Расходы бюджета на мероприятия по социальной защите населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать проблему эффективного использования ограниченных ресурсов бюджета, которые направляются для решения социальных вопросов. Это, как известно, одна из острых проблем современной России.
Задачи данной работы: изучение пути финансирования социальной политики, бюджетного планирования расходов на мероприятия по социальной защите населения.
Объект исследования - мероприятия по социальной защите населения, предмет исследования – бюджетное финансирование мероприятий по социальной защите.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……3

1.ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………….4

1.1 Основные формы государственного регулирования социальной сферы…………………………………………………...6

1.2 Бюджетное финансирование социальной сферы…………..8

2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………………………...12

2.1 Социальная защита: понятие, функции, методы………....12

2.2 Объекты социальной защиты…………………………….…..14

2.3 Расходы бюджета на социальные мероприятия……….….20

2.4 Бюджетное планирование расходов на оплату социальных мероприятий (на примере г. Санкт-Петербурга)……………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…27

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Расходы на мероприятия по социальной защите населения на 2010 год по г. Санкт-Петербургу………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования "Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации" 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  курсу: «Бюджетная система  РФ» 
 

ТЕМА: «Расходы бюджета на мероприятия по социальной защите населения» 
 
 

                ВЫПОЛНИЛА:

Проверила:

Дата  «  »      »г.

                                                   Оценка          
 
 
 

Санкт-Петербург

2010/2011 учебный  год 
СОДЕРЖАНИЕ
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……3

1.ФИНАНСОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ……………………………………….4

1.1 Основные формы  государственного регулирования  социальной сферы…………………………………………………...6

1.2 Бюджетное  финансирование социальной сферы…………..8

2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………………………...12

2.1 Социальная  защита: понятие, функции, методы………....12

2.2 Объекты социальной  защиты…………………………….…..14

2.3 Расходы бюджета  на социальные мероприятия……….….20

2.4 Бюджетное  планирование расходов на оплату социальных мероприятий (на примере г. Санкт-Петербурга)……………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…27

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Расходы на мероприятия  по социальной защите населения на 2010 год по г. Санкт-Петербургу………………………………...28

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Обязательное  задание……………………………………………….32          
ВВЕДЕНИЕ
 

 Социальная  политика является приоритетным направлением деятельности государства, позволяющим гражданам России реализовать их права и гарантии. Важнейшей проблемой на сегодняшний день является согласование бюджетной стратегии с различными аспектами социальной политики и мероприятиями по социальной защите населения. Практически все направления государственной финансовой политики РФ должны быть ориентированы на решение социально - экономических задач, обеспечивающих рост и социальную ориентацию нашей  экономики.

   В современных условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики необходимо дальнейшее развитие многоканального финансирования социальных потребностей из бюджетов различных уровней.

    Цель данной работы: проанализировать проблему эффективного использования ограниченных ресурсов бюджета, которые направляются для решения социальных вопросов. Это, как известно, одна из острых проблем современной России.

   Задачи данной работы: изучение пути финансирования социальной политики, бюджетного планирования расходов на мероприятия по социальной защите населения.

 Объект  исследования - мероприятия по социальной защите населения, предмет исследования – бюджетное финансирование мероприятий по социальной защите.

   В своей работе я использую  нормативно-правовые акты, монографии, публицистику, учебные пособия по  данной теме.

   Проблема эффективного использования Министерства и ведомства, которым выделяются бюджетные средства на эти цели, не всегда грамотно определяют приоритеты финансирования на социальные расходы. Это приводит к распылению средств и снижению отдачи от их использования.

   Состояние социальной сферы при ограниченности бюджетных ресурсов и изменении  функций государства в новых условиях диктуют необходимость четкого поэтапного разграничения задач социальной политики для того, чтобы при установлении очередности мероприятий по социальной защите и поддержке населения выделять наиболее срочные, а также неотложные меры. 
 
 
 
 

             «Если мы можем себе представить  ограничения каких-то

             расходов  по другим направлениям, то социальная сфера,

             конечно, должна оставаться высшим приоритетом

             развития  государства. Она  должна оставаться под

             неусыпным контролем со стороны  правительства, со

             стороны законодательной власти, со стороны всех

             общественных  организаций, парламентских  партий.

             Это важнейшая составляющая нашей жизни»

                                                                                                 Д. А. Медведев

(из  ежегодного послания Президента РФ к народу , 2009г.) 

   1. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 

     Важнейшей задачей социальной политики государства является задача максимально возможного поддержания уровня жизни населения, особенно наименее социально защищенных слоев.

   Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность  создавать все необходимые условия  для осуществления этого права. Закрепление в Конституции РФ  гарантий социального обеспечения соответствует положениям таких международных правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка.

