Проблемы укрепления территориальных бюджетов

Автор: w***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований 5
2. Становление территориальных финансов Российской Федерации 9
3. Проблемы укрепления территориальных бюджетов 15
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Текст.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     4. В Законе РФ «О субвенциях  республикам в составе РФ, краям,  областям, автономной области, автономным  округам, городам Москве и Санкт-Петербургу»  (от 15 июня 1992г.) определены права территорий на получение финансовой помощи в виде целевых субвенций из вышестоящих бюджетов и внебюджетных фондов, общие условия предоставления и использования субвенций, ответственность за соблюдение этих условий [11. с. 276-283].

     5. Дальнейшим шагом в развитии финансово-бюджетных прав стал Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 28 августа 1995. г.). В Законе зафиксировано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной, власти субъектов РФ обеспечивают территориям минимальные местные, бюджеты, и минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Далее указывается, что доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом и законами субъектов РФ доходных источников. Закон устанавливает, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов РФ.

     6. Важным этапом в формировании  законодательных основ территориальных  финансов стал Федеральный закон  «О финансовых основах местного самоуправления» (от 25 сентября 1997 г.). В новом Законе регламентируется порядок формирования и использования, финансовых ресурсов местного самоуправления, финансовых взаимоотношении органов местного самоуправления с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и финансово-кредитными институтами, разграничения доходов и расходов между бюджетами. В статье Закона «Местные финансы» впервые определены состав местных финансов, принципы их формирования.

     Особое  внимание в Законе уделяется процессу формирования и исполнения местных бюджетов как основной финансовой базы муниципальных образований. В разделе, посвященном местным бюджетам, устанавливается, что каждое муниципальное образование имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального бюджета и региональных бюджетов. Важным положением, впервые устанавливаемым Законом, является новый принцип формирования местных бюджетов, суть которого заключается в том, что формирование этих бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах. Вопросы местных бюджетов нашли отражение в статье 15 Налогового кодекса, где установлены виды местных налогов и сборов. Компетенция органов местного самоуправления в бюджетной сфере определена в ст. 9 Бюджетного кодекса, где к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесено:

     - установление порядка составления  и рассмотрения проектов местных  бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об их исполнении местных бюджетов;

     - составление и рассмотрение проектов  местных бюджетов, утверждение и  исполнение местных бюджетов, осуществление  контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

     - определение порядка направления  в местные бюджеты доходов  от использования муниципальной  собственности, местных налогов  и сборов, иных доходов местных  бюджетов;

     - определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

     - предоставление финансовой помощи  и бюджетных ссуд из местных  бюджетов;

     - осуществление муниципальных заимствований  и управление муниципальным долгом [11. с. 276-283].

     Бюджетным кодексом также определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. При этом представительные, органы местного самоуправления могут вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним, и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ. Органы местного самоуправления вправе предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налоговых и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами органов местного самоуправления о бюджете. Однако органы местного самоуправления могут определить порядок предоставления отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней.

     В целом следует отметить, что за последние годы сделан существенный вклад в развитие законодательной  основы местных финансов. Изданные законы четче регулируют межбюджетные отношения в РФ, расширяют финансовую базу местного самоуправления, укрепляют местные бюджеты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.    Проблемы укрепления  территориальных  бюджетов 

     Одними из важнейших современных проблем нашего общества являются проблема экономического и социального развития территорий и проблема территориальных финансов как одного из главных факторов, влияющего на ее решение.

     Вопрос состояния территориальных финансов затрагивает прежде всего интересы населения страны, и поэтому он является государственным. Острота этого вопроса обусловливается тем, что отрасли, обслуживающие население, находятся в тяжелом положении. Количество аварий растет лавинообразно. Состояние дорог находится на низком уровне. Медицинское обслуживание населения в критическом состоянии.

    Основными причинами, приведшими страну к такому состоянию, являются: существенное недофинансирование отраслей, обслуживающих население, из-за недостаточной величины территориальных финансов, снижение жизненного уровня населения.

     Проблемы территориальных финансов имеют следующие аспекты: экономический, социальный, демографический, политический, геополитический.

     Экономика страны — это совокупность экономик регионов. Валовой продукт и финансовые ресурсы создаются в регионах. Финансовые ресурсы через бюджетную систему перераспределяются в межотраслевом и межтерриториальных разрезах. В процессе этого перераспределения обеспечиваются государственные, территориальные и корпоративные потребности.

     Пропорции такого перераспределения предопределяются экономическими и политическими интересами центральной, региональной и местных властей, хозяйствующих субъектов.

