Роль логистики в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:05, курс лекций

Описание работы

В прикладных исследованиях особое значение приобретают задачи, связанные с коммуникацией — разработка диалоговых систем типа "человек - компьютер", совершенствование статистических методов обработки и анализа информационных данных, создание искусственного интеллекта, реализация машинного перевода. Эти задачи разнообразны — от создания обучающих программ для овладения коммуникативными навыками на иностранном языке до методов преодоления нарушения речи как медицинской проблемы.

Работа содержит 1 файл

Шпора по территориальным финансам.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

 

  8. Планирование финансового  обеспечения территориальных  целевых программ.

Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать: а) перечень основных, решаемых ею задач; б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется; в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов; г) распределение заданий по срокам и исполнителям.Оценка ресурсов необходимых для выполнения проектов, подпрограмм и программы в целом, возможных источников финансирования и условий их поступления (собственные средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная поддержка и т.п.).Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.Подготовка проекта концепции целевой программы, а также проекта целевой программы, разработка которого осуществляется по решению Правительства Российской Федерации, финансируется в установленном порядке государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета  Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, а также привлекаемых для выполнения этих целевых программ средств внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К средствам внебюджетных источников, привлекаемым для реализации целевых программ, относятся средства частных и иностранных инвесторов Государственные заказчики целевых программ с учетом хода реализации этих целевых программ в текущем году уточняют объем средств, необходимых для финансирования целевых программ в очередном финансовом году, и представляют в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки предложения по размерам и направлениям расходов по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, в Министерство экономического развития Российской Федерации, Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) и субъектам бюджетного планирования в установленном порядке. При подготовке перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, а также с участием Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) на основе уточненных параметров целевых программ (подпрограмм), представленных государственными заказчиками целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых целевых программ, мер по привлечению средств внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм), определяют объемы капитальных вложений, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие нужды, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. При сокращении объемов бюджетного финансирования мероприятий целевой программы по сравнению с предусмотренными утвержденной целевой программой государственный заказчик целевой программы разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализациимероприятий целевой программы в установленные сроки 

9. Финансирование социальной  сферы. 

Финансирование  социальных услуг осуществляется в  основном государственными и муниципальными органами власти. Расходы на социальную сферу представляют важнейшую составную часть расходов бюджетов всех уровней. Социальные расходы покрываются как за счёт общих, так и за счет целевых, специальных налоговых поступлений в государственный бюджет.

В последние  годы произошло существенное уменьшение расходов на фоне сокращения налоговых поступлений в связи с экономическим спадом производства. Осуществлен процесс приватизации предприятий, оказывающих некоторые виды услуг, ранее относящихся к государственному сектору, например, услуги предприятий бытового обслуживания, некоторые услуги учреждений культуры, спорта и т.д., а ряд других услуг, например, жилищно-коммунальные, находится в стадии реформирования.

В сложившихся  социально-экономических условиях доминирующим направлением финансирования социальной сферы являетсяпрямое бюджетное финансирование, базирующееся на подушевых нормативах. Оно предоставляет широкую финансово-экономическую самостоятельность учреждениям и организациям бюджетной сферы. 

Бюджетное  финансирование социальных отраслей  не замещается, а дополняется внебюджетным финансированием. Кроме того, прямое бюджетное финансирование сочетается с косвенным через механизм предоставления налоговых льгот как государственным организациям, так и субъектам выделения внебюджетных средств. Финансирование в некоторых отраслях социальной сферы (здравоохранение, пенсионное обеспечение и т.д.) в последние годы стало строиться на страховых началах, что обеспечивает взаимосвязь размера выплат и общего трудового вклада.  
  
 10. Прогнозирование территориальных бюджетов. 

Прогнозирование территориальных  бюджетов связано с распространением в 70-е годы практики разработки перспективных  комплексных планов экономического и социального развития территорий, в которых необходимо было производить  прогнозные расчеты бюджетных показателей как основы планирования финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами. Методология прогнозирования территориальных бюджетов впервые в нашей стране была разработана и апробирована в 1976 г. Г.Б. Поляком в ходе подготовки и реализации комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц.

