Шпаргалка "Государственный бюджет"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:20, шпаргалка

Описание работы

РАбота содержит ответы на 56 экзаменационных вопросов по "Государственный бюджет"
1. необходимость и генезис ГБ.
...
56. Принципы построения бюджета Союзного государства

Работа содержит 1 файл

spory_po_GB.doc

— 487.50 Кб (Скачать)
ign="justify">Собств. дох. мест. б-тов:

1.местн.  налоги

2. различ. сборы

3. дох.  от приватизации

4. др.

В тексте закона отождествляется собственные  и закрепленные дох. источ. М/у тем  перечень дох. закрепленных за мест. б-тами м. изменяться з-ном о б-те на очередной  фин. год. Объем расх. б-та не м. ограничиваться рамками собств. дох., п.э. в закон. порядке за мест. б-тами закрепляются опред. дох. (подох. налог с ФЛ, земельный налог, ННН,  эколог. налог, акцизы и т.д.).

Собственные дох. составляют чуть более половины дох. тер. б-тов, п.э для покрытия деф. требуется привлечение доп. ср-в  из вышестоящих б-тов.

Сбалансирование мест. б-тов осущ. по средствам:

1. регулир-х  дох. в виде отчислений от  общересп. дох. и нал.

2. в  виде дотаций, субвенций, субсидий.

Т.о. при  распр. дох. м/у б-тами применяются  след. методы: 1. процентных отчислений от общегос. респ. нал. и дох. 2. предоставление фин. помощи регионам из вышестоящ. б-та.

Регулирующие  дох. б-та- это респ. нал. иные платежи. по кот. устанавливаются нормативы  отчислений в % мест. б-ты на очеред. фин. год.: налог на дох и  приб; НДС, некот акцизы. разрешение отчислений от регулир-х дох устан-ся с учетом: 1) степени сбалансир-ти дох и расх конкрет б-та; 2) дох поступ на соотв тер. в соотв с з-ном о бюдж с-ме РБ в случае нецелев использ субсидий, субвенций они м б отозваны органами власти выдавшими их.

Такое перераспределение дох. м/у отд. видами б-тов путем передачи ср-в вышестоящ. нижестоящ. б-там и составляет содержание БР.

26. Налог. платежи м. подразделяться на:

1. налоги

2. налог.  доходы

Налоги  в РБ взимаются в соотв. с налог. кодексом (общая часть) и совок. законодат. актов опред-х порядок исчисления и взимания отд. налогах (закон об НДС и др.) Перечень налогов опред. зак-но Парламентом или Нац. Собранием. Налог. доходы – это не обязательно налоги, это платежи имеющие налоговые признаки. В частности таможен. сборы, пошлины. М. рассматривать налоги в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова – налоги обяз. платежи взимаемые с юр. и физ. лиц в принудительном порядке (в соотв. с законодательством) в б-т. Из теории налогов налоги формир. в матер. пр-ве. В широком смысле слова налоги- это обяз. платежи взимаемые с юр. и физ. лиц в б-т, в виде налогов, тамож. пошлин, и др. обязательных отчислений. Приведем определение налога, представленное в Налоговом кодексе Республики Беларусь (1 часть, статья 6). Налогом признается «обяза¬тельный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организа¬ций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты». Ряд эк-тов обяз. отчисления в целом б-тные фонды рассматр. также как налог. платежи, т.к. имеют признак налогов. Налоговые платежи занимают наибольший удельный вес (80-90%) в доходах бюджета. Отличительной чертой налогов является наличие в нем признаков императивности, безвозмездности, законности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства, абстрактности, относительной регулярности.Признак императивности налога означает, что налогоплательщик не имеет права отказаться от вы¬полнения возложенной на него обязанности - пла¬тить налог в бюджет государства. Безвозмездность налогов означа¬ет, что налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. Это отличает налоги от других платежей и сборов, взимаемых го¬сударством с населения и юридических лиц возмезд¬но и не являющихся поэтому налогом. Налог уплачивается в целях финансового обеспече¬ния деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных до¬ходов. Именно за счет налогов в преобладающей степе¬ни формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обес¬печения деятельности государства. Законность налогов означает, что их установление, взимание осуществляется в порядке, определенном за-коном. Признак абстрактности налогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов. Относительная регулярность налога выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции. Доходная часть бюджета включают налоговые, неналоговые и прочие доходы.