     В последние годы в связи с проведением политики регионализации, когда почти все объекты социальной сферы были переданы в ведение региональных и местных органов власти, нагрузка на территориальные бюджеты резко возросла. Темпы роста бюджетных расходов существенно опережают темпы роста доходов.

     Все это вызывает необходимость привлечения средств из других источников. Раньше ими были внебюджетные фонды (главным образом средства предприятий), шефская помощь. По проведенным в свое время обследованиям и расчетам по этим каналам местные органы власти дополнительно к бюджетным источникам получали примерно 40% финансовых ресурсов. Теперь таких возможностей нет. Остаются только займы и выпуск облигаций. Но их погашение для большинства территориальных бюджетов проблематично.

     В условиях развития противоположно направленных тенденций, когда темпы роста расходов опережают темпы роста доходов, и в территориальных бюджетах не хватает средств для обеспечения минимальных расходов, еще более актуальным становится вопрос о распределении общегосударственных финансовых ресурсов между бюджетами, о методах формирования территориальных бюджетов и эффективном использовании бюджетных средств. Речь идет о необходимости совершенствования межбюджетных отношений в нашем государстве.

     Как видим, подавляющая часть расходов, связанных с жизнеобеспечением человека, финансируется за счет территориальных бюджетов. Следовательно, снижение доли территориальных бюджетов в консолидированном бюджете государства ведет к снижению возможностей для финансирования жизнеобеспечения населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение  

     В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. Основной составной частью территориальных финансов являются территориальные бюджеты. В современных условиях территориальные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно усиливается их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

     В Государственной Думе ФС РФ был рассмотрен проект федерального бюджета на 2008-2010 г. В нем заложены следующие новации  в области межбюджетных отношений:

     - предусматривается увеличение Фонда  финансовой поддержки регионов  на 26,5%, что выше, чем индексация по инфляции на 50 млрд. руб. Стало очевидным, что индексация объема Фонда на темп инфляции не позволяет федеральному центру осуществлять основную функцию государства - выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. В настоящее время дифференциация субъектов Федерации по этому показателю сохраняется и даже нарастает. Более богатые, инвестиционно привлекательные территории имеют гораздо более высокие показатели роста, нежели те, у которых экономическая основа доходной базы еще недостаточно развита.

     - для определения объема Фонда финансовой поддержки предложен достаточно объективный экономический подход, позволяющий учитывать потребности в средствах, необходимых для выравнивания бюджетной обеспеченности. В качестве минимального выбран средний уровень бюджетной обеспеченности регионов-середняков, т.е. без учета 10 самых богатых и 10 самых бедных. А дальше от этого среднего уровня рассчитываются объемы межбюджетных трансфертов.

     - изменяется методика определения  межбюджетных трансфертов. Практика  показала, что расчет налогового потенциала по валовому региональному продукту не учитывал ряд особенностей отдельных регионов, например, трансфертные цены и миграцию налогоплательщиков. Расчет налогового потенциала, базирующегося на налогообразующих показателях, таких как прибыль, фонд оплаты труда, имущество, оборот ликеро-водочной продукции и проще, и точнее, и объективнее. Кроме того, в трехлетнем бюджете предусматривается значительное, в 2,3 раза, увеличение объема Фонда регионального развития - с 4,2 до 10 млрд. руб. Это связано с тем, что финансирование региональных и муниципальных объектов больше не предусматривается включать в непрограммную часть Федеральной адресной инвестиционной программы, т.е. свободный инвестиционный трансферт можно использовать с большей пользой с учетом местных приоритетов.

     Еще одна новация - создание фонда объемом  в 2 млрд. руб. для поощрения регионов, добившихся наилучших финансовых и  социально-экономических показателей, распределяться который будет в  зависимости от рейтинга территорий, посчитанного по специально отобранным позициям.

     Перечисленные меры направлены на повышение качества управления финансами, создание стимулов для регионов развивать собственную  налоговую базу и изыскивать резервы  внутри собственных бюджетов. 

     Список  использованной литературы 

     1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.04.2011 N 68-ФЗ)

     2. Федеральный закон от 13.12.2010г.  №357-ФЗ О Федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (в ред. Федеральных законов от 01.06.2011 N 105-ФЗ, от 20.07.2011 N 251-ФЗ)

     2. Закон от 29.11.2010г. №328-З О бюджете Республики Башкортостан на 2011 год (в ред. Законов РБ от 18.03.2011 N 372-з, от 30.05.2011 N 405-з)

Информация о работе Проблемы укрепления территориальных бюджетов