Расходы бюджета на мероприятия по социальной защите населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать проблему эффективного использования ограниченных ресурсов бюджета, которые направляются для решения социальных вопросов. Это, как известно, одна из острых проблем современной России.
Задачи данной работы: изучение пути финансирования социальной политики, бюджетного планирования расходов на мероприятия по социальной защите населения.
Объект исследования - мероприятия по социальной защите населения, предмет исследования – бюджетное финансирование мероприятий по социальной защите.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……3

1.ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………….4

1.1 Основные формы государственного регулирования социальной сферы…………………………………………………...6

1.2 Бюджетное финансирование социальной сферы…………..8

2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………………………...12

2.1 Социальная защита: понятие, функции, методы………....12

2.2 Объекты социальной защиты…………………………….…..14

2.3 Расходы бюджета на социальные мероприятия……….….20

2.4 Бюджетное планирование расходов на оплату социальных мероприятий (на примере г. Санкт-Петербурга)……………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…27

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Расходы на мероприятия по социальной защите населения на 2010 год по г. Санкт-Петербургу………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

    Благодаря программе  снижена социальная напряженность путем обеспечения жильем  одиноких граждан пожилого возраста: участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ветеранов войны и труда, репрессированных, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также одиноких граждан пожилого возраста, проживающих в отдельных квартирах и изъявивших желание на проживание в специальном жилом доме, и предоставления им медико-социального ухода.

      Программа направлена на повышение качества жизни одиноких граждан пожилого возраста, создание условий для развития и реализации  одинокими гражданами потенциальных возможностей и способностей независимо от возраста и состояния здоровья, развитие специализированного жилищного фонда социального использования.

     Данная программа позволяет осуществлять социально-медицинское и культурно-бытовое обслуживание, оказывать психологическую и юридическую помощь, а также удовлетворяет иные запросы одиноких граждан пожилого возраста.

         Особенностью специальных жилых домов является размещение служб социального, медицинского, культурно-бытового обслуживания непосредственно в помещениях специального жилого дома. При этом сохраняется статус жилых домов, заселение в которые осуществляется по договору социального найма жилого помещения в специальном доме для одиноких граждан пожилого возраста.

       В городе утверждены концепции  семейной политики и демографического  развития, внедрены стандарты социального обслуживания петербуржцев. В Санкт-Петербурге созданы 23 учреждения социального обслуживания, среди которых 9 центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, 13 центров социальной помощи семье и детям, один социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. На сегодняшний день система учреждений социального обслуживания районного уровня включает 55 учреждений, которые оказывают услуги пожилым людям и инвалидам. В 2009 году планируется разработать законопроект «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге», который позволит установить правовое регулирование социального обслуживания горожан.

   Также на заседании правительства  утвержден План мероприятий на 2009 - 2010 годы по реализации Концепции  развития системы социальной  защиты населения Санкт-Петербурга на 2006 - 2010 годы. В число мероприятий, предусмотренных Планом, внесены, в частности, организация службы помощи гражданам пожилого возраста и инвалидов (тревожная кнопка), создание домов-интернатов малой вместимости (мини-пансионатов), информационно-аналитической системы «Дети Санкт-Петербурга», разработка системы оценки качества социального обслуживания и т.д.

   Как отмечала В. И. Матвиенко в 2009 году /8/ , город окончательно перешел от отдельных видов оказания помощи нуждающимся к единой эффективной системе социальной защиты населения, и это пока единственный подобный опыт в России. Губернатор указала главам районных администраций на необходимость более инициативного и заинтересованного подхода к созданию учреждений социальной защиты. Также В. И. Матвиенко подчеркнула необходимость создания современной службы сиделок для ветеранов и инвалидов.

    СОЦИАЛЬНУЮ  ЗАЩИТУ СЕМЬИ, которая должна предусматривать  меры, обеспечивающие эффективную профилактику социальных рисков, которые могут  мешать сохранению института семьи, создания и сохранения семьи, реализации мер по обеспечению трудящихся с  семейными обязанностями такими условиями занятости, которые позволяли  бы им совмещать профессиональные и семейные обязанности.  Социальная защита семьи  должна обеспечивать каждую женщину правами на возможно широкий спектр услуг в области планирования семьи, мерами по снижению материнской и детской смертности, предоставлению отпуска по беременности и родам, предоставление отпуска по уходу за ребенком матери или отцу (опекуну), либо другому родственнику, который ухаживает за ребенком. А также выплате пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам, развитию семейного досуга и отдыха.

    СОЦИАЛЬНУЮ  ЗАЩИТУ ДЕТЕЙ, ДЕТСТВА И ОТРОЧЕСТВА, которая должна быть ориентировано  на создание условий жизни и развития детей, позволяющим всем несовершеннолетним, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступа образования, дошкольного и школьного воспитания, духовного развития, реализации своих способностей.

