Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: нормативно-правовое регулирование и эволюция формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является оценка деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и их нормативно-правовое регулирование.
Для достижения этой цели необходимо определить задачи:
· рассмотреть из каких источников формируется Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ;
· рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в Фонды;
· показать, на что расходуются основные средства и доходы фонда.

Содержание

Введение 3
Гава 1. Теоретические аспекты формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 5
1.1. Понятие и цель создания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 5
1.2. Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 7
1.3. Использование средств Резервного фонда и Фонда национального состояния. 15
Глава 2. Анализ эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 18
2.1. Анализ Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния РФ. 18
2.2. Роль Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в бюджетной политике на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов. 22
Глава3. Предполагаемые изменения в управлении Резервным
фондом и Фондом национального благосостояния. 29
3.1. Изменение приоритетов фискальной политики с целью сохранения Резервного фонда. 29
3.2. Предложения Министерства финансов по аккумуляции
сверхприбыли. 30
3.3. Предложения Минэкономразвития по управлению резервным
фондом и ФНБ. 32
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект по БС Кудрявцевой В.В..doc

— 1.03 Мб (Скачать)


Красногорский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Академия народного хозяйства

при Правительстве Российской Федерации

Кафедра финансов

 

 

 

 

 

 

 

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: нормативно-правовое регулирование и эволюция формирования

 

Курсовой проект

Дисциплина: Бюджетная система

 

 

                                                                                                Выполнила:

                                                                               Кудрявцева В.В. «Финансы и кредит», 080105, 3 курс

             

Руководитель:

Климанов В. В.

(д. э. н., профессор кафедры финансов)                                                 

 

 

Красногорск

2011

Тема: «Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: нормативно-правовое регулирование и эволюция формирования».

План(содержания)

Введение                                                                                                                  3

Гава 1. Теоретические аспекты формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.                       5       

1.1. Понятие и цель создания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.                                                                                                       5

1.2. Формирование Резервного фонда и Фонда национального                    благосостояния.                                                                                                       7

1.3. Использование средств Резервного фонда и Фонда национального состояния.                                                                                                               15

Глава 2. Анализ эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.                                           18

2.1. Анализ Резервного фонда и Фонда национального

благосостояния РФ.                                                                                               18

2.2. Роль Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в бюджетной политике на 2011 год и на плановый

период 2012 и 2013 годов.                                                                                    22

Глава3. Предполагаемые изменения в управлении Резервным

фондом и Фондом национального благосостояния.                                     29              

3.1. Изменение приоритетов фискальной политики с целью сохранения Резервного фонда.                                                                                                 29

3.2. Предложения Министерства финансов по аккумуляции

сверхприбыли.                                                                                                      30

3.3. Предложения Минэкономразвития по управлению резервным

фондом и ФНБ.                                                                                                      32

Заключение                                                                                                           35

Список использованной литературы                                                              36

 

Введение.

     Государственный Резервный фонд - это специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе. Резервные фонды создаются в государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктуры мирового рынка, как правило, товарно-сырьевого (нефть, газ, металлы). Некоторые страны накапливают средства в таких фондах «на будущее», когда недра будут истощены.

     Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее употребительные - стабилизационный фонд и фонд будущих поколений. Например, Кувейт - Бюджетный резервный фонд (с 1960 года) и Резервный фонд будущих поколений (с 1976); Норвегия - Государственный нефтяной фонд, с 1990 года; Чили - Медный стабилизационный фонд (с 1985 года).

     Помимо чисто экономических задач резервный фонд выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупным дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным долгам. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Резервный фонд и Фонд национального благосостояния" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Резервный фонд является макроэкономическим инструментом государства для поддержания совокупного спроса и долгосрочного экономического роста. Государство в своей макроэкономической политике сдерживает совокупный спрос нации в моменты бурного экономического роста, чтобы сдержать инфляцию, и стимулирует спрос в годы стагнации, когда покупательская активность падает. В годы стагнации государство может тратить больше денег, чем собирает налогов. Это повысит совокупные расходы нации, позволит предприятиям не снижать производство товаров и услуг и не увольнять своих сотрудников. Напротив, в момент инфляции спроса государство уменьшает государственные расходы, дабы не стимулировать рост цен. Разницу в доходах и расходах совокупного бюджета государство может хранить в резервном фонде или брать в долг в иностранной валюте.

     Объектом исследования выступает Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

     В качестве предмета исследования выступает особенности формирования и управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния РФ.

