Роль государственного бюджета в функционировании рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматривается сущность государственного бюджета как экономической категории, функции, факторы влияющие на формирование бюджета, его роль в осуществлении социально-экономических процессов в Украине: распределении и перераспределении национального дохода и совокупного общественного продукта, воспроизводстве структуры общественного производства, а также структуры рабочих мест и рабочей силы, выполнении государством экономических, социальных и политических задач, реализации мероприятий по управлению государством и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Раздел 1.Государственный бюджет как экономическая категория……………………………………………………………………...5
1.1.Социально-экономическая сущность и роль
государственного бюджета………………………………………………....5
1.2.Функции государственного бюджета………………………………....10
1.3.Факторы, влияющие на формирование бюджета в Украине…….13
Раздел 2.Анализ структуры бюджета и принципы его построения….15
2.1. Анализ государственных доходов Украины…….……………….…15
2.2. Анализ государственных расходов Украины………………….…..23
Раздел 3.Роль государственного бюджета в функционировании
рыночной экономике……………………………..………………..……….29
3.1.Предложение по совершенствованию структуры доходов государственного бюджета………………………………..…….……..…....29
3.2. Государственное вмешательство в механизм функционирования рыночной экономики………………………………………………..…...…30
Заключение………………………………………………………………..….33
Список использованной литературы ………………………………....…..36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

      К доходам республиканского бюджета  Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских  бюджетов относятся: часть налогов  на добавленную стоимость, акцизный сбор, если это предусмотрено Законом о Государственном бюджете Украины на следующий год; налог на прибыль предприятий и организаций коммунальной собственности этого уровня; часть подоходного налога с граждан; отчисления, дотации и субвенции из Государственного бюджета Украины, плата за землю в определенных процентах отчислений и другие поступления, установленные законодательством.

      В доходы районных, городских бюджетов согласно порядку, на условиях и в  размерах, указанных законами Украины, зачисляются: налог на прибыль предприятий и организаций коммунальной собственности этого уровня; подоходный налог с граждан в размерах, определенных советом народных депутатов высшего уровня; плата за землю в размерах, установленных советом народных депутатов высшего уровня; налог на недвижимое имущество граждан; местные налоги и сборы; часть доходов от приватизации государственного имущества, которая определяется советом народных депутатов высшего уровня; поступления от аренды целевых имущественных комплексов, которые находятся в коммунальной собственности этого уровня; отчисления, дотации и субвенции, полученные из бюджета высшего уровня; другие поступления.

      Доходы  районных в городе бюджетов практически  не отличаются от доходов районных бюджетов.

      Доходы  городских и сельских бюджетов также  устанавливаются в зависимости от налога на прибыль предприятий и организаций коммунальной собственности этого уровня; налога на прибыль с граждан в процентном отчислении; плата за землю в размере, предусмотренном законодательством; местных налогов и сборов, а также отчислений, дотаций и субвенций, полученных из бюджета высшего уровня; других поступления.

Доходы  государственного бюджета Украины  на 2009 год увеличены по сравнению  с доходами госбюджета-2008 на 3%, или 7 млрд грн, - до 238,93 млрд грн, расходы  – на 5,6%, или 14,11 млрд грн – до 267,32 млрд грн.

Текст закона "О государственном бюджете  на 2009 год" опубликован в правительственной  газете "Урядовый курьер" и вступает в силу с 1 января 2009 года.

Согласно  ему, доходы общего фонда увеличены  по сравнению с госбюджетом-2008 на 1,6%, или 2,918 млрд грн, – до 183,7 млрд. грн, тогда как расходы сокращены на 3,4%, или на 6,83 млрд грн, – до 193,29 млрд. грн.

Предельный  размер дефицита госбюджета-2009 определен на уровне 31,105 млрд грн, или 2,97% прогнозного ВВП, что на 24,3%, или 6,09 млрд грн, превышает показатель госбюджета-2008.

Помимо  того, в закон внесены нормы  о возможности увеличения дефицита в случае рекапитализации банков и невыполнения доходной части общего фонда госбюджета. При этом наиболее вероятным способом финансирования дефицита, как следует из закона, будет эмиссия Национального банка Украины, поскольку в госбюджет-2009 внесена норма об обязательной покупке Нацбанком в трехдневный срок облигаций у банков.