    В нашей стране проживает 29 миллионов детей. К числу наиболее уязвимых категорий относятся дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей (771 тысяч), дети-инвалиды (567 тысяч), дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тысяч) Данные группы детей нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции с обществом. Вместе с тем необходима адресная поддержка государством одаренных детей.

    К примеру: разработана Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы. Целями Программы являются создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

       Программа содержит несколько  подпрограмм: «Здоровое  поколение» (состоит в сохранении, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие  им навыков здорового образа жизни), подпрограмма «Одаренные дети» (поддержка одаренных детей в различных областях творческой и интеллектуальной деятельности), подпрограмма «Дети и семья» (защита и улучшение положение детей , находящихся в сложной жизненной ситуации -  к таким ситуациям относятся бродяжничество, безнадзорность, попрошайничество детей, эксплуатация детского труда, насилие и сексуальное принуждение, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, решение проблем детей-инвалидов). В рамках данной подпрограммы предусмотрены такие направления, как «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Семья с детьми-инвалидами» и «Дети-сироты».

      Существуют и другие многочисленные социальные программы, отличающиеся и по направлениям социальной защиты, и по регионам, и по иным факторам. Все они направлены на стабилизацию социально-экономической ситуации в обществе и решение наиболее острых социальных проблем, которые имеются в нем.

   Социальные  программы и мероприятия представляют собой вид правительственных  программ для защиты граждан от различных  экономических и социальных рисков и возможного ухудшения уровня и  условий жизни. Они отражают степень активности вмешательства государства в жизнь общества и служат методом достижения определенного социального результата.

   Социальные  программы можно условно разделить  на три основных направления:

    1. Программы социального благосостояния и обеспечения (так называемые программы поддержки доходов населения).
    2. Социально-демографические программы.
    3. Программы в области социального здравоохранения.   /3 /

   Все виды социальных программ и мероприятий  могут выполнять следующие функции: развитие различных социальных общностей, обеспечение социальной защищенности определенных социально-экономических, социально-демографических или социально-доходных групп населения; оптимизация условий для благоприятного функционирования каких-либо социумов и, следовательно, общества в целом.

     Отечественные и зарубежные эксперты  отмечают недоработку многих  социальных программ в Российской  Федерации и их  декларативный  характер в отличие от западных  социальных программ, имеющих опережающий  характер.

 

2.3. Расходы на мероприятия по социальной защите населения

     В условиях сложного финансового положения, в котором находится Россия, государство оказывается в состоянии обеспечить лишь минимальный уровень социальных услуг различным категориям населения: пенсионерам, семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким уровнем доходов, матерям-одиночкам и др.

   Поэтому становление России как социально  ориентированного государства предполагает развитие новых адекватных современным условиям институтов социальной сферы в дополнение к прежней системе социального обеспечения.

   Одной из таких структур является система социального обслуживания населения, предоставляющая населению — престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан — бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

   Такая деятельность осуществляется через  сеть сложившихся учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством  создания новых форм социального  обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

   Программно-целевой  принцип реализации социальной политики является приоритетным. В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законодательные акты о социальных стандартах, в соответствии с которыми каждому жителю предоставляется гарантированный минимальный перечень жилищно-бытовых, социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном выражении.

   При этом главными должны стать мероприятия  по поддержке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между федеральными и территориальными органами власти и местного самоуправления.

   В дальнейшем по мере проведения реформ в системе социальной защиты населения будет разработана нормативная база для формирования бюджетов на основе государственных минимальных социальных стандартов. Предоставление социальных услуг будет осуществляться на конкурсной и лицензионной основе при увеличении объема бесплатных и субсидированных социальных услуг..

    Расходы на социальные мероприятия связаны с выполнением государством его социальных функций. Эти средства подразделяются на следующие основные группы:

·   народное образование и профессиональная подготовка кадров;

·   здравоохранение;

·   физическая культура и спорт;

· социальное обеспечение (включая средства, передаваемые в Пенсионный фонд Р.Ф.).

       Расходы на социальные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных групп, классов, число коек, и т.д.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.

        Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.

Составным элементом планирования и финансирования расходов на социально-культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженная в определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения конкретной потребности.

        В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социально-культурной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и законном использовании ресурсов.

     Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах.

             Расходы бюджета на образование и профессиональную подготовку кадров включают затраты на детские дошкольные учреждения, детские дома, профтехучилища, средне-специальные и высшие учебные заведения, а также курсовые мероприятия и институты повышения квалификации.

Информация о работе Расходы бюджета на мероприятия по социальной защите населения