Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………

6
1.1. Сущность и принципы организации межбюджетных отношений в РФ…….
6
1.2 Основные модели межбюджетных отношений………………………………..

11
1.3. Нормативно-правовая база регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………………
17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ…………………………………………………………………………. 21
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов……
21
2.2. Характеристика межбюджетных отношения регионов и муниципальных образований………………………………………………………………………… 27
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………………………………..

30
3.1. Проблемы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации..
30
3.2 О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах……………………………………………………………………..

39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….………………… 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….......... 47
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Нина.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………….. 3
      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………
 
      6

1.1. Сущность и принципы организации  межбюджетных отношений в РФ…….

6

1.2 Основные  модели межбюджетных отношений………………………………..

 
11
1.3. Нормативно-правовая  база регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………………  
17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ…………………………………………………………………………. 21
2.1. Механизм  взаимоотношений федерального и региональных бюджетов……  
21
2.2. Характеристика  межбюджетных отношения регионов  и муниципальных образований………………………………………………………………………… 27
      ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………………………………..
 
30

3.1. Проблемы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации..

30
3.2 О  Концепции повышения эффективности  межбюджетных отношений в 2009-2011 годах……………………………………………………………………..

 

39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….………………… 45
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….......... 47
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….. 49
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Межбюджетные  отношения являются важнейшей составляющей бюджетной системы, от устойчивости которых в значительной степени  зависит не только финансовая стабильность страны, но и решение важнейших социальных и государственно-политических задач.

    Вместе  с тем, несмотря на осуществляемый на протяжении более десяти лет процесс  бюджетного реформирования, проблема межбюджетных отношений в Российской Федерации сохраняет актуальность и остроту. Широкий спектр мер, предпринятых для формирования базовых условий функционирования бюджетов всех уровней, на основе федерального устройства, обеспечивающего одновременно стабильность и эффективность власти, не обеспечил радикального улучшения. Представляя собой элемент эффективной экономики, межбюджетные отношения характеризуются присущими ей недостатками, противоречиями и незавершенностью, отсутствием консолидации мнений и позиций по вопросам бюджетного федерализма и межбюджетных отношений, а также бюджетной и налоговой политики, сохранением фрагментарного, поверхностного характера совершенствования межбюджетных взаимоотношений.

    При этом на фоне общей неурегулированности  межбюджетных отношений наиболее серьезные  проблемы и противоречия наблюдаются  на субфедеральном уровне, описываемом моделью «регион-муниципальные образования». В связи с внедрением бюджетирования, ориентированного на результаты, представляется необходимым обеспечение методологической и финансовой поддержки механизма межбюджетных отношений на данном уровне, а также разработка и реализация качественно новых прогрессивных подходов, их формирование, особенно в условиях перехода к среднесрочному финансовому планированию бюджетов всех уровней, требующему определенности не только на очередной финансовый год, но и на более длительный период.

    В этой связи особую актуальность имеют  вопросы определения подходов к  распределению имеющихся ресурсов государства и применение принципов, направленных на совершенствование  деятельности муниципальных образований  по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов. Подтверждением этому могут служить принятые в последнее время Федеральные законы, Постановления Правительства и нормативные акты Министерства финансов.

    Межбюджетные  отношения в Российской Федерации - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

    Переход от централизованной системы управления к рыночной во многом зависит от адекватных преобразований в бюджетной  сфере. Речь идет прежде всего о необходимости  децентрализации бюджетной политики. При этом ключевая роль отводится  сбалансированному функционированию всех звеньев бюджетной системы, применению бюджетных методов в регулировании территориального развития.

    Другими словами, одной из приоритетных целей  государственной бюджетной политики в ее территориальном аспекте  в настоящее время является реализация принципов разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований, самостоятельности и сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (законодательное обеспечение всех региональных и местных бюджетов доходными источниками в достаточной мере для реализации ими возложенных на них расходных полномочий), которые основываются в настоящее время на модели бюджетного устройства и бюджетного процесса федеративного государства, получившей название бюджетного федерализма.

    В российской экономической литературе вопросы межбюджетных отношений  рассматриваются и анализируются  в работах: Нешитой А.С., Поляка Г.Б., Балтиной А.М., Пешина Н. Л. и др.

    Цель  курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.

    Достижение  указанных целей предполагает решение  следующих задач:

    - дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;

    - исследовать состояние межбюджетных  отношений России на различных  уровнях бюджетной системы;

    - выявить проблемы бюджетной системы  РФ, внести предложения по поводу  их решения.

