Проблемы формирования и использования бюджетных средств региона (на примере Алтайского края)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем формирования и использования финансовых средств бюджета региона, на примере бюджета Алтайского края. Исходя из поставленных целей можно выделить следующие задачи:
-выявление экономического содержания и особенностей формирования регионального бюджета;
-социально-экономическое развитие бюджета Алтайского края;
-анализ динамики и структуры доходов бюджета Алтайского края;
-анализ динамики и структуры расходов бюджета Алтайского края;
-раскрытие финансового состояния регионального бюджета;
-рассмотреть проблемы формирования и использования финансовых средств бюджета Алтайского края.

Содержание

Введение……………………………...................................................................5
1 Теоретические основы экономической сущности бюджета………………7
1.1 Роль бюджета в социально-экономическом развитии региона………….7
1.2 Региональный бюджет: структура доходной и расходной части……….8
2 Проблемы формирования и использования бюджетных средств региона (на примере Алтайского края)…………………………………………………………………18
2.1 Анализ динамики и структуры доходов бюджета Алтайского края………18
2.2 Анализ динамики и структуры расходов бюджета Алтайского края………..
2.3 Проблемы совершенствования бюджетного процесса в регионе………………..
Заключение………………………………………………………………………………
Список используемых источников……………………

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

     Группы  доходов региональных бюджетов состоят  из подгрупп доходов объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Группами доходов бюджетов субъектов Российской Федерации являются; налоговые доходы, неналоговые доходы.

     К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации подразделяются на:

     -собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов; перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации;

     -отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

     К неналоговым доходам бюджетов субъектов  Poccийской Федерации относятся:

     -часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, в размерах, установленных законами субъектов Российской Федерации;

     -доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации (аренда и т.п.);

     -доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении субъекта Российской Федерации;

     -средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;

     -доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней;

     -иные неналоговые доходы (штрафы и т.п.).

     В доходах бюджетов субъектов Федерации  наибольшую долю (более 70%) имеют налоговые  доходы. Неналоговые доходы составляют около 10% в общей сумме доходов. Остальная доля доходов приходится на безвозмездные перечисления средств из бюджетов других уровней в форме дотаций, трансфертов и субвенций. Поступления от целевых бюджетных фондов составляют 10–12%.

     Данная  группировка доходов региональных бюджетов обусловливает детальную регламентацию капитальных и текущих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Назначение  этой классификации доходов региональных бюджетов состоит в том, чтобы  обеспечивать сопоставимость показателей  бюджетов всех уровней, т.е. федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Она используется в бюджетном процессе при составлении проекта бюджета, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов, а также при составлении исполнительными органами консолидированных бюджетов. Кроме того, такая классификация имеет важное значение для анализа источников доходов, их объема, перспектив использования.

     По  масштабам формирования региональных бюджетов различают доходы:

     Централизованные, децентрализованные.

     К централизованным доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся доходы, поступающие их вышестоящего бюджета.

     Децентрализованные  региональные бюджетные доходы - это  доходы, сосредоточенные в региональных бюджетах.

     Эта классификация показывает уровень самостоятельности региональных бюджетов.

     По  праву собственности доходы бюджетов субъектов Российской Федерации классифицируются на:

     -собственные.

     -привлеченные.

     Собственные доходы включают региональные налоги и сборы, а также доходы от использования имущества, находящегося в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отчисления, получаемые в бюджет по регулирующим доходным источникам, дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов Федерации (за исключением введения дополнительных региональных налогов и сборов, не предусмотренных федеральным налоговым законодательством). Предоставление субъектам Федерации такого права, во-первых, противоречит Конституции Российской Федерации (статья 71, 72) и Налоговому кодексу Российской Федерации (статья 12) и, во-вторых, дополнительные налоги в отдельных субъектах Российской Федерации неминуемо приведут к бюджетной асимметрии и резкой дифференциации доходного потенциала различных регионов России. Эти платежи обязательны согласно законодательству.

     Привлеченные  доходы состоят из: полученных из вышестоящего бюджета официальных трансфертов; инвестиций, эмиссии ценных бумаг; генеральных  займов; пожертвований юридических и физических лиц; лотерей.