     Целью данного курсового проекта является оценка деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и их нормативно-правовое регулирование.

     Для достижения этой цели необходимо определить задачи:

·           рассмотреть из каких источников формируется Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ;

·           рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в Фонды;

·           показать, на что расходуются основные средства и доходы фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гава 1. Теоретические аспекты формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.                      

1.1.           Понятие и цель создания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

     Одна из главных целей бюджетной политики на 2008-2010 гг. состояла в обеспечении сбалансированности бюджетной системы и создании условий для долгосрочной макроэкономической устойчивости российской экономики.

Для того чтобы обеспечить оптимальное сочетание эффективного использования бюджетных ресурсов с обеспечением долгосрочной макроэкономической стабильности в 2008 году был осуществлен переход  от функционирования Стабилизационного фонда к более сложному механизму управления нефтегазовыми доходами. Он предполагает создание двух фондов: Резервного, предназначенного для замещения выпадающих доходов бюджета в случае снижения цен на нефть, и Фонда будущих поколений (Фонда национального благосостояния), который призван обеспечивать долгосрочную бюджетную сбалансированность.

     Таким образом, Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Новый механизм позволяет существенно снизить зависимость бюджетной системы от внешней конъюнктуры, сделать бюджетные расходы стабильными и предсказуемыми. В то же время он позволяет увеличить использование нефтегазовых поступлений на нужды бюджета по сравнению с предшествующим периодом в результате того, что в 2009-2010гг. несколько ослабляются требования к расходам бюджета, связанные с ограничениями денежно-кредитной и курсовой политики. Появляется принципиальная возможность сократить сбережение бюджетных средств, увеличив государственные расходы. В период 2008-2010 гг. использование нефтегазовых доходов резко возросло: с 2,9% ВВП в 2006 г. до 5,3% ВВП в среднем за 2008-2010 гг. (6,1% ВВП в 2008 г., 5,3% ВВП в  2009 г. и 4,5% ВВП  в 2010 г.). Сбережение нефтегазовых доходов в этот период резко снизилось: с 8,0% ВВП в 2006 г. и 6,8% ВВП в среднем за 2004-2006 гг. до 0,6%-0,7% ВВП в 2008-2010 гг.

    Введение в действие механизма Резервного фонда и Фонда будущих поколений (Фонда национального благосостояния) фактически означает переход от краткосрочного сглаживания эффекта колебаний внешней конъюнктуры к долгосрочной стабилизации условий развития российской экономики. Условием такой стабильности будет служить последовательный перевод части природных активов в финансовую форму. Это служит залогом их последующего использования для замещения выпадающих нефтегазовых доходов. Это определяет необходимость некоторого снижения размеров нефтегазового трансферта  по завершении переходного периода (2008-2010гг.).[1]

     В 2008-2010гг. нефтегазовый трансферт сокращается с 6,1%ВВП до 4,5%ВВП - пропорционально снижению нефтегазовых доходов - примерно на четверть (с 6,8 до 5,2%. ВВП).

     Величина нефтегазового трансферта после переходного периода – начиная с 2011 года - должна устанавливаться, исходя из задачи обеспечения долгосрочной сбалансированности федерального бюджета и необходимости.

Резервный фонд предназначен для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета в течение 3 лет при значительном снижении мировых цен на энергоресурсы. Период компенсации определяется трехлетним периодом бюджетного планирования, а также необходимым временным лагом для адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям.

     Для расчета нормативной величины Резервного фонда предполагалось, что:

- цена нефти марки «Urals» снижается с 51,7 долл. США/барр. – средняя цена в трехлетнем бюджете на 2008-2010 годы – до 29,4 долл. США/барр. – среднегодовая цена на нефть за последние 10 лет (с 1997 по 2006 годы);

- снижение нефтегазовых доходов федерального бюджета при снижении цены на нефть марки «Urals» на 1 долл. США/барр. составляет 0,15% ВВП (в условиях 2008 года).

       Исходя из этого необходимый размер Резервного фонда составляет 10% ВВП.

    

1.2.           Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

     Резервный фонд формируется за счет:

1) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

2) доходов от управления средствами Резервного фонда.

     Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

     Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

      После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

      Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

       С 1 января 2010 г. до 1 января 2013 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. (В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 г. № 314-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".)

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.

    С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. (В соответствии с Федеральным законом от 22.09.2009 N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".)

     Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.[2]

Информация о работе Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: нормативно-правовое регулирование и эволюция формирования