Сущность и функции бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Доходы бюджета (курсовая).doc

— 494.00 Кб (Скачать)

ПЛАН 

 

1. Сущность и функции бюджета, взаимосвязь с государственными доходами

 

     В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры  общества и государства основополагающую роль играет финансовая  система  государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.

     Бюджет  — есть категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества. По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода (частично национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.

     Бюджет  не только категория историческая, экономическая, но и политическая. Его  возникновение и развитие связано  с зарождением, формированием и  развитием политического строя государства.

     Бюджет  — это и социальная категория, определяющая социальные отношения  в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества.

     Проблема  понимания природы бюджета обусловлена  не только тем, что бюджет понятие  экономическое, историческое, социальное, политическое или правовое, но главное, что бюджет есть понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией «государство».

     Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности. Государственный  бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

     По  своей структуре, с одной стороны, бюджет — это форма образования  и расходования ресурса денежных средств, а с другой — это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией. С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства, обеспечивающая решение задач:1

     • перераспределения внутреннего  валового продукта;

     • государственного регулирования и  стимулирования экономики;

     • финансового обеспечения бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

     • стабилизации кредитно-денежной системы  государства;

     • удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов  обороны, безопасности и правопорядка и т. д.;

     • регулирования экономической и  социальной видов деятельности субъектов  хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;

     • разрешения вопросов освоения новых  технологий, программ и производств;

     • обеспечения международных и  межгосударственных договорных обязательств;

     • контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств  и т. д.

     Функции бюджетов заложены в их сущности, которые  проявляются через их свойства. Для бюджета это функция формирования фонда денежных средств, функция использования фонда денежных средств, контрольная функция. На рисунке 1 приведены основные функции бюджета.

     

     

     

       

     

     

     

     

     

     

       

     Рис. 1. Основные функции бюджета2

     Первую  функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства — физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы рабочих и служащих, доходов лиц, работающих по найму, предпринимательской прибыли (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей), ренты, процентов.

     Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий (экономической конъюнктуры) каждой страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов. Так, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением в обществе. Очевидная особенность структуры доходов федерального бюджета — определяющий удельный вес налоговых доходов — около 80% (78,27%). Пять основных налогов: налог на добавленную стоимость — 39,13%; таможенные пошлины и иные таможенные сборы и налоги — 13,89%; единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет, — 15,12%; акцизы — 9,56%; налог на прибыль организаций - 7,43%.3

     Вторая  функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства. Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов.

     Если  основной целью частного финансового  хозяйства является получение дохода, то целью, основным содержанием государственного финансового хозяйства выступают расходы, посредством которых обществу доставляются государственные блага (услуги). Следовательно, в сфере гос. финансов именно реализация второй функции является наиболее значимой.

     Третья  функция бюджета связана с  построением эффективной бюджетной политики в области государственных (муниципальных) доходов и расходов, с планированием и утверждением доходов и расходов бюджета, обеспечением финансирования бюджетных расходов.

     Контроль  за образованием и использованием бюджетных  фондов предполагает возможность и  обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных  средств. Бюджет и бюджетная система не просто регистрируют и контролируют то, но и активно воздействуют на этот процесс, ускоряя или замедляя его. В современных экономических условиях бюджет связан посредством налогов практически со всеми предприятиями и организациями всех форм хозяйствования, с их финансовыми планами, а через них с производственными показателями, оказывая воздействие на их формирование.

     Таким образом, на современном этапе развития экономических отношений в стране роль бюджета как основного финансового плана государства, обусловлена тем, что бюджет:

     • способствует развитию производительных сил и структурной перестройке экономики;

     • является главным источником финансирования непроизводственной сферы и сферы социальной защиты населения;

     • выступает в качестве синтетического финансового плана, в процессе составления, утверждения и исполнения которого происходит корректировка финансовых планов и прогнозов предприятий и организаций всех форм собственности и методов хозяйствования.