В соотв. с классиф. доходов налог. доходы подразделяются:

1. налоги  на доходы и прибыль (налог  на прибыль и налог на доходы). 2. налоги на тов. и услуги (НДС,  акцизы, эколог. налог и др.).

3. налог.  доходы от ВЭД (тамож. пошлины  и сборы, и прочие сборы и  поступления от ВЭД). 4. др. налоги, сборы и иные обяз. платежи, в т.ч. отчисления в инновационные фонды.

В РБ основная доля доходов бюджета формируется  за счет налоговых поступлений. Основную долю составляют НДС, налог на доходы и прибыль, акцизы, подоходный налог, доходы от внешнеэкономической деятельности. За 2005-2006 гг. сложилась следующая динамика налоговых доходов в общей величине доходов консолидированного бюджета. В 2005 г. этот показатель был равен 72,4%, а в 2006 г. – 70,1%. В последние годы идет снижение доли налоговых доходов консолидированного бюджета в общем объеме доходов. Основной удельный вес занимает НДС – около 20% в доходах бюджета. НДС относится к числу наиболее стабильных источников доходов бюджета, оказывающих существенное влияние на наполняемость бюджета. НДС составлял 19,2% в доходах консолидированного бюджета. Вторым по значимости источником доходов консолидированного бюджета  (около 16%) являются налоги на доходы и прибыль. Акцизы являются значимым источником доходов консолидированного бюджета. Их доля в общих доходах бюджета (без учета ФСЗН) составляет более 9%. Основная часть акцизов поступает в республиканский бюджет, акцизы на вина, винные и слабоалкогольные напитки являются источником местных бюджетов. Подоходный налог также является значимым источником дохода консолидированного бюджета. Поступления по данному налогу в 2006 г. составили 6,5% в общей сумме доходов бюджета и увеличились по сравнению с 2005 г. на 32%. Подоходный налог по законодательству полностью зачисляется в местные бюджеты. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности в последние годы являются важным источником доходов консолидированного бюджета. Их доля в общих доходах бюджета составляет 5,4%. Доходы от внешнеэкономической деятельности полностью зачисляются в республиканский бюджет.

27. Неналог. доходы несмотря на незначит. уд. вес в доходах б-та по своему кол-ву (составу) значит. превышают налог. источники. Их свыше 50. Признаки неналог. платежей: 1. зак-но определены, но носят в основном добровольный характер. 2. в основном добровольный характер и уплата при опред. обстоятельствах. 3. эти обстоятельства м.б. одноразовые, т.е. периодичность м. отсутствовать и, как правило, отсутствует. 4. как правило, носит возмездный характер, т.е. оказание услуги, получение право пользования, др. возмездные услуги. 5. как правило, носят целевой характер. Они взимаются с опред. целью. Неналоговые Д б-та: текущие и капитальные. Текущие: 1. Доходы от госсобственности и предприним-й деят-сти: а). Прибыль НБ; б). Плата банков за пользование ден-ми ср-вами бюджета; в). % по ссудам, а также по целевым бюджетным и валютным кредитам; г). дивиденды по акциям, принадлежащим гос-ву; д). налог на добываемые природные ресурсы; е). Арендная плата за землю.

2. Административные  сборы и платежи (АСП): а). Непосредственно АСП(поступления связ-е с таможенным контролем, вексельный сбор, сборы в ГАИ , сборы за выдачу паспорта); б). Доходы от предоставления услуг (госпошлины; сборы на содержание детей в школах-интернатах, ПТУ).

3. поступления  по штрафам и санкциям

4. Прочие  ненал-е доходы: а). Добровольные  взносы ф.л. и юр.л.; б). Невыясненные  поступления; в). доходы от реал-и  имущества или клада г). прочие  пост-я

Капитальные неналоговые доходы: 1. Доходы от произведенных  активов: А). От реализации гос-х акций  Б). От выкупа и реализации гос-го имущества В). доходы от приватизации путем продажи госсобственности на аукционах; Г) доходы от реализации гос-х резервов (может и не быть)

Учет  перечисленного имущества возлагается  на налоговые органы. Оценка перечисл-го имущества возлагается на комиссию, к-я состоит из представителя МНС, местного распорядительного или исполнительного органа и представителя организации, которой это имущество передается для реализации или пользования.