Одновременно  будет увеличиваться и предельный размер госдолга, который пока в  законе установлен на уровне 192,924 млрд грн, что в 2,2 раза превышает показатель госбюджета-2008.

Поступления от приватизации предусмотрены в  объеме 9,78 млрд грн, при этом в ходе слушаний законопроекта они были увеличены на 1,28 млрд грн. Фонду госимущества разрешено получать средства за объекты в иностранной валюте.

Остальное финансирование предполагается за счет внутренних и внешних заимствований  – соответственно на 70,04 млрд грн и 18,81 млрд грн, что, соответственно, в 6,5 и 2,5 раза превышает показатели госбюджета-2008.

Помимо  того, в законе содержится разрешение на предоставление госгарантий "Укравтодору", на строительство метро и подготовку к Евро-2012 на сумму 37 млрд грн, а также НАК "Нафтогаз Украины" - на $2,01 млрд, тогда как в госбюджете-2008 размер этих гарантий был, соответственно, 14,9 млрд грн и 12 млрд грн.

Закон устанавливает прожиточный минимум  на уровне декабря 2008 года – 626 грн в  месяц и предусматривает повышение минимальной зарплаты с 1 апреля до 625 грн, 1 июля – 630 грн, 1 октября – 650 грн и 1 декабря – 669 грн.

Для бюджетников  должностные оклады замораживаются (исходя из ставки работника первого  тарифного разряда 545 грн в месяц) и лишь самые низкие из них повышаются до уровня минимальной заработной платы.

Как сообщалось, проект госбюджета-2009 построен на прогнозе замедления роста реального ВВП  с 1,8-2,5% в этом году до 0,4% в 2009 году, инфляции – соответственно, с 21,9% до 9,5%.

Правительство также ожидает замедления увеличения реальной заработной платы с 8,8% до 0,9%, рост безработицы с 6,7-7,2% по итогам этого  года до 8,5-9% и уменьшение негативного  внешнеторгового сальдо с $13,29 млрд до $7,08 млрд.

Большинство экспертов, в том числе в секретариате президента и оппозиции, считает макроэкономический прогноз правительства излишне оптимистичным. По их мнению, бюджет помимо значительного утвержденного дефицита содержит также значительный скрытый дефицит. В частности, по мнению главы Гостаможслужбы Валерия Хорошковского, доходы по линии Гостаможслужбы завышены на 40 млрд грн.

Известно также, что бюджет рассчитан, исходя из прогноза курса 7,5 грн/$1, тогда как прогноз  цены импорта природного газа в следующем  году отсутствует.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ государственных    расходов Украины. 

     Среди инструментов финансового регулирования  экономики особое место отводится  государственным расходам и налогам.

  Расходы  государственного  бюджета  -  это экономические отношения,  возникающие  в связи  с  распределением  фондов  денежных  средств  государства  и  его  использованием  по  отраслевому,  целевому  и  территориальному  назначению. Расходы  государственного  бюджета  классифицируют  по:

  1. роли  в  воспроизводстве;
  2. общественному  назначению;
  3. отраслям  производства  и  видам  деятельности;
  4.   целевому  назначению.

  По  роли  в  общественном  производстве расходы подразделяют  на  2  части:

а)  связана  с  развитием  материального  производства,  с  совершенствованием  его  отраслевой  структуры (материальное  производство);

б)  связана  с  использованием  на  содержание  и  дальнейшее  развитие  непроизводственной  сферы.

  По  общественному  назначению  -  эта группировка отражает  выполняемые государством  функции (экономическую,  социальную,  оборонную  и  т.д.).  В  соответствии  с  общественным  назначением  все  расходы  бюджета  подразделяются  на  4  группы:

  1. народное  хозяйство;
  2. социально - культурные  мероприятия;
  3. оборона;
  4. управление.
 

Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Существуют следующие виды бюджетной классификации по затратам:

  • ведомственная (расходы классифицируются по министерствам, ведомствам);
  • предметная (расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру);
  • экономическая (расходы дифференцируются по хозяйственным признакам: капитальные вложения, заработная плата, субсидии, стипендии и т. д.);
  • смешанная, при которой расходы классифицируются по ведомствам (министерствам), а в них – по предметам.

       На ряду с традиционными видами  бюджетной классификации находят  распространение и новые:

  • целевая, где расходы распределяются в соответствии с общенациональными политическими, экономическими и социальными программами.
  • функциональная, где расходы делятся с учётом основных функций государства: затрат на здравоохранение, образование, науку и т.п.