    Объектом  исследования является теоретические  и практические вопросы функционирования системы межбюджетных отношений, их нормативно-правовая база.

    Предметом исследования выступает проблематика взаимоотношений бюджетов различных  уровней по поводу распределения и перераспределения общественных финансовых ресурсов.

    Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов, законодательные акты РФ.

    Курсовое  исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим вопросам межбюджетных отношений, их сущности, принципам и нормативно-правовой основе. Во второй главе исследуются и анализируются взаимоотношения между федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. В третьей главе определяются возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений в России.  
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 

1.1. Сущность и принципы организации межбюджетных отношений в РФ 
 

    В настоящее время межбюджетные отношения  являются одной из центральных проблем  не только во взаимоотношениях федерального центра с субъектами федерации, но и  между субъектами федерации и  входящими в их состав муниципальными образованиями.

    В Бюджетном кодексе Российской Федерации существует следующее определение межбюджетных отношений как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

    По  мнению А.Е. Суглобова, межбюджетные отношения можно рассматривать с двух позиций:

    - как экономическую категорию;

    - с организационной стороны (т.е. с точки зрения механизма реализации).

    Если  рассматривать межбюджетные отношения  как экономическую категорию, то это денежные распределительные отношения, возникающие между органами власти различных уровней и обусловленные необходимостью максимально эффективного обеспечения равной возможности реализации на всей территории РФ установленных Конституцией РФ социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться за счет бюджетов субъектов РФ с учетом их географических, природно-климатических и социально-экономических особенностей.

    Со стороны механизма реализации межбюджетные отношения включают в себя взаимоотношения между различными уровнями власти по поводу:

    - разграничения расходных полномочий  и ответственности между органами  власти и управлении разных  уровней;

    - разграничения налоговых полномочий  и доходных источников между  органами власти и управления  разных уровней;

    - бюджетного выравнивания и распределения  финансовой помощи.

    Главными  участниками (субъектами) межбюджетных отношений выступают: государство, налогоплательщики, бюджетополучатели, финансовые посредники, контрольные  органы и иные органы власти и управления. Центральным звеном системы межбюджетных отношений являются отношения между налогоплательщиками и бюджетами различных уровней по поводу формирования доходного потенциала бюджетной системы и отношения между бюджетополучателями и бюджетами, определяющие структуру расходов бюджетов всех уровней. [21, с.32-33] Понятие межбюджетные отношения тесно связано с понятиями «бюджетный федерализм», «фискальная децентрализация», «фискальный федерализм», «фискальная анатомия».

    Бюджетный федерализм представляет способ организации взаимоотношений бюджетов трех уровней бюджетной системы, который обеспечивает оптимальное и научно обоснованное распределение доходов и расходов бюджета, регулирует законодательное установление бюджетных прав и обязанностей сторон.

    Федерализм  как принцип государственного устройства предполагает достижение двух главных целей:

    - политического равноправия граждан и территорий;

    - экономического равноправия граждан и территорий.

    Экономические цели федерализма в экономической  теории называют фискальным федерализмом.

    В научных исследованиях отмечается, что бюджетный федерализм имеет  две модели: децентрализованный и  кооперативный. Кооперативный бюджетный  федерализм отличается от децентрализованного  тем, что участие региональных и  местных властей в распределении налоговых доходов и в бюджетном выравнивании более существенно и интенсивнее.

    По  мнению некоторых ученых, формирование эффективной модели бюджетного федерализма  базируется на трех принципах:

    1) разграничение бюджетной ответственности  и полномочий по расходам между всеми уровнями власти;

    2) наделение каждого уровня власти  источниками доходов, достаточных  для реализации установленных  расходных полномочий;

    3) применение на основе объективных  критериев механизма трансфертов,  который обеспечивает сглаживание дисбаланса «доходы-расходы» с целью достижения определенных стандартов в государственных услугах на всей территории страны.

    Межбюджетные  отношения - это отношения бюджетного федерализма между различными уровнями власти при организации и осуществлении  бюджетного процесса.

    Для определения места и роли межбюджетных отношений в бюджетном процессе, необходимо их функционально классифицировать по порядку движения денежных средств  по порядку взаимодействия при реализации бюджетного процесса.

    Классификация по порядку движения денежных средств выделяет:

    По  времени действия:

    - постоянные межбюджетные отношения  регулируются законодательными  актами, которые регламентируют  разграничение видов расходов  и доходов между уровнями бюджетной  системы на постоянной основе. Примером могут стать на федеральном уровне таможенные пошлины, на региональном уровне - транспортный налог, на местном уровне налог на имущество физических лиц;

Информация о работе Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации