Расходы бюджета на мероприятия по социальной защите населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать проблему эффективного использования ограниченных ресурсов бюджета, которые направляются для решения социальных вопросов. Это, как известно, одна из острых проблем современной России.
Задачи данной работы: изучение пути финансирования социальной политики, бюджетного планирования расходов на мероприятия по социальной защите населения.
Объект исследования - мероприятия по социальной защите населения, предмет исследования – бюджетное финансирование мероприятий по социальной защите.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……3

1.ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………….4

1.1 Основные формы государственного регулирования социальной сферы…………………………………………………...6

1.2 Бюджетное финансирование социальной сферы…………..8

2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………………………...12

2.1 Социальная защита: понятие, функции, методы………....12

2.2 Объекты социальной защиты…………………………….…..14

2.3 Расходы бюджета на социальные мероприятия……….….20

2.4 Бюджетное планирование расходов на оплату социальных мероприятий (на примере г. Санкт-Петербурга)……………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…27

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Расходы на мероприятия по социальной защите населения на 2010 год по г. Санкт-Петербургу………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

   Это во многом предопределило направления  бюджетной политики в области  социальной сферы в последующие годы, когда удалось преодолеть кризисные явления и возобновить рост экономики. В качестве приоритетных направлений рассматривалось и обеспечивалось решение проблем стабилизации финансирования социальной сферы и выполнение принятых социальных  программ в соответствии с утвержденными объемами средств на эти цели, преодоление деформированности структуры расходов бюджета на нужды образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, увеличение этих расходов, урегулирование бюджетной кредиторской задолженности, безусловное прекращение неденежных форм расчетов, повышение эффективности бюджетных расходов. 

      Несмотря на ряд положительных сдвигов в бюджетном финансировании социальной сферы, необходимо отметить, что до настоящего времени социальная политика нашего государства носит остаточный и пассивный характер. Происходит хроническое недофинансирование социальных статей бюджета и федеральных целевых программ социальной направленности. За счет заранее закладываемых в проект бюджета более низких уровней инфляции на социальные нужды выделяется в реальном исчислении меньше средств, чем запланировано, расходы на эти цели не индексируются.

    На сегодняшний день, в условиях  сложного финансового положения  государство обеспечивает лишь  минимальный уровень социальных  услуг и мероприятий различным  категориям населения: пенсионерам,  семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким уровнем доходов, матерям-одиночкам и другим категориям граждан.

         Аккумулируемые в бюджете и внебюджетных фондах денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

   Финансирование  государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств республиканского и территориальных фондов социальной поддержке населения.

   Из  федерального бюджета  финансируются:

   • комплекс мероприятий по социальной защите населения.

   • выплата пенсий военнослужащим, компенсация  Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

   • финансирование федеральных программ: к примеру: «Дети России», «Планирование семьи», и др.

     К примеру, на федеральную программу  «Дети России», которая рассчитана  на 2007-2010 годы,  заложено 48089,752 млн. рублей (общий объем финансирования). В том числе: из средств федерального бюджета – 10345,552 млн. рублей, из средств субъектов РФ – 36315,1 млн. рублей, за счет  средств внебюджетных источников – 1429, 1 млн. рублей.

   Таким образом, на примере этих цифр мы можем  сделать вывод, что основная часть  расходов на целевую программу ложится  на бюджеты субъектов РФ.

   Кроме того, опираясь на данные по выделенным средствам по годам, мы ясно видим, что  в связи с экономическим кризисом, финансирование постепенно сократилось. Так на подпрограмму «Дети и семья» целевой программы «Дети России»  в 2007 году выделено 6476,24 млн. рублей, в 2008 – 6645,56 млн. рублей, в 2009 – 5911,805 млн. рублей, в 2010 году - 5172,629 млн. рублей.

     Основной объем бюджетных средств,  направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты. Эти средства используются:

   • на строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

   • на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами;

   • на их обучение и трудовое устройство;

   • оказание им санаторно-курортной помощи;

   • социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

   • на проведение молодежной политики и  др.

   Кроме бюджетных ресурсов территориальные  органы исполнительной власти используют для оказания материальной помощи этим слоям населения средства, мобилизуемые в региональные и местные внебюджетные фонды. За счет средств этих фондов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и др.

   Планирование  бюджетных ассигнований ведется финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя. При этом используются статистические данные органов Министерства труда и социального развития РФ, демографические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий.

   Расходы на содержание домов-интернатов планируются  по числу мест в них и среднегодовому расходу на одного человека.

    Расходы на заработную плату работников социальных учреждений рассчитываются по штатному расписанию этих учреждений и ставкам заработной платы, установленным для бюджетных учреждений. / 4 / 
 
 
 
 
 
 

    

2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ 

2.1. Социальная защита – понятие, функции, методы

   

Социальная  защита населения - система принципов, методов, законодательно установленных  государством социальных гарантий, мероприятий  и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности. А также различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни. 

      Система социальной защиты населения  выполняет функцию поддержания  реального сохранения денежной  единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.). Основные цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. / 6 /

        Методы социальной защиты должны  строится на базе социальных  нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения. Важнейшим среди социальных нормативов является минимальный потребительски бюджет. Он представляет собой систему социальных нормативов, выражающих сложившиеся в обществе представления о минимальном общественно необходимом уровне потребления, обеспечивающем удовлетворение наиболее насущных потребностей. Его общий объем соответствует уровню номинального дохода, который дает возможность удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм потребления, покрывающих энергетические затраты и потребность организма в основных питательных веществах, необходимых для жизнедеятельности взрослых, для роста и развития детей. Доходы также должны быть достаточными для обеспечения минимальных потребностей в необходимых предметах одежды, обуви, предметах культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, основных видах услуг.

     Процессы, связанные с переходом к рынку, носят долговременный характер, что обуславливает необходимость серьезных преобразований в социальной политике государства.  

 

2.2.  Объекты социальной  защиты. 

    В первоочередном порядке в социальной защите в российской Федерации нуждаются:

• граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том  числе и одинокие супружеские  пары;

• инвалиды Великой Отечественной войны  и семьи погибших военнослужащих;

•    инвалиды, в т.ч. инвалиды с детства  и дети-инвалиды;

•    инвалиды из числа воинов-интернационалистов

• граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

•   безработные;

•    вынужденные беженцы и переселенцы;

•    дети - круглые сироты;

•   дети с девиантным поведением;

•   семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты;

•    малообеспеченные семьи;

•    многодетные семьи;

•   одинокие матери;

•    лица с ограниченными возможностями.

    Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды. / 3 /

    Социальная  защита как сфера деятельности государства  предполагает систему направлений  и отраслей  своей реализации. Основные направления государственной  политики социальной защиты населения включают:

    СОЦИАЛЬНУЮ  ЗАЩИТУ ТРУДОСПОСОБНОГО  НАСЕЛЕНИЯ, предусматривающую создание условий  для обеспечения баланса прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к  экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальной помощи нуждающимся. Для работников социальная защита предполагает предоставление гарантий и компенсаций, создание условий для нормальной жизнедеятельности и занятия трудовой деятельностью.       Гарантии и компенсации должны позволять человеку реализовать право на труд, выбор места работы, профессии, специальности. Социальная защита работников предусматривает обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и трудоспособности человека, равное вознаграждение за равный труд. Она включает компенсацию утраты трудоспособности, обеспечение минимального дохода в случае безработицы, потери дохода из-за временной нетрудоспособности, болезни, несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, инвалидности, потери кормильца, старости, обеспечение социальной, медицинской, профессиональной реабилитации.

    СОЦИАЛЬНУЮ  ЗАЩИТУ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН, предусматривающую  гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Никто их этих людей не должен ощущать себя лишним человеком, обременяющих общество, необходимо содействовать и создавать условия для участия таких людей в экономическом, политическом, культурном развитии общества, нетрудоспособные граждане должны пользоваться всеми общественными благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые в России нуждаются в проведении серьезных изменений.

    Обеспечение жизнедеятельности инвалидов включает в себя медицинскую помощь, обеспечение доступа к информации, объектам социальной инфраструктуры, занятости, жилой площади, воспитание и обучение детей-инвалидов, образование инвалидов, установление квоты для приема на работу, социально-бытовое обслуживание.

    К примеру:

         Правительством Санкт-Петербурга утвержден Адресный перечень проектирования и строительства домов системы социального обслуживания населения на 2010-2014 годы, включающий 11 объектов. К 2015 году в городе будет действовать 28 специальных жилых домов для пожилых петербуржцев. Квартиры в так называемых социальных домах предоставляются одиноким пожилым гражданам и одиноко проживающим пожилым супружеским парам.

     Это обычные жилые дома, в которых пожилые люди проживают на основании ордера и договора найма, самостоятельно оплачивают жилье, коммунальные услуги и телефон; они не являются стационарными учреждениями социального обслуживания, однако их жители обеспечиваются всеми формами социального обслуживания, предусмотренного действующим законодательством. Квартиры в специальном жилом доме не подлежат приватизации, обмену, сдаче в поднаем, аренду. Эта особенность играет большую роль в обеспечении безопасности одиноких пожилых людей, как имущественной, так и личной. Жителям специальных домов можно не опасаться быть жертвами мошенников, поскольку квартиры в этих домах находятся в собственности Санкт-Петербурга. Соцдома имеют квартиры, лифты и лестничные площадки, приспособленные для маломобильных групп населения; а так же службы социального, медицинского и культурно-бытового обслуживания, размещенные на первых этажах домов.

     На сегодняшний день в городе действуют 17 специальных жилых домов на 1059  квартир, в 12 районах, предназначенных для проживания около 1200 граждан пожилого возраста (в январе 2010 года были сданы в эксплуатацию три социальных дома: в Выборгском на 132 квартир, Невском на 48 и Приморском на 76). В этом году планируется открытие социальных домов в Пушкинском и Фрунзенском районах.

Информация о работе Расходы бюджета на мероприятия по социальной защите населения