Система внебюджетных фондов в РФ современное состояние, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской Федерации. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

Работа содержит 1 файл

курсовик Внебюджеетные фонды.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

      C 1 января 2005 года согласно  пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 6% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 1 112, 72  рублей); 10-14% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии  и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 660 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности); 4%  направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии» Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

      В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали  мужчины 1952 года рождения и старше, и женщины 1956 года рождения и старше,– то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти лет после начала реформы. А граждане, родившееся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, как предполагается, будут участвовать в ней в ограниченном объеме – их накопительные поступления составляют пока 2 % от размера легальной заработной платы, а с января 2005 года этот платеж будет возвращен в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

      Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как в старой,  а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

      Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

      Пенсионная реформа положительно скажется и на состоянии экономики в целом,  и позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны.

      Как сказано в законе "Об обязательном пенсионном страховании", страхователем  может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе могут принимать участие негосударственные пенсионные фонды – туда можно будет переводить накопления из ПФР.

      Одной из основных задач, которую должна решить реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Уже, начиная с  1 января 2002 года, реально запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, будет получать официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

      Размер  базовой и страховой части  пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции.

      Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного  страхования предусматривается  создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3. Основные направления реформирования системы внебюджетных фондов России. 

      В современном научном сообществе выдвигаются различные точки  зрения по поводу совершенствования  государственных внебюджетных фондов, также органы государственной власти ищут пути преодоления кризиса социальной защиты населения и доведения ее до уровня развитых западных стран и США. Рассмотрим основные мнения ученых и органов государственной власти по поводу модернизации внебюджетных фондов социального назначения.

      Аспирант  МГУ Крючков А.В. размышляет на тему совершенствования Пенсионного фонда РФ. По его словам, целесообразно воспользоваться опытом зарубежных стран, переняв у них практику распределения обязанностей по уплате взносов в ПФР между работодателями и работниками. Он предлагает использовать следующую методику: для лиц до 1966 г. рождения включительно и старше необходимо в течение 6 лет довести ставку отчислений в Пенсионный фонд с 1% до 6% от заработной платы работника для формирования страховой части пенсии; для лиц моложе 1966 г. рождения провести аналогичное преобразование, затронув при этом не страховую, а накопительную часть трудовой пенсии. Суть данного изменения заключается в осуществлении операций лишь со страховой и накопительной частью, оставив базовую составляющую трудовой пенсии без изменений, как и ставку единого социального налога. Тем самым, рост объема отчислений в Пенсионный фонд будет достигнут только благодаря взносам работников, не коснувшись фонда оплаты труда предприятия и ставки ЕСН. Как результат, по мнению молодого ученого, в долгосрочной перспективе граждане, достигшие пенсионного возраста, ощутят на себе положительный отклик данного преобразования.4

      Воронин Ю. видит проблему Пенсионного фонда в нестабильности экономической ситуации в стране. Он считает, что пенсионное обеспечение неотделимо от экономики и отражает тенденции ее развития. Для выхода из кризиса, по мнению профессора, государство должно определиться с общим социально-экономическим курсом: в стране необходимо формирование эффективного, подлинно социального государства, приоритетной задачей которого, согласно Конституции РФ, будет обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Стратегия социально-экономического развития должна иметь долгосрочную перспективу со сроком 15-20 лет и учитывать тенденции изменения всех факторов производства, в том числе демографические. Также необходимо вывести Пенсионный фонд из подотчетности Правительства РФ и законодательно закрепить его как действительно Государственный внебюджетный фонд РФ.5

      Что касается преобразований в сфере  обязательного медицинского страхования, по этому вопросу в Подмосковье (г. Клин) 14.07.2008 прошло совещание по вопросам развития здравоохранения, на котором Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что в скором времени будут приняты новые стандарты медицинской помощи, что потребует в несколько раз увеличить финансирование из государственного бюджета в связи с переходом на «полный тариф», который будет рассчитываться исходя из стандартов медицинской помощи. Также будет повышено качество медицинских услуг, что, повлечет за собой обеспечение достойной оплаты труда сотрудников здравоохранения, а, следовательно, дополнительное финансирование. Бюджет здравоохранения к 2020 году должен увеличиться в несколько раз.6 Также было решено, что лечебные учреждения будут финансироваться только через систему обязательного медицинского страхования. Произойдет централизация денежных средств в Фондах обязательного медицинского страхования, которые в зависимости от объемов оказанной помощи будут распределяться между лечебно-профилактическими учреждениями на основе «полного тарифа».7