       В бюджетах стран с переходной  экономикой можно выделить следующие  основные группы расходов:

  1. затраты на социальные мероприятия, у слуги (социальные пособия, пенсии, образование, здравоохранение и т.д.;
  2. расходы на финансирование народного хозяйства (государственные капиталовложения, субсидии сельскому хозяйству, дотации государственным предприятиям и т.д.);
  3. затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, полиции; расходы на национальную оборону;
  4. затраты на осуществление внешнеэкономической деятельности; расходы на обслуживание государственного долга; займы иностранным государствам и т.д.

     Каждая  группа расходов состоит в свою очередь  из конкретных видов затрат.

       До недавнего времени расходы  на финансирование народного  хозяйства занимали значительный  удельный вес в бюджете. Однако  по мере перехода к рыночной экономике их доля уменьшалась, и в настоящее время наибольший удельный вес в расходах бюджетов занимают социальные статьи. Наблюдается рост затрат, связанных с обслуживанием государственного долга. Несколько сократился удельный вес расходов на национальную оборону.

       Все бюджетные расходы в зависимости  от их роли в процессе общественного  воспроизводства делятся на текущие  и капитальные. Текущие расходы составляют бюджет текущего потребления, а капитальные – бюджет развития. К первым относятся затраты на оборону, трансфертные платежи, расходы на содержание органов государственной власти и управления, науку, выплату процентов по государственному долгу и т.д. Капитальные расходы связаны с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

  Структура расходов бюджета имеет свои особенности  в разных странах. Однако везде действует  одна тенденция – доля государственных  расходов в национальном доходе, ВВП  возрастает.

   

  Основу  отраслевой  группировки  расходов  государственного  бюджета  составляет  общепринятое  деление  экономики  на  отрасли  и  виды  деятельности.

  В  производственной  сфере  расходы  подразделяют  по  отраслям  народного  хозяйства:  на  развитие  промышленности,  сельского  хозяйства,  капитального  строительства,  транспорта,  связи,  торговли  и  т.д.

  В  непроизводственной  сфере  -  по  отраслям  и  видам  общественной  деятельности:  на  образование,  культуру,  здравоохранение,  социальное  обеспечение,  государственное  управление  и  т.д. 

Расходы Госбюджета на 2009 год составляют 302 млрд 184 млн 689,1 тыс грн, в частности расходы общего фонда - 250 млрд 506 млн 397,4 тыс грн, спецфонда - 51 млрд 678 млн 291,7 тыс грн. тогда когда, объем расходов государственного бюджета Украины на 2008 год составит 232372003,8 тыс. грн., в том числе расходы общего фонда государственного бюджета Украины – 186738567,2 тыс. грн. и расходы специального фонда государственного бюджета Украины – 45633436,6 тыс. грн

 Правительство предлагает рост расходов госбюджета-2008 по сравнению с госбюджетом-2007 на 28,5%, или 49,76 млрд грн, - до 224,39 млрд грн. При этом общий фонд должен составить 181,79 млрд грн (27,4%), специальный - 42,61 млрд грн (33,8%).

Предельный  размер дефицита госбюджета предложен  в размере 16,22 млрд грн, что всего на 3,5%, или 0,56 млрд грн больше, чем в госбюджете-2007.

Правительство определило дефицит государственного бюджета в объеме 17,4 млрд грн, или 1,37% ВВП, в частности по общему фонду 9,5 млрд грн, или 0,75% ВВП, который предусматривается  профинансировать за счет ожидаемых поступлений от приватизации государственного имущества, - 4 млрд гривен, а также осуществление заимствований - 5,5 млрд гривен. Расходы по возведенному бюджету составляют 392 млрд 500 млн грн, в частности по общему фонду - 310 млрд 900 млн грн.

Согласно  документу, объемы возвращения кредитов в Государственный бюджет Украины  утверждены в сумме 2 млрд 582 млн 372,2 тыс грн, в частности возвращение  кредитов в общий фонд Государственного бюджета Украины - 308 млн 727,7 тыс грн  и возвращение кредитов в специальный фонд Госбюджета - 2 млрд 273 млн 644,5 тыс грн.

Информация о работе Роль государственного бюджета в функционировании рыночной экономике