Ненал дох в консолид б-те занимают небольшой уд вес около 5,6%, при этом в респ б- те 6,1%, а в мест 3%. В 2006г  ненал дох в респ б-те уменьшились по срав с 2005г. на 415 млрд. руб. на 2007 г. в дох конс б-та доля ненал дох предусматривается с уменьшением на 0,9% и сотавит 1386,2 млрд. руб. 

28. Содержание гос-х расходов, их состав, структура и роль в общественном воспроизводстве.

В отлич  от дох кот аккумулир-ся в бюджете  в рез изъятия части ден  ср-в у населения, П, организаций  его рес в виде расх передаются в распоряжение отд субъектов  хоз и граждан. Фин отн м/у гос и субъектами фин-я всегда имеют ст-тную форму, безвозмезд х-тер и их обяз участником выступает гос. являясь собственником бюдж рес, гос имеет право распоряжаться ими, направлять их на развитие матер и соц сферы, покрытие общегос и др потребностей, т.е осущ расх. Стр-ра расх гос б-та, их содержание формир-ся под воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают уровень развития производительных сил и пр-вен отн, конкретная эк и соц ситуация.

По функц  класс Расходы ГБ: 1) на поддержку отрасли эк-ки (18,1%); 2) соц-культ мероприятия; 3) оборона; 4)управление.5) прочие. Расх свыше 32 трлн в 2007г.

Расходы на отрасли эк-ки направляются в  настоящее время на поддержку  промышленности, стоит-ва, энергетики, с/х, ЖКХ, транспорта, дорожного строит-ва, связи, а также на развитие рыночной инфраструктуры, охрану окр-щей среды и природных рес-в, геодезию и гидрометеорологию.

с/х  занимает наиб уд вес. Если расх на нац  эк составляют 7,1 трлн, то на с/х 2,7 трлн. промыш, энергетика, строит-во, архитектура 1,9 трлн. в т.ч топливо и энергетика 1,35 млн. такие отрасли как дорож хоз, транспорт, ЖКХ из респ б-та фин-ся в незначит объемах, т.к фин-ся ще из мест б-тов.

Несмотря  на общее снижение расходов на эк-ку, с конца 90-х гг расходы на поддержку  отраслей эк-ки выросли. Оценивая этот процесс, необходимо исходить из следующего:1. суб-ты хоз-я отраслей эк-ки должны организовывать свою деят-сть на принципах хозрасчета, самоокупаемости. 2. Снижение б-го фин-я эк-ки д.б. научно обоснованным. В усл-ях перехода крынку необходимы гос-е инвестиции для оказания поддержки ряду отраслей и п/п-й, прежде всего тем, к-е оказывают услуги населению в условиях госрег-я тарифов на эти услуги. Неоходимы гос-е инвестиции в развитие наиважнейших отраслей, перелив ср-в, в к-е даст в будущем рост поступлений в бюджет. Т.о., снижение расходов на отрасли эк-ки не может завершиться полным отказом от бюджетного фин-я. В усл-ях рынка в РБ остаются такие расходы, к-е требуют привлечения гос-х ср-в. т.к. функционирует госектор эк-ки. Для стабилизации эк-ки РБ, развития предприним-ва, рыночной инфрастр-ры необходима фин-я помощь гос-ва.

Расх  на соц сферу: на образование, соц  политику, здравоохр, физкультуру, культуру и СМИ. Наиб уд вес на соц политику 11,7 трлн. руб. расх на образ-е 1,2 трлн. здравоохр 900 млрд. руб.

