и краевые государственные внебюджетные фонды;

     -второй уровень составляют местные бюджеты.

       Краевой бюджет и бюджеты внебюджетных  фондов разрабатываются в форме  законов края и принимаются  краевым Законодательным собранием.

       Местные бюджеты самостоятельно формируют, утверждают и исполняют органы местного самоуправления.

     Субъектами  управления бюджетом являются:

     -во-первых, органы исполнительной власти (администрация края). К их ведению относятся составление проекта соответствующего бюджета, исполнение и контроль за исполнением, а также утверждение отчета об исполнении бюджета;

     -во-вторых, органы представительной власти (краевой Совет народных депутатов - ранее Законодательное Собрание). Они рассматривают проект бюджета, утверждают его и контролируют.

     Органы  исполнительной власти на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ вносят предложения в соответствующий орган представительной власти о постатейном санкционировании бюджетных расходов, одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджета.

     Представительный  орган власти всесторонне изучает  эти предложения исполнительного органа с точки зрения целесообразности, необходимости, актуальности, финансовой и материальной возможности осуществления. В случае принятия решений, требующих выделения ресурсов, должны указываться источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания новых доходных источников, перераспределения доходов.

     Участниками бюджетного процесса в крае являются:

     -краевой Совет народных депутатов;

     -администрация края;

     -органы местного самоуправления;

     -комитет администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике;

     -органы денежно-кредитного регулирования;

     -органы краевого финансового контроля;

     -распорядители бюджетных средств;

     -иные органы, за которыми законодательством закреплены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

      -бюджетные учреждения, краевые унитарные предприятия и другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

     Несмотря на кардинальные изменения бюджетного процесса на территориальном уровне в последние годы, а также активно проводимую реформу местного самоуправления, остаются нерешенными ряд проблем, выражающихся в несбалансированности доходов муниципальных бюджетов и расходных полномочий, недостаточном уровне предпринимательской и инвестиционной активности, низком качестве общественных услуг, иждивенчестве местных руководителей.

     Бюджетный процесс является эффективным средством решения главной цели, которую ставят перед собой органы власти. Это, прежде всего, решительное преодоление того кризисного состояния, в котором находится экономика Алтайского края, промышленность, сельское хозяйство, а также уменьшение социальных проблем.

     Таким образом, реформирование бюджетного процесса в современный период осуществляется по следующим направлениям:

     -реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;

     -выделение бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств;

     -совершенствование среднесрочного финансового планирования;

     -развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

     -упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

     Главными  недостатками прежней системы постатейного бюджетирования являлось отсутствие системы оценки результативности и эффективности бюджетных расходов, а также низкий уровень ответственности и инициативности нижнего звена государственного (муниципального) управления, отсутствие заинтересованности в экономии средств. 
 
 
 
 
 

     Заключение

     ДОЛЖНЫ  БЫТЬ ЦИФРЫ

     В ходе исследования  можно сделать вывод, что цель курсовой работы была достигнута: рассмотрены проблемы формирования и использования финансовых средств бюджета региона, а также были решены поставленные задачи: было выявлено экономическое содержание и особенности формирования регионального бюджета, которое заключается в том,  что региональные бюджеты, как и другие экономические категории, сознательно используются государственными органами власти для решения социально-экономических задач. Они характеризуются, во-первых, широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; во-вторых, высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории; в-третьих, гибкостью, так как система бюджетных методов управления представляет собой динамическую, постоянно развивающуюся их совокупность, преобразующуюся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития, социально - экономическая сущность которых проявляется в их назначении. Бюджеты регионов выполняют такие важные функции, как формирование денежных фондов, распределение и использование этих фондов между отраслями хозяйства, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, решение задач по созданию условий повышения уровня и качества жизни населения региона.  Региональные бюджеты играют большую роль в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. 

     Социально-экономическое развитие бюджета Алтайского края проявляется в следующем-

     В Алтайском крае в течение последних 3 лет наблюдается положительная  динамика многих социально-экономических показателей: регион сумел удержать рост макроэкономических показателей и в кризисный, и в посткризисный период. При этом прослеживается прямая зависимость улучшения динамики от скоординированной деятельности региональных властей.  Фиксируются: улучшение инвестиционного климата; уменьшение зависимости региона от федерального бюджета; улучшение качества управления бюджетным процессом.

     Таким образом, политическая стабильность в  регионе и успешность в настоящее время зависит от политической мудрости краевого руководства, которая должна быть основана на понимании того, что успешность региональной власти зависит не только от одобрения центра, но, в первую очередь, от масштабной поддержки снизу.

     -анализ  динамики и структуры доходов  бюджета Алтайского края;

     В крае наблюдается …

     -анализ  динамики и структуры расходов  бюджета Алтайского края;

     -раскрытие  финансового состояния регионального  бюджета;

       Регулярно проводимый мониторинг  исполнения бюджетов субъектов  РФ показывает, что и по темпам роста собственных доходов, по действующим и принимаемым расходным обязательствам, получаемой из федерального бюджета финансовой помощи и другим показателям регионы делятся на несколько групп. Как показывает анализ, субъекты РФ, принимая бюджеты на очередной финансовый год, в большинстве случаев планируют дефицит.

     В России в настоящее время проводится эксперимент по распределению средств федерального бюджета между федеральными органами исполнительной власти на конкурсной основе, в зависимости от степени использования ими методов бюджетирования, ориентированного на результат. Исходя из практики внедрения механизмов БОР в российских регионах, можно отметить, что внедрение среднесрочного программного бюджетирования не проходит гладко, постоянно появляются новые трудности, что является вполне допустимым, т.к. невозможно ожидать простого внедрения столь сложного инструментария. Изменения в бюджеты вносятся ежеквартально, а иногда и чаще. Доля программных расходов остается крайне низкой.

     -рассмотреть  проблемы формирования и использования  финансовых средств бюджета Алтайского края. 

Информация о работе Проблемы формирования и использования бюджетных средств региона (на примере Алтайского края)