Прогнозирование развития территориальных бюджетов основывается на других показателях. Так как рост населения и изменения его структуры оказывают непосредственное влияние на развитие всех отраслей местного хозяйства, а следовательно, на развитие территориальных бюджетов, большое внимание в прогнозировании уделяется анализу перспектив демографических изменений.Демографическое прогнозирование позволяет определять направления использования средств, т. е. выявлять приоритеты в финансировании отраслей местного хозяйства. Долгосрочный финансовый план носит характер прогноза, в котором предусматриваются возможные источники и объемы поступлений финансовых ресурсов, а также долгосрочные целевые программы, по которым осуществляются расходы. Такие финансовые планы имеют название сменных пятилетних планов.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 11.Правовая  основа территор-ых  бюджетов. Правовой основой функционирования террит-ых финансов яв-ся законодат-ые акты, изданные в России с 1991г. Органы госуд-ной власти субъектов РФ наделены бюджетными правами в соответствии с Констит.РФ и Бюджет.кодексом РФ. Субъекты РФ вправе издавать свои законодат-ые акты, регламентир-щие бюд-ые правоотношения на подведомственной тер-рии. В области регулирования бюджетных правоотношений в ведению субъектов РФ относятся: установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъекта РФ, утверждения и исполнения региональных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджета субъектов РФ; разграничение полномочий по осуществлению расх. между бюджетом субъекта РФ,  порядка и условий предоставления помощи бюджетам субъектов РФ; предоставление финн-вой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Рф местным бюджетам и т.д. Представительные органы субъектов РЫ вправе вводить регион.-е налоги и сборы, устанав.-ть размеры ставок по ним и вводить налоговые льготы в пределах прав, предостав-ых налог-ым законод-вом РФ. Органы испол-ной власти субъектов РФ могут предоставлять кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязат-х платежей в пределах лимитов предоставления. Вместе с тем органы испол-ной власти субъектов РФ вправе  предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязат-х платежей в бюджеты субъектов в части суммы федер-го налога или сбора, поступающий в бюджет субъекта РФ, только при отсутствии задолженности по бюджетным судам бюджета субъекта РФ перед фед-ым бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ и размеры государственного долга,установл-ых бюджетным кодексом РФ. Финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, всегда имеют правовую форму . Не только формирование фондов денежных средств, но и их распределение осуществляется исключительно на основании норм права (правовых норм). Поэтому изучение правового регулирования муниципальных финансов – основа грамотной финансовой деятельности органов местного самоуправления. Правовой формойбюджета является закон для государственных бюджетов и государственных внебюджетных фондов и муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования для местного бюджета. Таким образом, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме решений представительных органов муниципальных образований. Законодательную основу местных финансов составляют Конституция РФ, ратифицированная РФ Европейская Хартия местного самоуправления,Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ,Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, содержащие нормы финансового и муниципального права. Данные законы определяют систему правоотношений, возникающих между органами государственной власти и органами местного самоуправления в процессе развития местных финансов, бюджетного регулирования, предоставления компенсаций, финансовой помощи, финансирования целевых программ, разграничения объектов собственности и т.п.; систему правоотношений, возникающих между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования;  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 12. Органы управления  территориальными  финансами. В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов Российской Федерации, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации. К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что для осуществления последней функции в составе исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации может быть создан специальный орган. Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах — как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы). Финансовые органы субъектов Российской Федерации в отличие от финорганов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами. В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Вместе с тем в ст. 78 Конституции РФ предусмотрена возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Российской Федерации и наоборот. Именно на этом основана возможность привлечения органов федерального казначейства (ст. 168 БК РФ) к исполнению региональных бюджетов, средства которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации и не подпадают в перечень федеральных полномочий. Таким образом, в соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, имеют право на создание собственного казначейства, но могут заключать договоры с органами федерального казначейства, в то время как дотационные регионы должны исполнять бюджеты через органы федерального казначейства.  
  
