Проблемы укрепления территориальных бюджетов

Автор: w***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований 5
2. Становление территориальных финансов Российской Федерации 9
3. Проблемы укрепления территориальных бюджетов 15
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Текст.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение                                                                                                                  3 

1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований        5 

2. Становление  территориальных финансов Российской  Федерации              9 

3.    Проблемы  укрепления территориальных бюджетов                                 15 

Заключение                                                                                                            17 

Список использованной литературы                                                                   19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В XX столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения возложенных на них функций территориальные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

     Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.

     В условиях демократии одной из важнейших  составных частей финансовой системы  государства являются территориальные  финансы, которые охватывают территориальные  бюджеты (в Российской Федерации - это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

     В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется; Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований 

     Территориальные финансы - это система экономических  отношений, посредством которой  распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и  социальное развитие территорий. Территориальные  финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов - финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).

     Региональные  бюджеты - основная составная часть  территориальных финансов. В современных  условиях все в большей степени  территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

     Средства  субъектов хозяйствования - также  составная часть территориальных  финансов. К таким средствам относятся: финансовые ресурсы предприятий, находящиеся  в муниципальной собственности (как  правило, это коммунальные предприятия); финансовые ресурсы предприятий, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новых, городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому нередко в общем объеме территориальных финансов превалируют средства предприятия, направляемые, на социальное развитие. Территориальные внебюджетные фонды - третий компонент территориальных финансов, чаще всего имеют целевое назначение. Источниками их формирования служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др.

     Территориальные финансы являются одной из частей финансов государства, и им присущи  многие из их черт. Условием существования  в экономике финансов является наличие  денег и денежного обращения. Финансы, в том числе и территориальные, призваны обеспечивать потребности субъектов хозяйствования и органы управления в денежных средствах для выполнения ими хозяйственных и административных функций. Этим предопределяется объективная необходимость существования территориальных финансов. Поэтому территориальные финансы функционируют в форме денежных средств, поступающих в денежные фонды: бюджеты административно-территориальных образований (республик, областей, городов, районов и т.д.), территориальные внебюджетные фонды. Территориальные финансы выполняют ряд функций.

     1. Распределительная функция. На  основе действия этой функции  распределяется и перераспределяется  стоимость валового продукта, часть  национального дохода и территории  обеспечиваются финансовыми ресурсами,  необходимыми для их экономического и социального развития.

     2. Контрольная функция позволяет  контролировать: складывающиеся пропорции  в распределении средств между  центральными и территориальными  фондами финансовых ресурсов; формирование  территориальных фондов денежных средств; достаточность финансового обеспечения территорий; эффективность использования денежных средств; реализацию территориальной финансовой политики и т.д.

     С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.). В соответствии с распределительной функцией территориальных финансов они активно используются и для регулирования экономического развития территорий, т.е. регулирования воспроизводственного процесса и деятельности субъектов хозяйствования. Территориальные органы власти, используя финансы, могут регулировать экономические процессы, протекающие на подведомственных территориях. Этого они добиваются на основе проведения территориальной налоговой, бюджетной и инвестиционной политики путем предоставления субъектам хозяйствования налоговых льгот, налогового кредита, бюджетных ассигнований, введения финансовых санкций и др. В целях комплексного, пропорционального экономического и социального развития территорий финансы используются для экономического стимулирования развития отраслей и предприятий. Для этого территориальные органы власти создают целевые финансовые фонды, средства которых используются для поощрения развития предприятий и производства нужной продукции, для проведения социальных природоохранных мероприятий и т.д. Инструментом стимулирования предприятий выступают также налоговые льготы и санкции.

     Функции территориальных финансов проявляются  при осуществлении территориальными органами власти финансово-бюджетной  политики. Выполнение территориальными органами власти возложенных на них  функций связано с наличием у  них необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в их бюджетах части денежных средств, создаваемых на территории. В ходе мобилизации в бюджеты этих средств и их использования возникают финансовые отношения между администрациями, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти.

     Финансово-бюджетная  политика включает действия территориальных  органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов. Финансово-бюджетная политика - это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой. Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Территориальная финансово-бюджетная политика выражается в следующих действиях: обеспечение детерминированных (предопределенных) расходов территориального бюджета; участие территориальных бюджетов в эффективных инвестиционных проектах; финансовая поддержка предприятий и организаций, продукция и услуги которых необходимы территории; размещение на предприятиях и в организациях территориальных заказов на поставку продукции и выполнение услуг; оказание помощи малоимущим слоям населения . 
 

     2. Становление территориальных финансов Российской Федерации 

     Правовой  основой функционирования территориальных  финансов являются законодательные  акты, изданные в России с 1991 по 1997 гг.

     1. В Законе РСФСР «О местном  самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991 г. вопросам финансов местного  самоуправления посвящен отдельный  раздел, определяющий состав финансовых  ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет  бюджетных и внебюджетных средств территориальных органов власти, кредитных ресурсов, валютных средств самоуправления. В соответствии с Законом для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на соответствующей территории, территориальными органами власти составляется территориальный сводный финансовый баланс. При этом государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации представляют в территориальные органы власти сведения, необходимые для его составления. В Законе зафиксированы важные положения о том, что территориальные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается. В целях социальной защищенности населения в Законе за территориальными органами власти закреплено право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов.

     Впервые в Законе признано право территориальных  органов на создание и использование  внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение финансовых ресурсов территориальных органов власти и предприятий для финансирования общерегиональных мероприятий. Новые права даны территориальным органам власти в распределении и использовании своих финансовых ресурсов. Территориальным органам предоставлены права: самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов; в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизовано устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов; устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды [11. с. 276-283].

     2. В Законе РФ «Об основах  бюджетных прав и прав по  формированию и использованию  внебюджетных фондов представительных  и исполнительных органов государственной  власти республик в составе  РФ, автономных областей, автономных  округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», изданном 15 апреля 1993 г., конкретизированы и развиты права территориальных органов власти в области финансово-бюджетных отношений. В нем отражены вопросы определения уровня закрепленных доходов, который должен быть не менее 70% доходной части минимальных бюджетов, порядок предоставления и использования дотаций и субвенций, принципы определения и утверждения нормативов отчислений от регулирующих налогов, распределение доходов между различными видами бюджетов. В Законе регламентируется бюджетный процесс. В отдельном разделе даны общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов и утверждения бюджетов. Закон определяет права территориальных органов власти при рассмотрении разногласий по формированию их бюджетов - впервые зафиксировано положение об образовании согласительных комиссий из представителей вышестоящих и нижестоящих органов власти. В Законе регламентируется исполнение бюджета, контроль за использованием внебюджетных и валютных фондов, определены гарантии бюджетных прав территориальных органов власти, их ответственность за принятые ими решения по бюджетным вопросам, право обращаться в арбитражный суд в случае нарушения вышестоящим органом власти их бюджетных прав.

     3. Вопросы, касающиеся территориальных финансов, отражены в Законе РСФСР «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27 декабря 1991 г.). Все налоги, входящие в налоговую систему Российской Федерации, разделены на три группы: 1) федеральные налоги, 2) налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов, 3) местные налоги. Установлена компетенция каждого органа власти, в том числе и территориальных органов, по отношению к соответствующим налогам, т.е. право этих органов вводить на подведомственной территории налоги, устанавливать ставки, предоставлять плательщикам налоговые льготы, контролировать взимание налогов и т. д.

Информация о работе Проблемы укрепления территориальных бюджетов