Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: нормативно-правовое регулирование и эволюция формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является оценка деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и их нормативно-правовое регулирование.
Для достижения этой цели необходимо определить задачи:
· рассмотреть из каких источников формируется Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ;
· рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в Фонды;
· показать, на что расходуются основные средства и доходы фонда.

Содержание

Введение 3
Гава 1. Теоретические аспекты формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 5
1.1. Понятие и цель создания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 5
1.2. Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 7
1.3. Использование средств Резервного фонда и Фонда национального состояния. 15
Глава 2. Анализ эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 18
2.1. Анализ Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния РФ. 18
2.2. Роль Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в бюджетной политике на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов. 22
Глава3. Предполагаемые изменения в управлении Резервным
фондом и Фондом национального благосостояния. 29
3.1. Изменение приоритетов фискальной политики с целью сохранения Резервного фонда. 29
3.2. Предложения Министерства финансов по аккумуляции
сверхприбыли. 30
3.3. Предложения Минэкономразвития по управлению резервным
фондом и ФНБ. 32
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект по БС Кудрявцевой В.В..doc

— 1.03 Мб (Скачать)

      В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году и направлением нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2013 годах в полном объеме на покрытие расходов (покрытие нефтегазового дефицита) поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2010-2013 годах не планируются.

      Прогноз объема Резервного фонда на 2011-2013 годы представлен
в таблице 5

Таблица 5.Прогноз объема Резервного фонда

(млрд. рублей)

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Объем Резервного фонда на начало года

1 830,5

247,9

47,1

47,1

%% к ВВП

4,1

0,5

0,09

0,08

Курсовая разница

- 116,1

- 5,6

-

-

Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета

- 1 419,3

- 242,3

0,0

0,0

Объем Резервного фонда на конец года

295,1

47,1

47,1

47,1

%% к ВВП

0,7

0,09

0,09

0,08

Средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах

47,1

47,1

47,1

47,1

Объем Резервного фонда на конец года без учета размещения в финансовых активах

247,9

0,0

0,0

0,0

      Средства Фонда национального благосостояния в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан, что позволит сохранить ранее накопленные средства Фонда (таблица 6).

Таблица 6. Прогноз объема Фонда национального благосостояния

(млрд. рублей)

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Объем Фонда национального благосостояния на начало года

2 769,0

2 596,0

2 529,7

2 509,4

%% к ВВП

6,2

5,2

4,6

4,2

Поступления и курсовая разница

- 170,5

- 61,3

- 12,8

65,8

Использование средств Фонда национального благосостояния

- 2,5

- 5,0

- 7,5

- 10,0

Объем Фонда национального благосостояния на конец года

2 596,0

2 529,7

2 509,4

2 565,2

%% к ВВП

5,8

5,1

4,5

4,1

Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах

515,7

474,0

474,0

474,0

Объем Фонда национального благосостояния на конец года без

2 080,3

2 055,7

2 035,4

2 091,2

      В большем объеме средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы для покрытия дефицита федерального бюджета только при наступлении неблагоприятных условий развития экономики, в том числе в случае снижения цены на нефть ниже 75 долларов за баррель или темпа роста экономики ниже 5%.

      Таким образом, в связи с исчерпанием Резервного фонда и реализации взвешенной политики по использованию средств Фонда национального благосостояния, направленной на обеспечение безусловного исполнения обязательств Российской Федерации, прежде всего в сфере пенсионного обеспечения граждан, финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности .

       Кроме того России может пригодиться опыт Резервного фонда еврозоны. Россия вряд ли сможет полностью использовать для своего резервного фонда механизмы создаваемого в настоящее время стабфонда еврозоны, однако часть методов можно взять на вооружение, создавая и совершенствуя межстрановые фонды с российским участием.

      Лидеры стран еврозоны объявили о создании механизма финансовой стабильности, в рамках которого обремененные долгами страны могут рассчитывать на помощь партнеров по валютному союзу из фонда экстренной помощи общим размером до 750 миллиардов евро. Большая часть из этих средств будет предоставляться самими странами еврозоны, также участие в фонде примет Международный валютный фонд (МВФ).

Рецепты европейского стабилизационного фонда не подходят для российских реалий, считает ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев."В России на черный день создан суверенный резервный фонд, в Европе же речь идет о фонде-кредиторе в последней инстанции", - пояснил он.Российский резервный фонд скорее похож на суверенные фонды отдельных ресурсных государств, например, нефтяных арабских стран, добавил эксперт."В нашей стране часть доходов бюджета в период высоких цен на нефть откладывается, чтобы быть потраченными, когда "черное золото" подешевеет. Еврозона с участием МВФ, в свою очередь, создает кредитный инструмент, действующий на возвратной основе - деньги, пусть на льготных условиях, заемщики со временем будут возвращать в фонд", - рассказал он.

       Россия уже отчасти использовала европейский опыт в течение последних пяти-шести лет - она ввела бюджетные правила, которые в определенной степени были навеяны критериями, действующими сейчас в Европе, отметил главный экономист инвестбанка Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Это позволило улучшить качество нашей бюджетной политики. В настоящее время российский резервный фонд управляется достаточно адекватно, и серьезные изменения под воздействием новаций из еврозоны маловероятны. В перспективе взаимный обмен опытом между странами и надгосударственными объединениями в части создания подобных фондов будет продолжаться.