      Помимо  органов власти, проблемой здравоохранения  заинтересованы и ученые. Так Иродова Е.Е. и Смольницкая Н.Ю. рассматривают проблему распределения финансовых обязательств по охране здоровья населения между государством, фирмами и индивидом. Они предлагают построить систему действенного добровольного медицинского страхования, которая на основе бюджета и его обязательного медицинского страхования будет обязана обеспечить как систему доплат – «соплатежей», в государственных учреждениях, так и полную оплату обслуживания и лечения в частных медицинских организациях соответственно «пакету» страховых услуг. Таким образом, должно произойти достижение объединения страховых платежей ОМС и ДМС для каждого конкретного застрахованного путем определения пропорций бюджетного, страхового и частного финансирования медицинских услуг, которые обеспечат согласование интересов общества, фирм и отдельных граждан.8

      Проблему  реформирования социального страхования  затронул ежегодный экономический  доклад 2008 года общероссийской общественной организации «Деловая Россия», в  котором Ереметов О.В. предложил создание финансово устойчивой системы, способной обеспечить работающим гражданам России надежную защиту от социальных рисков, связанных с утратой заработка либо основного источника дохода, построенной на реальных страховых принципах. К задачам построения такой системы докладчик отнес определение четкого круга застрахованных, установление исчерпывающего перечня видов страхового обеспечения, исходя из принципа возмещения утраченного заработка при наступлении страховых случаев, снижение ставки единого социального налога до уровня, необходимого для финансирования базовых государственных социальных гарантий, и установка налогооблагаемой базы, отличной от ФОТ предприятия. Также он отметил необходимость введения специальных целевых страховых платежей исключительно для выплаты страховых пособий вместо обезличенных налоговых отчислений. По его мнению, введение таких платежей будет способно обеспечить сбалансированность доходов и расходов системы социального страхования. Одним из базовых  принципов модернизации выступает разделение систем обязательного страхования относительно работающего и неработающего населения. Для первого необходимо оставить методику страхования без изменения, а для второго базой для выплат социальных пособий определить средства, отличные от ФОТ предприятия, а именно, средства федерального и регионального бюджетов.

      Помимо  всего сказанного, нельзя не отметить, что государство приняло решение  о ликвидации единого социального  налога, вместо которого с 2010 г. будут  использоваться страховые взносы.9 Налогооблагаемой базой останется все тот же фонд оплаты труда, а вот ставки вырастут. Так с 2010 года изменения коснутся отчислений в ПФР, которые возрастут до 20% от ФОТ,10 а с 2011 года тарифы страховых взносов будут иметь следующий вид: ПФР – 26% от ФОТ, ФСС – 2,9% от ФОТ, ФФОМС – 2,1% от ФОТ, ТФОМС – 3% от ФОТ. 11

      Как мы видим, значительные изменения затронут лишь ПФР, объем выплат, в котором возрастет на 12%, а это немалая величина. Также в равной степени на 1% возрастут отчисления в ФФОМС и ТФОМС. Целью данного преобразования, безусловно, является попытка выхода из кризиса Пенсионного фонда путем значительного увеличения доли собственных средств для ликвидации дефицита бюджета ПФР, а также повышение объемов финансовых ресурсов в ФОМС для более успешной реализации территориальных и федеральных программ обязательного медицинского страхования граждан страны. Неизменная величина страховых взносов в ФСС может означать незаинтересованность власти в каких-либо изменениях в данной области, возможно, на данный момент государство не считает это задачей первой необходимости.

      Для достижения наилучших результатов экономические преобразования должны иметь комплексный характер: реформирование необходимо проводить одновременно в нескольких нуждающихся в этом областях, поскольку экономические составляющие неотделимы друг от друга. В связи с этим, совершенствование одной ее области может быть неэффективным при стремительно развивающихся негативных тенденциях в другой, которая особо тесно с ней взаимодействует. Так преобразование внебюджетных фондов, входящих в состав звена «государственные и муниципальные финансы» бюджетной системы РФ, может не дать ярко выраженных результатов при отсутствии попытки создать прогрессивные изменения, затрагивающие валютную, денежно-кредитную и др. системы, непосредственно связанные с ней.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

    Расширение  деятельности государства привело  к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых  сохранили свою самостоятельность  даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В РФ они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

    Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения; Фонд обязательного  медицинского страхования – для  обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

Информация о работе Система внебюджетных фондов в РФ современное состояние, перспективы развития