     В категорию «трансферты» входят все  безвозвратные, безвозмездные платежи, поступающие от одних уровней управления другим уровням, и их получение часто связано не с денежными, а с политическими условиями . В российской практике они имеет форму финансовой поддержки субъектов Федерации в виде дотаций, субвенций, субсидий или иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

     Важное  значение имеет классификация доходов  бюджета субъектов РФ по способу  бюджетного распределения. С учетом этого критерия выделяют доходы:

     -собственные;

     -регулирующие.

     Собственные доходы региональных бюджетов - доходы, которые в соответствии с законодательством закреплены за бюджетами субъектов Российской Федерации на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет), полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах).

     Регулирующими доходами бюджетов субъектов Российской Федерации следует считать закрепленные бюджетным кодексом Российской Федерации и утверждаемые законом о федеральном бюджете на предстоящий год формы прямой финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, а также процентные отчисления от федеральных налогов и иных платежей, которые на долговременной основе (не менее трех лет) передаются в бюджеты субъектов Федерации в целях бюджетного регулирования.

     Деление бюджетных доходов на собственные и регулирующие наиболее полно отражает федеративное устройство России в сфере бюджетных отношений (см. рисунок 2)  

     

     Рисунок 2- Модель формирования доходов региональных бюджетов по способу бюджетного распределения.

     Расходы бюджета субъекта Российской Федерации  – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации,

     Формирование  расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методических основах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на:

     -текущие расходы

     -капитальные расходы.

     Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.

     Капитальные расходы бюджетов – часть бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт основных фондов).

     Как текущие, так и капитальные расходы определяются в бюджете органами власти субъектов Российской Федерации исходя из задач, стоящих перед ними.

     Основная  проблема региональных органов власти – обеспечить экономическое и  социальное развитие подведомственных им территорий. На решение этой задачи нацелены бюджеты республик, краев, областей, автономных образований

     Главное направление использования региональных финансов – финансирование социальной и производственной инфраструктуры.

     В соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 86 БК РФ) исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов на:

     -содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;

     -обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

     -проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;

     -реализацию региональных целевых программ;

     -формирование государственной собственности субъектов Федерации;

     -осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

     -содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

       - обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

     - оказание финансовой помощи местным бюджетам;

     -прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

     В расходной части бюджетов может  быть предусмотрено создание резервных  фондов органов исполнительной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации при утверждении бюджетов субъектов федерации на очередной финансовый год.

     В бюджетах регионов занимают значительную долю расходов ассигнования на развитие отраслей народного хозяйства региона (промышленность, энергетика, строительство транспорт). В сельскохозяйственных областях правомерно должен быть отдан приоритет ассигнованиям на развитие сельского хозяйства.

     В расходной части бюджетов регионов может быть предусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Федераций при утверждении бюджетов субъектов Федерации на очередной финансовый год.

     Средства  резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в финансовом году.

     Бюджет  субъектов Российской Федерации  обсуждается и утверждается представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации в форме закона, после чего исполнительные органы субъектов Российской Федерации получают право на использование бюджетных средств.

 

      2 Проблемы формирования  и использования  бюджетных средств  региона 

     (на  примере бюджета Алтайского края).

     2.1 Анализ динамики  и структуры доходов  бюджета Алтайского  края.

     ……..ссылка на таблицу 

     Таблица 1- Доходы бюджета Алтайского края за 2009-2010гг., млн. руб. 

Доходы 2009год 2010год Изменения
Всего 65513,4 72375,8 +6862,4
в том числе:           
Налоговые и неналоговые 29319,1 39060,3 +9741,2
из  них:           
Налог на доходы физических лиц 12663,1 13793,8 +1130,7
Налог на прибыль организаций 3822,3 7982,1 +4159,8
Налоги  на совокупный доход 1903,9 2176,8 +272,9
Налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации 5673,5 5456,7 -216,8
Платежи за пользование природными ресурсами 68,6 81,8 +13,2
Налоги  на имущество 4791,7 6064,5 +1272,8
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 1586,7 1833,2 +246,5
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 583,3 543,5 -38,9
Безвозмездные поступления 36194,3 33315,5 -2878,8

Информация о работе Проблемы формирования и использования бюджетных средств региона (на примере Алтайского края)