   Часть 1 статьи Конституции РФ / 1 / перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с его возрастом (детство, старость), состояние здоровья или трудоспособности (болезнь, инвалидность), выполнение либо невозможность выполнение семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, так как социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях, установленных законом. Например, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение.

   Социальное  обеспечение осуществляется в различных организационно-правовых формах, основной из которых является государственное социальное страхование. Закон не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав. 

    Средства на социальные мероприятия поступают из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, государственных и негосударственных внебюджетных фондов.

   Сюда же направляются средства, принадлежащие хозяйствующим субъектам различных форм собственности, спонсорам, специализированным фондам, в том числе и международным. Тенденция повышения централизации средств наблюдается в основном на региональном уровне. Что касается местных бюджетов, то доля их расходов в объеме консолидированного бюджета России существенно меньше, чем доля расходов в этом бюджете. Между тем, именно в местных бюджетах сосредоточена основная часть затрат на социальную сферу.  

   Часть социальных услуг и мероприятий  обеспечивается за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. Эта форма  охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел государственной безопасности и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства выделяются их бюджета России соответствующим министерствам.

   Порядок возмещения расходов за счет бюджетов субъектов РФ  утверждался Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. 

 

1.1.Основные  формы  государственного  регулирования социальной сферы. 

   Из  основных форм и инструментов государственного регулирования развития социальной сферы можно выделить следующие:

    - это различные программы развития  образования и здравоохранения,  имеющие стратегическое значение  для страны, и их всесторонняя  финансовая поддержка в бюджетах всех уровней

   -  различные нормативы и стандарты  обеспечения населения благами  невещественного достояния; 

   -  регулирование межбюджетных отношений  между центром и регионами,  позволяющее выравнивать минимальную  обеспеченность социальными благами по регионам;

    -  государственные программы,  как федеральные, так и региональные, направленные на решение критических   социальных ситуаций долговременного  характера. Из подобных программ  можно выделить, к примеру, поддержку  северных регионов страны и другие. А также программы, направленные на решение целевых проблем развития отраслей (создание полноценной материальной базы социальной сферы).

   -  система мер экстренного характера  (прежде всего за счет резервных  фондов), позволяющая ослаблять социальную напряженность, периодически возникающую из-за негативных процессов в образовании, охране здоровья, экологии.

   Ключевое  значение для повышения уровня и  качества жизни населения имеет  стабилизация государственного финансирования социальной сферы. При этом стратегия бюджетного планирования должна быть ориентирована на:

- формирование  государством реального единого социального пространства для реализации на деле социальных гарантий в области образования и охраны здоровья на всей территории страны;

- разграничении полномочий, прав и ответственности центра и регионов в реализации социальных функций в регионы с конкретизацией источников их финансового обеспечения и гарантией финансовой поддержки из федерального центра исходя из их типологизации по критерию состояния социальной структуры;

-  создание  правовых и организационных условий  для эффективной реализации многоканального  механизма финансирования развития  отраслей социальной сферы как  за счет бюджетов разных уровней, так и средств, поступающих от юридических и физических лиц;

-  налаживание  жесткого контроля за целевым  расходованием средств из внебюджетного  фонда медицинского страхования.   Постепенный переход от бюджетной  к бюджетно-страховой медицине  в соответствии с экономической  ситуацией в регионах с учетом реальных доходов населения.  

 

1. 2. Бюджетное финансирование  социальной сферы 

    Государство участвует в экономическом регулировании не только посредством аккумулирования в бюджете определенной части финансовых ресурсов общества. Еще более активно проявляется эта роль  при распределении этих ресурсов. Существуют определенные требования общеэкономического характера к определению структуры бюджетных расходов. Суть их заключается в том, что бы они давали необходимую отдачу не только материального, но и социального характера.  Если коснуться недавней истории, то кризисные явления в экономике, рост инфляции, ограниченные финансовые возможности страны почти до 1999 года не позволяли обеспечить полное финансирование социально-культурной сферы, развивать ее материально- техническую базу в соответствии с имеющимися потребностями.

      Основные усилия в эти годы  были направлены на сохранение  необходимой сети социально-культурных  учреждений, обеспечение финансированием  главных статей расходов федерального  бюджета: расходов на выплату заработной платы, стипендий, пенсий, пособий. Но даже по этим статьям расходов не удавалось избежать просроченной кредиторской задолженности. Бюджетные расходы постоянно подвергались секвестированию. В результате недостаточности финансирования значительно ослабла материально-техническая база учреждений социально-культурной сферы, практически не выделялись средства на проведение капитального ремонта основных фондов, из года в год возрастала кредиторская задолжность по оплате коммунальных услуг, происходило снижение доли денежных форм расчетов. /5/

Информация о работе Расходы бюджета на мероприятия по социальной защите населения