С приобретением  суверените выросли расх на оборону  и упр-е.1,8 трлн. руб

Существуют  различные классификации бюджетных  расходов. Наи¬более крупную группу представляет деление расходов на внутр  и внеш расх государства. По общественному назначению расходы государства могут быть раз¬делены на следующие группы: экономические расходы; расходы на соци¬альные нужды; расходы на управление; военные расходы; расходы на внешнеэкономическую деятельность; расходы на создание государственных запасов и резервов. Эк расхиспользуются с целью государственного ре¬гулирования ЭКОНОМИКИ и направлены в сферу производства. ПО их ве¬личине можно судить о степени государственного вмешательства в эко¬номические процессы. Почти во всех бюджетах предусматривается государственная поддержка нерентабельных, но име¬ющих социальную значимость производств: городское благоустройство, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, угольная про¬мышленность, традиционные виды национальных промыслов. В странах, вступивших на путь рыночных реформ, за счет данных видов расходов может осуществляться дотирование цен на социально важную продук¬цию, общественный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, со¬здание рыночной инфраструктуры и др. Большое значение имеет выде¬ление расходов на научно-исследовательские разработки и программы. Расх на соц нужды предусматривают в первую очередь финансирование сферы услуг: образование, здравоохранение, культуру, искусство. Расходы бюджета на социальные нужды имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важней¬шую часть затрат на воспроизводство рабочей силы, обеспечивают фи¬зическое и духовное здоровье нации и служат вложениями в человечес¬кий капитал. Расх на упр-е предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муницип управления, правопорядка, судебной власти. Военные расходы к ним относят расходы на содер¬жание армии, научно-исследовательские разработки в области обороны, создание и закупку военной техники и другие расходы, прямо или кос-ВеннО обеспечивающие военную мощь государства. Расходы на внеш д-ть предусматривают осу¬ществление мероприятий и финансирование программ по межгосудар¬ственному сотрудничеству: содержание дипломатических представи-тсльств, консульств, участие в международных общественных организа¬циях, выставках, прочих международных мероприятиях, культурных и научных связях. Расходы на создание гос запасов и резервов создаются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных и военных бедствий, являются обязательной статьей расходов государственного бюджета.

Расходы бюджетов в завис от их экономического содержания делятся на текущие и  капитальные расходы. Это определяется бюджет¬ной классификацией расходов бюджетов. Капитальные расходы бюджетов - это  часть расходов бюджетов, свя¬эанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государствен¬ной и муниципальной собственности. Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая те-кущее финансирование органов государственной власти, местного само¬управления, бюджетных учреждений, оказание государственной под¬держки другим бюджетам и отдельным отраслям эк-ки в форме дотаций, субсидий и субвенций.  

29. Расходы на поддержку отраслей эк-ки.

В рыночной эк-ке роль бюджета в развитии отраслей эк-ки не уменьш-сь, а лишь измен-ся направление  расходов, их содерж-е и стр-ра. С  нач 90-х бюдж ассигн в отрасли  нар хоз постепенно сокращались.

С/х: приоритетный сектор нац-й эк-ки. Это связано  с необх-стью сохранения продовольственной безопасности сохр-я фин-я АПК. Фин-е с/х осущ-ся из респ-го бюджета, местных б-тов и ЦБФ (за последние годы доля ЦБФ увеличилась 1,2 раза,а фин-е из бюджета сократилось 2раза). В 1-ю очередь фин-ся программа по продовольствию и обеспечению аграрной реформы. Фин-ся господдержка с/х п/п, расходы по закладу зерна в резерв, на компенсацию банкам потерь от льготного кредитования с/х. , фин-ся расх на поддержку крестьянско-ферм хоз. Фин-ся расходы на повыш-е качества зем-х ресурсов, на содерж-е бюджетных с/х учреждений.

Осн-я  часть фонда поддержки пр-лей  с/х прод-и напр-ся в виде субсидий на поддержание фиксир-х цен на продтовары, а также на закупку  с/х техники. АПК не вышел на качественно  новый уровень. Необходимы изменения  не только режима фин-я, но и разработка новых методов упр-я.

ЖКХ: 1999 – упразднены ЦБФ мест советов  для фин-я расх на содержание ведомственного жилищ фонда и введением в  состан дох бюджета целев сборов на фин-е расх связ с содержанием  и ремонтом жилищ фонда, расх на ЖКХ фин-ся непосред-но за счет бюдж ср-в и образованных в 2000г жилищ-инв фондов. Ср-ва целее сборов предназнач для фин-я расх связ с одержанием и ремонтом ведомствен жилья, домов ЖСК. Ср-ва – не только на ЖКХ, но и обустройство городов, поселков и т.д. последнее время – уменьш-е субсидий на ЖКХ. В 2001 – из б-та компенс-сь 55% издержек по оказ-ю услуг, 2002 – 40%. Остальное – за счет собст-х ср-в ЖКХ и эксплу-х орг-й (аренд-я плата, за жилье ... ).  Из этих 40% -- 25% --ср-ва мест-х б-тов, 15% -- целевые сборы. Т.о., осн-я доля расх-в б-та – на покрытие убытков ЖКХ. В переспективе следует перейти от б-тного фин-я к фин-ю за счет оказания услуг ? повышение цен на услуги.

Информация о работе Шпаргалка "Государственный бюджет"