13.Сущность  и назначение территориальных  бюджетов. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации). Главная составная часть территориальных финансов - региональные бюджеты. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Другая важная часть территориальных финансов — средства субъектов хозяйствования: 1.финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, его коммунальные предприятия); 2. финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Еще одной важной частью территориальных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками их формирования служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 14. Финансовый контроль  и анализ террит-ных  бюджетов. Основная цель бюджетного анализа – исследование ряда показателей по ключевым параметрам, отражающим реальную картину составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета; налогообложения и собираемости налогов; изменение состояния экономики и финансов в зависимости от бюджетно-налоговой политики; соблюдение принципов бюджетного устройства и налогообложения. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверки закономерности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов находящихся в распоряжении государства. Объектом финан-го контроля-бюджетная система и бюджетный процесс. Финан-ый контроль-проверка финанс-ых и связанных с ними вопросов деятел-ти предприятия и органов управления с помощью стоимостных показателей. Бюджетный анализ проводится с целью обоснования параметров показателей при составлении бюджета, оценка конечного результата исполнения, определения причин отклонений от утвержд-ых бюджетных показателей, выявления резервов при исполнении, обеспечения своевременного и полного финансирования расходов, а также определения уровня устойчивости террит-го бюджета. Анализ бюджета должен вестись отдельно по дох.и расх. Для анализа могут использ-ся гориз-ный нализ в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также планове с фактич-ми. Вертик-ый анализ в результате которого опред-ся структура бюджета доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показ-ле и их влияние на общие результаты. Трендовый анализ провод-ся с целью выявления тенденций. В ходе аналитич-кой работы могут испол-ся абсол-ые показ-ли дох.и расх. Части бюджета. Относит-е показ-ли это бюджетные коэфф.-ты,выявляются тенденции развития бюджетных показ-ей и кол-ные и качест-ые стороны влияния отдел-ых факторов на процесс исполнения бюджета.Критериями текущей устойчивости бюджета являются: (1) обеспечение полностью и в срок текущих платежей в региональный бюджет; (2) своевременное покрытие текущих обязательств и недопущение накопления задолженности перед бюджетной сферой; (3) обеспечение нормальной ликвидности бюджета.  
   
 15. Самоуправление в  муниципальных образованиях. Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель. Муниципальное образование — городское, сельское поселение или иная территория, на которой в соответствии с законом осуществляется местное самоуправление, действуют выборные и иные органы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований: Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправлениямуниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления  
  
 16. Роль территориальных  бюджетов в финансировании  учреждений социальной  сферы. Включает затраты на образован, здравоохрание и физ.культуру, соц-го обеспечения, соц-ая помощь, культуру и искусство, средства массовой информации, инвестиционные программы в соц. сфере (строит-во жилья, создан соц инфраструктуры). Наибольшую суммы направлена на финансиров-ие образован. Крупные расходы на оборону. Особенность деятел-ти организаций обслуживания состоит в том, что часть их услуг населению поступают на платной основе, а часть на бесплатной и льготной. Бесплатные услуги в основном предоставл-ся за счет обществ-ых фондов потребления и направляются населению по каналам местных бюджетов. Эти расх. связаны с финансиров-ем ЖКХ, здравоох-ния, образ-ия. Финансир-ие учебных заведений осущест-ся из фед-го, реион-ых, местных бюджетов и за счет личных средств граждан.Нач.и сред. професс.-ое образование примерно поровну финансир-ся из регион-ых и местных бюджетов. Дошкольные и учреждения общего образования финансир-ся из местных бюджетов. Главным источником финансир-ния учреждений культуры и искусства яв-ся территор-ые бюджеты. Их доля в консолид-ом бюджете превышает 70%..Особеностью финансиров-ия объектов культры яв-ся то, что часть из них имеет возможность получения внеб-ых доходов,поступающих в результате их коммер-ой деят-ти.Здравоохранеие-одна из ведущих отраслей соц-ной сферы. Финансирование здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств и средств ОМС. Средства бюджетной системы расходов на здравоохранение перечисляются из всех звеньев бюджетной системы. За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения. Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидеми-ологические мероприятия и др. Главным, наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений — больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.  
   
 17.Сущность  и роль территориальных  финансов в экономическом  и социальном развитии  муниципальных образований. Территориальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов - финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в эк. и соц. развитии страны. Через региональные бюджеты государство активно проводит эк. политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней эк. и соц. развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем эк. и соц. развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. Финансы – это экон. инструмент создания и распределения фондов денеж. средств в гос-во. Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имели ден. форму выражения. финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичных формах; кроме того движение всех инвестиционных ценностей, заменяющие ден. средства. Соц-эконом сущность финансов заключается в исследовании за счет кот гос-во получает фин. ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.  
 

Информация о работе Роль логистики в управлении предприятием