       Россия, создавая свой Стабфонд, взяла на вооружение опыт Норвегии - европейского государства, также откладывающего излишки доходов от экспорта нефти на будущее. Через какое-то время мы увидим, что бюджетная политика и России, и европейских государств улучшится.

      Эксперты позитивно оценивают саму идею создания европейского стабилизационного фонда - по их мнению, это поможет исправить ситуацию в Греции и не даст долговому кризису распространиться на другие страны еврозоны.

      Об эффективности этой меры свидетельствует хотя бы то, что после появления информации о создании фонда мировые фондовые рынки, до этого падавшие, резко пошли вверх - инвесторы в нее поверили. Но работать она будет лишь если страны, получающие помощь, начнут помогать себе сами, прилагая усилия по сокращению расходов бюджета и росту его доходов. Если же они попытаются взвалить всю тяжесть решения своих проблем на лидеров еврозоны и МВФ, то этот резервный фонд быстро исчерпается, а проблемы останутся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3. Предполагаемые изменения в управлении Резервным фондом и Фондом национального благосостояния.

3.2. Изменение приоритетов фискальной политики с целью сохранения резервного фонда.

      Объем средств Резервного фонда превзошел ожидания. На период 1 января 2011года он составлял примерно 775,2 млрд руб. по сравнению с 1,28 трлн руб. на конец ноября 2010 года. Таким образом, Минфину удалось заметно улучшить первоначальные прогнозы, согласно которым к концу 2010 г. объем Резервного фонда должен был составить не более 450 млрд руб.

      Минфин продал валюты больше, чем необходимо. Около 20 млрд руб. из средств Резервного фонда было направлено на покрытие дефицита Фонда социального страхования. Кроме того, в соответствии с пресс-релизом Минфин сначала привлек 600 млрд руб. из Резервного фонда для финансирования дефицита бюджета, но в конечном итоге потратил лишь 450 млрд руб. и вернул в фонд 150 млрд руб.

      Причины сохранения средств выглядят следующим образом: Во-первых, что наиболее вероятно, расходы бюджета оказались ниже ожиданий Минфина. Во-вторых, министерство могло испытывать некоторые сомнения относительно выполнения декабрьской программы заимствований в полном объеме. Наконец, имеющиеся данные предполагают, что Минфин в декабре «заключил» трехстороннее нерыночное соглашение со Сбербанком и Банком России. По его условиям Сбербанк по сути обменял облигации Банка России(ОБР) (на сумму около 90 млрд руб.) на облигации Федеральных займов (ОФЗ) (объемом 140 млрд руб.) при существенной премии к рыночным оценкам. Эта сумма сопоставима с остатком неиспользованного в конце декабря трансферта из Резервного фонда.

        Новые данные предполагают изменение приоритетов в бюджетной политике России. В отличие от бюджета на 2010 г., сохранение Резервного фонда оказалось одним из наиболее важных приоритетов в конце года — Минфин даже предпочел привлекать средства за счет нерыночных операций, не прибегая к использованию средств фонда. Таким образом, Министерство финансов может постараться воздержаться от использования средств Резервного фонда в 2011 г., если будет возможность получить средства из других источников. Соответственно, не исключено, что Минфин может придерживаться контрциклической бюджетной политики: привлекать средства на внутреннем и внешнем рынках, пока доступ к ним открыт, и одновременно накапливать избыточные средства в Резервном фонде  в случае благоприятной конъюнктуры рынка сырьевых товаров. Текущая конъюнктура сырьевого рынка предполагает отсутствие необходимости использовать средства Резервного фонда в 2011 г., поскольку необходимый объем финансирования может быть привлечен на рынках ОФЗ и еврооблигаций.

 

3.2. Предложения Министерства финансов по аккумуляции

сверхприбыли.

      Дополнительные доходы нефтегазового сектора благодаря высоким ценам на нефть составят в этом году 1,14 трлн. рублей. Они позволят уменьшить дефицит бюджета с плановых 3,6% до 1-1,4% ВВП. Минфин и Минэкономразвития – пока не могут договориться, как использовать пролившийся на страну золотой дождь от продажи сырья: отложить средства на "черный" день или инвестировать их в развитие страны.

     При подготовке бюджета на 2011 год все расчеты велись из прогнозной цены на нефть в 75 долларов за баррель. Правда, цена на черное золото постоянно росла и достигла отметки в 122 доллара за баррель. В середине марта Алексей Кудрин говорил, что сбалансированный бюджет возможен при цене нефти в 115 долларов за баррель. Рост цены на сырье позволяет российским властям корректировать перечень расходов и вынуждает задуматься о том, что делать с доходами.

        Доходы от несырьевого сектора размером в 301 млрд. рублей решено направить на повышение зарплат учителям, индексацию пенсий, стипендий, зарплат бюджетникам, строительство жилья для ветеранов. Часть этих денег направят на поддержку сельского хозяйства и на борьбу с лесными пожарами.

       Как распорядиться с еще 1,14 трлн. рублей нефтегазовых доходов - власти пока не решили. Глава Минфина считает, что необходимо "создать законодательный механизм регулирования использования доходов от нефти в этом году". До кризиса доходы от экспорта нефти направлялись в специальные фонды (Резервный фонд, Фонд национального благосостояния). В кризис эти деньги шли на покрытие дефицита бюджета и на антикризисные программы. Сейчас необходимо вернуться к практике сохранения нефтяных доходов в специальных фондах, считает Кудрин.

Информация о работе Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: нормативно-правовое регулирование и эволюция формирования