     Экономическая сущность бюджета является основным фактором в совершенствовании бюджетного планирования, более полном использовании его доходов и расходов в современных условиях.

     Выделяя три основные функции бюджета, необходимо также отметить, что большинство исследователей указывают на важную роль бюджета в перераспределительном процессе. Посредством бюджетных отношений осуществляется процесс перераспределения ресурсов между отраслями, сферами общественной деятельности, территориями. В России, как и в любом другом государстве, есть отрасли с высокой и низкой доходностью.

     Посредством бюджетных отношений доходы высокорентабельных (например, газо- и нефтедобычи) отраслей перераспределяются в отрасли и   социально значимые сферы с низкой доходностью (например, здравоохранение). Таким образом обеспечивается экономическое равновесие. Роль бюджета в перераспределительном процессе отражает рисунок 2.

     Рис. 2. Роль бюджета в перераспределительном процессе4

     В равной степени посредством изъятия  части доходов в виде налогов с более состоятельных слоев населения, а также через косвенные налоги обеспечивается социальная поддержка безработных и пенсионеров.

     Важную  роль бюджет играет и при межтерриториальном перераспределении ресурсов, которое осуществляется посредством формирования системы межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения – совокупность отношений между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей законодательных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.

     Создание  эффективной бюджетной системы, безусловно, ключевая проблема в гармонизации бюджетных правоотношений, в организации движения бюджетных средств по целям и во времени. После распада СССР в 1991–1993 гг. происходила стихийная децентрализация бюджетной системы, унаследованной от де-факто унитарного государства. Доля региональных и местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета резко возросла, но при этом на субнациональные бюджеты оказались возложены расходы, прежде финансировавшиеся из российского и даже союзного бюджета.

     Принятые  в этот период основополагающие для  новой бюджетной системы законы до конца не исполнялись. Ряд республик фактически получили особый бюджетный статус. Соблюдение единых нормативов распределения поступлений федеральных налогов между федеральным и региональными бюджетами на практике также не выполнялось: во-первых, в результате проводимых неденежных зачетов разделяемые налоги могли быть уплачены  только в части, поступающей в бюджет региона, а во-вторых, установление долей отчислений федеральных налогов в бюджеты некоторых национальных республик регулировалось специальными инструкциями Минфина, т.е. носило индивидуальный характер.

     Особо следует остановиться на соглашениях  о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и регионами, которые вошли в практику отношений между федеральными и региональными   властями начиная с 1994 г. В целях сохранения единства и целостности Российской Федерации с республиками Башкортостан и Татарстан в течение 1994 г. были подписаны соглашения, предусматривающие не только зачисление 100% некоторых федеральных налогов (главным образом, НДС) в республиканские бюджеты, но и установление пропорций распределения остальных налогов на договорной основе.

     Впоследствии, в течение 1995–1996 гг. последнее положение  было закреплено и в соглашениях, заключенных с Республикой Саха (Якутия) и Санкт-Петербургом. Аналогичные соглашения, заключенные в 1995–1997 гг. с рядом других субъектов Федерации (Республики Удмуртия и Коми, Краснодарский и Хабаровский края, Свердловская, Иркутская, Нижегородская, Ростовская, Вологодская, Мурманская, Ярославская и Челябинская области), также предусматривали значительное расширение бюджетных прав региональных властей. Суть этих соглашений сводилась к предоставлению региону возможности финансирования расходов федерального бюджета на территории региона за счет собираемых с этой территории федеральных налоговых поступлений, права на проведение индивидуальных зачетов с федеральным бюджетом, использование индивидуальных согласованных показателей при расчете трансфертов, финансирование региональных расходных программ за счет средств федерального бюджета, к получению прав на контроль над средствами региональных отделений федеральных внебюджетных фондов, на назначение руководителей данных отделений и т.д. Таким образом, и некоторые регионы получали непропорционально большие полномочия по сравнению с большинством других субъектов Федерации.

Информация о работе Сущность и функции бюджета